Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 00:51, реферат
Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI века. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название от итальянского художника и архитектора Джорджо Вазари, который впервые употребил этот термин в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий.
1. Введение.
3
2. Общие идеи философии эпохи Возрождения.
3
3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
5
3.1. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения.
5
3.2. Неоплатоновское направление философии эпохи Возрождения.
5
3.3. Натурфилософское направление философии эпохи Возрождения.
13
4. Заключение.
16
5. Список литературы.
17
Содержание
1. Введение. |
3 |
2. Общие
идеи философии эпохи |
3 |
3. Основные направления |
5 |
3.1. Гуманистическое направление философии эпохи Возрождения. |
5 |
3.2. Неоплатоновское направление философии эпохи Возрождения. |
5 |
3.3. Натурфилософское направление философии эпохи Возрождения. |
13 |
4. Заключение. |
16 |
5. Список литературы. |
17 |
1. Введение.
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха Возрождения, которая создала свою блестящую культуру. В области экономики идет распад феодальных отношений и развитие зачатков капиталистического производства; развиваются богатейшие города-республики в Италии. Одно за другим следуют крупнейшие открытия: первые печатные книги; огнестрельное оружие; Колумб открывает Америку; Васко да Гама, обогнув Африку, нашел морской путь в Индию; Магеллан своим кругосветным путешествием доказывает шарообразность Земли; возникают география и картография как научные дисциплины; вводятся символические обозначения в математике; появляются научная анатомия и основы физиологии; возникает «ятрохимия», или медицинская химия, стремящаяся к познанию химических явлений в человеческом организме и к изучению лекарств; огромных успехов достигает астрономия.
Ренессанс – явление итальянской и мировой культуры, охватывающее период с XIV по XVI века. Эпоха Возрождения (Ренессанс) получила свое название от итальянского художника и архитектора Джорджо Вазари, который впервые употребил этот термин в своей книге «Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» в 1550 году. Это время гениальных творцов, выхода человека за границы традиционного общества, стихийного утверждения личной свободы, время резких контрастов и противоречий. Это требовало освобождения разума от догматических принципов схоластического мышления и поворота от сугубо логической проблематики к естественно-научному познанию мира и человека. Изобретения, открытия, знаменующие переход к Новому времени, открытие Америки, установление новой астрономической системы изменили взгляды людей на мир и на положение в нем человека, наложили глубокий отпечаток на весь характер последующей науки и философии.
2. Общие
идеи философии эпохи
Философия ренессансной эпохи противостоит средневековой, которая противопоставляла материю форме, природу – Богу, тленный мир – нетленному. В первую очередь, эпоха Возрождения характеризуется неприятием официальной католической религиозности и ярким интересом к человеческой личности. Переосмысливается христианская традиция, идеалом становится не религиозное, а светское знание, наряду с этим возрождается интерес к античной философии и культуре. Эта эпоха знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. активным развитием материального производства, а следовательно развитием техники, естествознания, механики, математики. Это период выдающихся достижений во всех областях культуры, и, по определению Ф. Энгельса, это был «Величайший прогрессивный переворот».
Главная особенность философии Ренессанса – антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек в центре исследования. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют мыслителей этого этапа в истории философии. Возникла новая система ценностей, где на первом месте человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Человек – природное существо. Отсюда другая особенность культуры и философии эпохи Возрождения – отделения религии от науки, затем от политики и морали. Если в Средневековье человек рассматривался не сам по себе, а только в рамках своих отношений с Богом, то для Возрождения характерно изучение человека в его, так сказать, земном образе жизни. Формально мыслители этой эпохи по-прежнему ставили в центр мироздания Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Человек рассматривался как деятельная творческая личность в искусстве, в политике, в технике и т. д. Всё существующее понимается в проекции на человека при максимальном учёте телесного начала, а значит теперь тело не «оковы души», как это было в эпоху средневековья, телесная жизнь сама по себе самоценна.
Человек в эпоху Возрождения воспринимался во всей его целостности – материальная природа человека интересовала мыслителей той поры не меньше, чем его духовные качества. Наиболее ярко внимание к человеческому телу проявилось в искусстве Ренессанса. Возрождение интереса к красоте человеческого тела, опора на античные идеалы и пропорции человеческого тела – одна из характерных черт произведений искусства того времени. Поэтому в творчестве Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Тициана и других выдающихся художников и скульпторов изображение человека, как существа плотского, телесного и красивого в своей телесности становилось условием для выражения духовного мира человеческой личности. Подобный подход к изображению человека резко контрастировал с предшествующими тенденциями средневекового художественного творчества.
Мыслители Ренессанса пропагандировали идею всестороннего развития человека – физического и духовного. И все же большее внимание они уделяли формированию духовной природы человеческой личности. В те времена считалось, что наиболее полно духовный мир развивают такие отрасли знания как литература, философия, история, риторика.
Каковы же основные черты философии эпохи Возрождения? Во-первых, это отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследования самой природы, во-вторых, использование прежде всего материалистических произведений философов античности – Демокрита, Эпикура; в-третьих, тесная связь с естествознанием; в-четвертых, исследование проблемы человека. Превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности. Исследователи различают два периода в развитии философии эпохи Возрождения:
1. Реставрация и приспособление
античной философии к
2. Возникновение собственной
Для эстетики Ренессанса характерен синкретизм духовного и личностно-материального, живопись, скульптура изображают прежде всего человеческое лицо и человеческое тело в гармонии с духовным. Это новое течение в философии затронуло буквально все сферы жизни человек. Даже художники этого времени начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Это резко отличало их творчество от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
3. Основные направления философии эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения выделяют три основных направления философии:
- Гуманистическое направление (XIV-XV вв.).
Новая светская культура, появившаяся в Италии в XIV веке, получила название гуманизма, а ее носители – гуманистов. Идеал гуманистов – всесторонне развитая личность.
- Неоплатоновское направление (сер. XV-XVI вв.).
Идеалистическое направление философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.
- Натурфилософское направление (XVI-нач. XVII вв.).
Философия природы, естественный подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как знанию схоластики, так и теологическим представлениям.
3.1. Гуманизм – центральное для Возрождения культурное явление. Гуманизм – это свободомыслие и светский индивидуализм. Гуманизм зарождается на кафедрах университетов: его представляют дипломаты, педагоги, художники, поэты, публицисты, риторы. Люди собираются в сообщества единомышленников, озабоченных возрождением античной науки и культуры. А создают они при этом по сути новую культуру, у истоков которой стояли Данте Алигьери (1265-1321 гг.) и Франческо Петрарка (1304-1374 гг.).
В «Божественной комедии» Данте ищет переход от божественного первоначала к стихиям «нижнего мира». В образной системе «Божественной комедии» нашло свое выражение его учение о человеке, где земное вторгается в запредельное, личные и общественные страсти кипят в провалах ада, на ступенях Чистилища и в райских высях. В его произведении смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: проявление собственной добродетели в земной жизни и созерцание «божественного лика», достижимое лишь после смерти, при содействии «божественной воли».
Франческо Петрарка (1304-1374 гг.) является неутомимым собирателем и исследователем древних рукописей и памятников. В своей поэзии он воздавал хвалы и восторженные гимны земной любви. Ф. Петрарка, неутомимо собиравший древние рукописи, призывает «исцелить кровавые раны» своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов. Его основными философскими трудами являются такие работы как «Моя тайна», «Об уединенной жизни», «Старческие письма». Онтологические, гносеологические вопросы не нашли отражения в его работах, свои философские трактаты он посвятил вопросам морали, искусству жизни. С его точки зрения, философия – это наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Главный вопрос – как достичь полной независимости, самообладания и душевного покоя при наличии смущающих человека страстей и при постоянной борьбе с окружающим миром.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали замечательные итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи и Микеланджело Буонарроти. Свои творения – произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи посвящает человеку, его величию. Как автор «Тайной вечери», «Джоконды» и ряда других всемирно известных шедевров, он оказал могучее влияние на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.
Продолжил традиции Данте и Ф.Петрарки римский философ-гуманист Ф. Лоренцо Валла (1407 – 1457). Как философ, Л. Валла знаменит своим диалогом «О наслаждении». Он создал этическое учение, одним из источников которого явилась этика Эпикура. Основа всех размышлений Л. Валлы на темы этики – это мысль о стремлении всего живого к самосохранению и исключению страданий. Жизнь – высшая ценность, а поэтому весь процесс жизнедеятельности должен быть стремлением к наслаждениям и благу, как чувству радости. Л. Валла отказывается рассматривать человека в духе аристотелевско-томистской традиции, согласно которой человек считался причастным Богу через двойственный характер души как неразумной и разумной, смертной и бессмертной. Он полагает, что душа есть нечто единое, хотя и выделяет такие ее функции, как память, разум, воля. Все способности души распознаются в ощущениях: зрении, слухе, вкусе, обонянии и осязании. Л. Валла – сенсуалист: он считает ощущения единственным источником познания мира и моральной деятельности. Ощущения имеют основное значение и в его этическом учении. Он пытается осмыслить такие чувства, как благодарность, расположение к человеку, наслаждение, гнев, жадность, страх, мстительность, жестокость и др. Наслаждение определяется Л. Валлой, как «благо, к которому всюду стремятся и которое заключается в удовольствии души и тела», и именно наслаждение объявляется «высшим благом». В отличие от Ф.Петрарки, возрождавшего этические взгляды стоиков, Л. Валла показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Л. Валла подчеркивает различие между тем, как он понимает высшее благо, и тем, что под высшим благом понимает Августин. У Августина высшее благо – это блаженство, связанное с познанием высших абсолютных истин и самого Бога. У Л. Валлы высшее благо – это любое наслаждение, получаемое человеком в своей жизнедеятельности, если оно является его жизненной целью. В его работах мы встречаем такие понятия, как «личное благо», «личный интерес». Именно на них строятся отношения людей в обществе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом, что характерно и для других гуманистов XV – XVI веков.
Вся культура Возрождения, ее философия наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждается новый критерий оценки общественных отношений – человеческий. На первом этапе гуманизм эпохи Возрождения выступил как светское свободомыслие, противостоящее средневековой схоластике и духовному господству церкви.
Новая культура и философия появились в Италии. В дальнейшем Возрождение охватило и ряд стран Европы: Францию, Германию и др. Именно та роль, которую играла античная культура в становлении культуры новой эпохи, и определила название самой этой эпохи, как эпохи Возрождения, или Ренессанса.
В истории философской и общественно-политической мысли эпохи Возрождения значительную роль сыграла работа Мишеля Монтеня «Опыты», написанная на французском языке. Французский мыслитель не ставил перед собой цель разработать новую философскую систему. Но в тоже время он испытал влияние определенной философской концепции – античного скептицизма. М. Монтеня называют «последним гуманистом». Если мы перечислим названия глав его книги «Опыты», то поймем, что Монтень пишет нечто вроде «учебника жизни»: «Час переговоров – опасный час», «О наказании за трусость», «Выгода одного – ущерб другого», «Об умеренности», «О законах против роскоши», «О бережливости древних», «О возрасте», «Различными средствами можно достичь одного и того же», «О родительской любви», «О славе», «О жестокости», «О самомнении», «О трех видах общения» и др. Первоначально «Опыты» задумывались как изложение извлеченных им из морально-философских сочинений античности (Плутарха, Сенеки) поучительных примеров, анекдотов, афоризмов. Однако он вскоре почувствовал, что они нуждаются в комментариях, причем довольно основательных, базирующихся на личном опыте. Всю свою жизнь М. Монтень корректировал, дополнял «Опыты», поэтому они содержат разные точки зрения автора, известную противоречивость, которую он и стремился устранить. Он искал истину. Он выступал против теоцентристской концепции, которая идет от Фомы Аквинского: Бог – абсолютное бытие, а человек, как его творение – исключительное существо, которому дано, пользуясь средствами разума, бесконечно приближаться к этому бытию, проникать в «первопричину», в самую сущность вещей. М. Монтень не соглашается с таким антропоцентризмом; его антропоцентризм иной: он предлагает рассмотреть человека, «взятого самого по себе, без всякой тюсторонней помощи, вооруженного лишь своими человеческими средствами и лишенного божественной милости и знания, составляющих в действительности всю его славу, его силу, основу его существа…». Скептицизм М. Монтеня направлен против схоластической и религиозной идеологии, выдававших свои положения за абсолютные истины. Философия, по мнению М. Монтеня, прежде всего наука о человеке и его морали. Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Свой этический идеал (жизнь в соответствии с законами природы, стремление к счастью, покою и комфорту) М. Монтень почерпнул из этики эпикурейцев и стоиков, изменив его в соответствии с духом гуманизма и индивидуализма своей эпохи.