Общероссийский патриотизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 17:10, реферат

Краткое описание

Целью данной реферативной работы является рассмотрение общероссийского патриотизма в современной России. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи: разобрать современное понятие патриотизма, его ценности, а также содержание патриотизма в российском государстве.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Современное понятие патриотизма. Ценности общероссийского патриотизма…………………………………………………………..…………..4

2.Патриотизм и российское государство………................................................13

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………….…..23

Вложенные файлы: 1 файл

Патриотизм.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)


4

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Марийский государственный технический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

Общероссийский патриотизм

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭУПАПК - 21

Кутасова О.О

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент

Артамонова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

Г. Йошкар – Ола

2010 г.

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3        1.Современное понятие патриотизма. Ценности общероссийского патриотизма…………………………………………………………..…………..4

2.Патриотизм и российское государство………................................................13

Заключение………………………………………………………………………21

Список литературы………………………………………………………….…..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

 

Введение

Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом? Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как «любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Для России патриотизм в современных условиях имеет особое значение. Однако его воспитание, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, значительная часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой – лжепатриотическими лозунгами различного рода сепаратистов, экстремистов и националистов. Отсюда возникает ряд проблем мировоззренческого и организационного плана. Государственный патриотизм необходим для преображения страны, реализации экономической реформы в интересах народа. Он важен для нравственного, духовного обновления общества, возрождения нашей культуры. Это благородное чувство нужно для торжества добра и справедливости, восстановления способности к соборному образу жизни и мышления, обеспечения условий для диалога и консолидации, более того – для сбережения единой, неделимой России.

Проблему патриотизма рассматривало много известных философов и ученых, таких как: российские ученые А.В. Опалев, И.Ильин, академик РАН Н.Н. Моисеев, испанский философ Ортега-и-Гассет и многие другие.

Целью данной реферативной работы является рассмотрение общероссийского патриотизма в современной России. Для этого мы ставим перед собой следующие задачи: разобрать современное понятие патриотизма, его ценности, а также  содержание патриотизма в российском государстве.

Данная реферативная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы. В первой главе разбирается современное понятие патриотизма и его ценности. Во второй главе рассматривается патриотизм и его место в российском государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Современное понятие патриотизма. Ценности общероссийского патриотизма

Для правильного понимания задач укрепления патриотического начала в обществе целесообразно рассмотреть само понятие «патриотизм». Это тем более важно, что значительная часть российского общества часто даже не задумывается всерьез о сущности и содержании патриотизма как общественного явления.

В толковом словаре В. Даля патриотизм трактуется как «любовь к отчизне». По его определению, патриот – это «любитель отечества, ревнитель о его благе, однолюб».[1]

В этом примерно ракурсе рассматривают патриотизм и современные энциклопедические словари, связывая сознание человека с эмоциями на проявление воздействий внешней среды на малой родине (месте рождения данного индивида), его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности.

Современная наука полагает, что понятие «патриотизм» составляет следующие элементы: отношение к судьбам своего Отечества, уважение к его истории, к своим предкам, любовь к большой и к малой Родины.

Уважение к истории государства, его предкам означает благожелательность по отношению ко всем своим соотечественникам, прежде всего землякам, являющихся гражданами данного государства, осознание единого общественного организма, его героического прошлого.

Любовь к малой и большой Родине – это почитание места своего рождения и места постоянного проживания, любовь и забота о них, уважение местных традиций, преданность родной земле до конца своей жизни. Эта любовь простирается от своего дома, улицы, села, поселка, города до границ данного территориального образования.

Следовательно, широта понимания границ своей родины, а также повседневная деятельность индивида, улучшение экономического и экологического состояния родной территории – все это определяет степень патриотизма каждого гражданина, является критерием уровня его истинного патриотического сознания. Чем шире территория, которую индивид считает своей родиной (вплоть до границ своего государства), чем больше любви и заботы он проявляет к отечеству, чем более весом его вклад в его благополучие и процветание, тем больший патриот данный человек, тем выше его патриотизм.

Патриотизм – составная часть русской национальной идеи, неотъемлемый компонент отечественной науки и культуры, выработанный веками. Он всегда расценивался как символ мужества, героизма и силы российского народа, как необходимое условие величия и могущества нашего государства.

Исходя из этого, вполне можно согласиться с определением патриотизма, данным российским ученым А. В. Опалевым: «Патриотизм – это наиболее значимая ценность, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим достоянием личности, характеризующей высший уровень ее развития, и проявляется в ее активной деятельности на благо Родины. Патриотизм выражает любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в беззаветном служении своему народу, вплоть до самопожертвования».[2]

Одним из важных явлений в духовно-идеологической жизни России является процесс становления   общероссийского   патриотизма,   формирующегося на основе заинтересованности всех народов, всех классов и слоев общества в возрождении страны, всесторон­нем развитии ее экономики, культуры, укреплении обороны, повышении международного авторитета Родины-Матери. Такой патриотизм приобрета­ет особое значение в деле укрепления единого Отечества и опирается на объективные и субъективные основы, глубокие исторические корни и тра­диции. "Духовно-культурное единство России завершается ныне, как и встарь, ее территориально-политическим единством, ее общей международно-военною судьбою и ее хозяйственно-производительною и торговой принадлежностью, - говорил Иван Ильин:[3] - Россия не выдумана дерзким завоевателем, подобно империи Наполеона; она не есть недавно и наскоро построенная федерация, подобно штатам Северной Америки. Она есть жи­вой, духовно и исторически сложившийся организм, который при всякой попытке раздела и из всякого распада вновь восстановится таинственной древней силой своего духовного бытия."

Вопреки настойчивым попыткам наших оппонентов, стремящихся к дальнейшему ослаблению и расчленению России, изобразить общероссий­ский патриотизм искусственным идеологизмом, навязанным либо "красно-коричневыми", либо властями, эта объединяющая соборная ценность воз­никла и укрепляется под влиянием целого ряда реальных факторов разви­тия общества.

Во-первых, все народы, классы и слои российского общества заинте­ресованы в предотвращении межнациональных конфликтов, которые ос­лабляют всю страну, приводят к снижению жизненного уровня, многочис­ленным человеческим жертвам, разрушениям, росту численности вынуж­денных переселенцев и бездомных, громадным непредвиденным расходам. Возрастание, всестороннее развитие общероссийского чувства любви к Отечеству могли бы реально созидать межэтнический мир, служить проти­воядием межнациональным трениям.

Мы знаем, что принесли с собой война в Чечне, осетино-ингушский конфликт, межэтнические противоречия в, Тувe и т.д. К концу 1995 г. чис­ло погибших в ходе чеченской трагедии оценивалось в 30-40 тысяч чело­век. Сотни тысяч людей были вынуждены бежать из республики, потеряв родных и близких, кров, имущество, нажитое за многие годы трудовой деятельности.

В звуковой радиокомпозиции чеченской войны в жанре Ars acustica известного музыканта н композитора Дм. Николаева трагически перемежа­ются русские и чеченские песни, православные и исламские молитвы, ав­томатные очереди и взрывы, затем плач грудного ребенка...

Причины этих человеческих страданий и внутренние и внешние. Рас­пад СССР происходит на фоне взрыва национального сознания, национа­листических побуждений народов. Сходные процессы, имевшие место в ходе разрушения колониальной системы, анализировал испанский философ Ортега-и-Гассет. Он привел весьма яркую аналогию с разбушевавши­мися школярами: "В школе, когда учитель выйдет на минуту из класса, мальчишки срываются с цепи. Каждый спешит сбросить гнет, вызванный присутствием учителя, освободиться от ярма предписаний, встать на голо­ву, ощутить себя хозяином своей судьбы. Но когда предписания, регули­рующие занятия и обязанности, отменены, оказывается, что юной ватаге нечего делать: у нее нет ни серьезной работы, ни осмысленной задачи, ни постоянной цели; предоставленный самому себе, мальчишка может только одно - скакать козлом. Именно такую безутешную картину представляют собою теперь небольшие нации. Раз уж наступает "закат Европы" и пра­вить Европа не будет, народы и народишки скачут козлами, кривляются, паясничают или надуваются, пыжатся, притворяясь взрослыми, которые са­ми правят своей судьбой. Отсюда и "национализмы", которые возникают повсюду".

Нельзя забывать, что наши внешние недруги уже давно были весьма заинтересованы в расчленении России, как, впрочем, и некоторых других крупных государств. Глава ЦРУ А. Даллес еще в 1945 г. писал, раскрывая далеко идущие планы в отношении разложения населения нашей страны: "Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и прежде всего вражда и ненависть к русскому народу, - все мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом..."

Большие надежды в этом плане возлагаются сегодня на войну в Чечне. Джо Клейн рассуждал в одном из журналов, что "события в Чечне надо рассматривать как начало второго расчленения, уже не Советского Союза, но России". Первое расчленение, которое он назвал "большим взрывом 1989-1991 гг.", подготовило почву для второго, в результате которого от России должен остаться только обрубок.

Довольно распространенным является мнение, согласно которому большая ставка делается на провоцирование конфликтов между православ­ными и мусульманами. Об этом свидетельствуют войны в Афганистане, Чечне, Югославии, нынешняя напряженность на таджихско-афганской гра­нице. Согласно материалам Парижского института стратегических иссле­дований, у западной цивилизации есть два долговременных противника -это мусульманский мир к Россия. По мнению доктора философских наук Панарина, в связи с этим возникает подозрение, что Запад решил столк­нуть друг с другом опасных для него противников. Эту же проблему разви­вал и академик РАН Н. Н. Моисеев, который высказывался за совершенст­вование "русско-татарской совместимости", в поддержку евразийства, от­метил "порочность пантюркистских идей".

Призывы к диалогу, взаимопониманию, сотрудничеству между русско-православной и исламской цивилизациями, как впрочем и всеми иными, заслуживают внимания к поддержки в свете предостережений известного американского политолога С. Хантингтона. Ученый писал: "В ближайшем будущем наибольшую угрозу пере­растания в крупномасштабные войны будут нести в себе те локальные конфликты, которые, подобно конфликтам в Боснии и на Кавказе, завязались вдоль линий разлома между цивилизациями. Следующая мировая вой­на, если она разразится, будет войной между цивилизациями."[4]

Избави Бог нас от такой страшной напасти!

Чувство общероссийского патриотизма, воплощенное в практические дела, могло бы способствовать укреплению единства общего многостра­дального Отечества, ослаблению межэтнических противоречий, конструк­тивному диалогу конфессий.

Во-вторых, укрепление российского патриотизма - это духовно-идео­логическое средство предотвращения колонизации страны, ее превраще­ния в источник сырья, рынок сбыта залежалых импортных товаров. И здесь мы опираемся на традиции прошлого сопротивления. Еще накануне революции 1917 г. так любившие Россию гениальный ученый Д. И. Менде­леев, великий государственный деятель П. А. Столыпин, пламенный публи­цист М. О. Меньшиков и другие предупреждали об этой опасности. "На на­ших коммерческих отношениях с Европой, - писал Меньшиков, - лежит печать глубокого суеверия - будто они источник нашего богатства. Пора бы тщательно проверить это и подробно обсудить. Может быть, как я убе­жден, открылось бы, что эти торговые отношения - скорее источник на­шей бедности". Менделеев составил протекционистский таможенный та­риф в целях ограждения отечественной промышленности от иноземной конкуренции. Конечно, мы против автаркии и самоизоляции, за всесто­роннее развитие взаимовыгодных экономических и культурных связей с Западом, с учетом и недавнего приема России в Совет Европы, достаточно противоречивого, впрочем, по своим условиям с точки зрения наших национальных интересов.

Информация о работе Общероссийский патриотизм