Онтология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 00:18, реферат

Краткое описание

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типыфилософии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Вложенные файлы: 1 файл

онтология.docx

— 39.08 Кб (Скачать файл)

Онтология

  1. Основные концепции бытия: монизм, дуализм, плюрализм.

Философия, обобщая наблюдение и изучение мира, неизбежно останавливается перед проблемой: сколько существует глубинных основ (начал, первопричин, исходных принципов) самою мира — один, два или больше. При решении этой проблемы возникают такие типыфилософии, как: монизм, дуализм, плюрализм.

Монизм (от греч. «монос» — один) в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало. Монизм может быть материалистическим, когда он единой основой (первопричиной) видит материю, или идеалистическим, когда такой единой основой провозглашает дух (идею, чувства). Материалистическим монизмом является философия Ван Чуна, Демокрита, Эпикура, Лукреция Кара, французских материалистов XVIII в., Фейербаха; марксизм, позитивизм. Идеалистический монизм наиболее последовательно выражен в философии Платона, Юма, Гегеля, Владимира Соловьева, современного неотомизма, теизма. Существует как материалистический, так и идеалистический монизм. Наиболее последовательным направлением идеалистического монизма является философия Гегеля. Монизм — учение о всеединстве. Наивный монизм, — пер во вещество вода (Фалес). Признание одной субстанции, например: монизм божественной субстанции (пантеизм); монизм сознания (психологизм, феноменализм); монизм материи (материализм).

Дуализм (от лат. «duo» — два) — это мировоззрение, которое видит в мире проявление двух противоположных друг другу начал (факторов), борьба между которыми и создает все то, что есть в действительности. В этой неразрывной двоице могут быть различные начала: Бог и Мир; Дух и Материя; Добро и Зло; Белое и Черное; Бог и Дьявол; Свет и Тьма; Инь и Ян; Мужское и Женское и так далее. Дуализм присущ многим философам и философским школам. Он занимает важное место в философии Декарта, Спинозы, Кьеркегора, современных экзистенциалистов... Его можно обнаружить у Платона, Гегеля, в марксизме (Труд и Капитал) и у многих других философов. Дуализм служит философской основой теории психофизического параллелизма.

Учение Декарта о двух независимых друг от друга субстанциях — протяженной и мыслящей. Декарт разделил мир на два рода субстанций —духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Субстанция обладает атрибутами — мышлением и протяженностью, прочие производны от них. Так, впечатление, воображение, желание — модусы мышления, а фигура, положение — модусы протяженности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присущие, а не приобретенные в опыте.

Плюрализм (от лат. «pluralis» — множественный, много) — признает существование в мире много взаимодействующих факторов и начал. Само слово «плюрализм» применяется для описания разных областей духовной жизни. Плюрализмом называют право одновременного существования многих вариантов политических взглядов и партий в одном и том же обществе; правомерность существования разных и даже — противоречивых друг другу мировоззрений, мировоззренческих подходов и тому подобное. Точка зрения плюрализма лежала в основе методологии Г. Лейбница. Отвергая представление о пространстве и времени как о самостоятельных началах бытия, существующих наряду с материей и независимо от нее, он рассматривал пространство как порядок взаимного расположения множества индивидуальных тел, существующих вне друг друга, а время — как порядок сменяющихся друг друга явлений или состояний.

  1. Бытие и материя. Бытие и существование.

Бытие - одна из основных философских категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени.

 В средние века только  Бог считался подлинным бытием. Начиная с Декарта, человек,  его жизнь стали восприниматься  как единственное подлинное бытие.

 Выделяются следующие  формы бытия:

 1) бытие вещей, процессов, состояний природы;

2) бытие вещей, процессов,  произведенных человеком;

3) бытие человека;

4) бытие духовного (идеального);

5) бытие социального.

Категория бытия обозначает реально существующий мир, лежащий  в основе всех вещей и явлений  и гарантирующий их существование.

 Одной из фундаментальных  категорий философии является  понятие материи.

 Понятие "материя" прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.). В основу мира полагались  те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

 Второй этап - этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бэкон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское  понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. (Ламетри,  Гельвеций, Гольбах). Философия 17 - 18 в. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя".   С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала такими свойствами, как протяженность, непроницаемость, тяжесть, масса. Как субстанция материя обладала атрибутами движения, пространства, времени, и наконец способностью вызывать ощущения (Гольбах).

 Третий этап - философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли идею о непроницаемости материи; электроизлучение урана и радиоактивный распад атомов  разрушили идею о неделимости атома. Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушится наука, поскольку "материя исчезает",  считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, что рушится не наука, а старый предел понимания мира.

 Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. Такая формулировка определения материи называется гносеологической, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием и свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, однако неспособно охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте. В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи) являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения).

Все объекты материального  мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей,  идеалов.

Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

Материальный мир делится  на три сферы: неживая природа, живая  природа и социум (или типы материальных систем: неорганическую, органическую и социальную).

Первые древнегреческие  материалисты полагали, что материя  есть вполне определенная конкретная субстанция (первооснова), из которой  состоят все тела. Фалес полагал, что этой субстанцией является вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Позднее Ньютон мерой материи считал массу.

 Достижения науки, особенно открытие электрона, массы которого изменяется, показали, что сводить материю к массе ошибочно.

Современная наука установила сложную системную организацию  материи, выделив несколько уровней. Исходный, глубинный уровень –  элементарные частицы, которых насчитывают  более трехсот. Второй уровень –  ядерный, третий – атомный. В результате взаимодействия атомов формируется  следующий уровень – молекулярный. За молекулами следует уровень макротел и космический уровень.

Неотьемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под движением в философии понимается любое изменение. Свойствами движения являются: противоречивость (движение есть единство покоя и изменения), абсолютность (движение обладает всеобщим характером), относительность (оно проявляется только через конкретные и преходящие формы), материальность (всегда имеется материальный носитель движения), объективность (оно независимо от сознания), неуничтожимость.

Первую классификацию  форм движения материи дал Ф.Энгельс. Он выделил пять основных форм движения: механическую, свойственную телам; физическую – молекулам; химическую – атомам; биологическую – белковым телам; социальную – человеческому обществу.

Все материальные тела существуют в пространстве и во времени. Пространство – философская категория для выражения сосуществования объектов, их протяженности и взаимного расположения. Время – форма бытия, которая характеризует последовательность событий и их длительность. Пространство имеет три измерения, время одно. Свойствами пространства и времени являются абсолютность, относительность, объективность, материальность.

Существуют два взгляда  на природу пространства и времени: субстанциональный и реляционный. При первом пространстве и время рассматриваются как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Подобную точку отстаивал И.Ньютон. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами, вне которых они не существуют. Представителем этой точки зрения являлся Лейбниц.

Специальная теория относительности, созданная А.Эйнштейном в 1905 г., во-первых, выявила глубокую связь между пространством и временем, показав, что в природе существует единое пространство – время; во-вторых, показала относительность пространства и времени, их зависимость от скорости движения системы (при увеличении скорости размеры тел сокращаются, а время замедляется). Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от материи, в частности от такого ее свойства, как масс. Вблизи больших масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.

4.Атрибуты материи:  движение, пространство, время

Материя обладает неотъемлемыми  свойствами - атрибутами, главными из которых  являются движение, пространственно временная определенность и отражение.

Структурность материи, существование в ней определенного  типа материальных систем, определенных уровней, предполагает взаимодействие между ними. Взаимодействие приводит к изменению объекта, к изменению  его свойств, отношений, состояний.

Всякое  изменение вообще - есть движение.

Материя тесно связана  с движением, а оно существует в виде конкретных своих форм. Движение - есть способ существования материальных систем.

Основными формами движения материи являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил  Ф. Энгельс в присутствии с  уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет  широкие возможности для разнообразных  интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время  существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и при определенных условиях могут переходить друг в друга. Между формами движения существуетгенетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования  материи.

Движение материи происходит в пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время — это объективная форма существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и  время характеризует объектные  пространственно-временные свойства и отношения самих реальных предметов  и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной  организации мира.

С возникновением человека, возникают и формы отражения  человеком в его сознании пространственно-временных  свойств предметов. Это отражение существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

На перцептуальном уровне - человек познает пространственно-временные формы при помощи органов чувств и формирует чувственные образы, представления. Эти представления являются индивидуальными, зависят от физиологических и психологических факторов.

Концептуальное пространство и время — выражает теоретический уровень знаний о пространственно-временной организации мира. Это учения, концепции, теории пространства и времени. Они зависят не от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития общества, науки, культуры, являются общезначимыми для своей эпохи и индивидуальных особенностей человека.

В истории философии и  науки сложились две основных концепции пространства и времени: субстанциальная и реляционная.

Информация о работе Онтология