Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:45, контрольная работа

Краткое описание

Важность данного вопроса в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют две стороны основного вопроса философии

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 60.18 Кб (Скачать файл)

 

  1. Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии

 

Термин «основной вопрос философии» ввел Ф.Энгельс в 1886 г.: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии - есть вопрос об отношении мышления к бытию» [7]. Некоторые мыслители отрицают значимость основного вопроса философии, считают его надуманным, лишенным познавательного смысла и значения, предлагают лишить его ореола универсальности. Однако невозможно игнорировать противоположность материального и идеального; очевидно, что предмет мысли и мысль о предмете - это не одно и то же. Важность данного вопроса в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии. Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи с этим существуют

две стороны основного вопроса  философии



 

 

 

Онтологическая сторона.  Направления: - материализм (в т.ч. вульгарный); - идеализм (объективный и субъективный); - дуализм; - деизм.

Материализм («линия Демокрита», представители: философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Эпикур, Бэкон, Локк, Спиноза, Дидро, Герцен, Чернышевский, Маркс, Энгельс, Ленин) – первична материя. Материя: - существует реально и независимо от сознания (независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет) и развивается по своим внутренним законам; - самостоятельная субстанция – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя. Сознание (дух): - свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя; - не является самостоятельной субстанцией; - определяется материей (бытием).

Достоинство материализма

Слабая сторона материализма

опора на науку, особенно на точные и  естественные (физику, математику, химию); логическая доказуемость многих положений материалистов

недостаточное объяснение сущности сознания; наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов


Особое направление материализма – вульгарный материализм (К.Фохт, Я.Молешотт): абсолютизация роли материи, игнорирование сознание как сущности и его возможности ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространении в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XXII в), Франции XVIII в, СССР и социалистических странах в XX веке.

Идеализм («линия Платона») – первично сознание (идея, дух). Выделяются два самостоятельных направления:

объективный идеализм

(Платон, Лейбниц, Гегель)

субъективный идеализм

(Беркли, Юм)

реально существует только идея, и она  первична; действительность делится на «мир идей» (эйдесов) - изначально существует в Мировом Разуме, и «мир вещей» - самостоятельно не существует, является воплощением эйдесов; каждая вещь – воплощение идеи данной вещи; большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;  *отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания

все существует только в сознании познающего субъекта (человека), идеи существуют в  разуме человека;  образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует


Слабая  черта идеализма - отсутствие достоверного (логического) объяснения механизма возникновения материи и идеи. Как философское направление господствовал в платоновской Греции, в средние века; в настоящее время широко распространен в США, странах Западной Европы.

Некоторые философы утверждают - число первоначал не ограничено, каждая вещь может иметь свое, независимое от других. Такая позиция называется плюрализмом (представители Г.Лейбниц, Ф.Ницше); однако плюрализм может в конечном итоге склоняться или к материализму, или к идеализму.  Наряду с главными полярными направлениями философии существуют промежуточные (компромиссные) течения. Дуализм (основатель Р. Декарт): в человеке соединяются одновременно две независимые субстанции - материальная  и духовная; все в мире производно (является модусом): материальные вещи – от материальной субстанции, идеи – от духовной; основной вопрос философии отсутствует, т. к. материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.  Деизм (французские просветители XVIII в): Бог сотворил мир, но в его дальнейшем развитии не участвует и не влияет на жизнь и поступки людей («философ на троне неба»); религия разумна, освобождена от иррациональной веры и фанатизма, не вмешивается в научное познание мира; материя одухотворенна и не противопоставляема духу (сознанию).

Гносеологическая (познавательная) сторона  представлена: - гностицизмом; - агностицизмом; - эмпиризмом (сенсуализмом); - рационализмом.

Эмпиризм (основатель Ф.Бэкон) – метод  и направление в познании, согласно которому в основе познавательного  процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. («Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и  чувственных ощущениях».)  Рационализм (основатель Р.Декарт) – философский  метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно  достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния  опыта и ощущений. Все можно  подвергнуть сомнению, а любое  сомнение – это уже работа мысли, разума. В качестве особого направления выделяется иррационализм (Ф.Ницше, А.Шопенгауэр) - мир хаотичен, не имеет внутренней логики, следовательно, никогда не будет познан разумом. С гносеологической стороной основного вопроса философии связаны понятия гностицизма и агностицизма. Гностики (познавательные оптимисты, как правило, материалисты) считают, что мир познаваем, и возможности познания неограниченны; агностики (познавательные пессимисты, обычно идеалисты) отрицают возможность адекватного познания окружающего мира (самые известные - Д.Юм, И.Кант). Среднюю позицию между гностицизмом и агностицизмом занимает скептицизм - напрямую не отрицает возможность познания мира, но сомневается в этом, равно как и в существовании внешней реальности вообще.

В философии большое значение также имеет выделение направлений по отношению к началу, признаваемому божественным: Теизм (лежит в основе большинства мировых религий) – признает существование отделенного от мира (трансцендентного) божественного первоначала, которому мир обязан своим бытием (Аврелий Августин, Фома Аквинский, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков); Пантеизм – Богом объявляется весь мир, взятый во всей совокупности своих проявлений (Д.Бруно, Б.Спиноза); Атеизм – отрицание Бога, сверхприродных, сверхматериальных начал (материалисты - Демокрит, Д. Дидро, П.Гольбах, Л.Фейербах, К.Маркс, Н.Г.Чернышевский, Б.Рассел; идеалист - Ф.Ницше).

Несмотря на тысячелетние искания философов, основной вопрос философии и по сей день достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой. В XX в. наметилась тенденция уделять меньше внимания традиционному основному вопросу в связи с его трудно разрешимостью и постепенной утратой актуальности. Ясперс, Хайдеггер, Камю заложили основы появления в будущем другого основного вопроса философии - проблемы экзистенцианализма (человек, его существование, управление собственным духовным миром, его свободный выбор, взаимоотношения внутри общества и с обществом, поиск смысла жизни и своего места в жизни, счастья).

  1. Немецкая классическая философия. И. Кант - родоначальник немецкого диалектического идеализма

 

Немецкая  классическая философия - отдельная тема в курсе философии, потому как она дала миру гигантов, совершивших открытия глобального масштаба, изучаемые и подтверждаемые в современной науке: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Шиллинг (1775-1854), Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831), Людвиг Фейербах (1804-1872). Философы были связаны узами дружбы и учительства: Фихте считал себя учеником Канта, Шеллинг был учеником Фихте (к сожалению, впоследствии они отдалились друг от друга, дружба была прервана, последовали взаимные обвинения). Германия XIX века считалась центром развития Европейской философской мысли; там образовалась сеть университетов, поддерживаемых государством в материальном плане, преподавателями в которых были философы, превратившие философию в профессиональный вид занятий. Важнейшие достижения философской мысли в Германии: постановка Кантом проблемы отношения субъекта и объекта в процессе познания и активности духовной деятельности субъекта, а также рассмотрение Гегелем субъекта знания как исторически развивающегося (дало возможность анализировать все многообразие культурно-исторических форм жизни общества как продукта деятельности народов, выступающих в качестве исторических субъектов); ведущая ориентация - идеализм (только Л. Фейербах прошел эволюцию от идеализма к антропологическому материализму); разработан диалектический метод - мир рассматривается в движении, развитии, в целом,  а не по частям, от низшего к высшему, изменения происходят количественно и переходят в новое качество. Особое открытие в диалектике сделал Гегель - предложил тройственный метод мышления (тезис-антитезис-синтез). Фихте отталкивается от самосознания человека, его собственного “Я”; внешние препятствия - так называемые “не Я”. В процессе разветвления своей сущности индивид сливает в единое целое понятия “Я” и “не Я”, они становятся тождественными, в виде абсолютного “Я”. Шелли основывается на тех же мыслях, но исходным моментом является тождество понятий “Я” и “не Я”; он уделяет существенное внимание “Я”, считает, что природа несет в себе частицу “Я”.

Родоначальником немецкой классической философии считается Иммануил Кант (1724–1804). Кант родился и всю жизнь прожил в Кенигсберге (ныне Калининград), получил образование в местном университете, потом преподавал в нем в должности приват-доцента, а позже – профессора логики и метафизики. Благодаря разработанной им системе, не обладая отменным здоровьем, сумел прожить до 80 лет, буквально до конца своих дней продолжая писать и исправлять свои теории. Все творчество Канта делится на два периода: до критический и критический. В до критический период (1745 – 1771) Кант придерживается материалистических позиций и занимается в основном проблемами естествознания, развития природы; пытается показать процесс возникновения и развития солнечной системы - выдвигает теорию ее образования из первоначальной туманности (так называемая теория Канта-Лапласа). В биологии Кант наметил идею гносеологической классификации животного мира (распределения различных классов животных по их происхождению); в антропологии выдвинул идею естественной истории человеческих рас. Однако механистический подход обнаруживает свое бессилие при объяснении возникновения жизни. Кант начинает продолженную затем другими представителями немецкой классической философии критику господствовавшей в XVII–XVIII вв. механицистской картины мира и постепенно переходит на субъективно-идеалистические позиции. Вслед за просветителями Кант утверждал: «Наш век есть настоящий век критики, которой все должно подчиниться» И. Кант, Сочинения в шести томах, М.,1964, т. 3, стр. 75. Вместе с тем, отрицая роль Бога как создателя вселенной, он не стал атеистом, так как считал, что божественный дух мог создать необходимые условия для последующего естественного и закономерного процесса. Критический период деятельности Канта свое название получил отчасти из-за подчеркнуто критического отношения к предшествующей философии, но главным образом потому, что он изложил основные идеи своей философии в книгах, название которых начинается со слова "Критика...": «Критика чистого разума» (1781 г.) - содержит анализ познавательных способностей; «Критика практического разума» (1788 г.) - посвящена анализу способности желания, содержит рассмотрение вопросов этики; «Критика способности суждения» (1790 г.) - посвящена изучению чувства удовольствия и неудовольствия, на котором основаны наши суждения о красоте в природе и искусстве.

Теоретические истоки кантовой философии инициированы скептицизмом Юма, прочтение сочинений которого пробудило Канта от догматического сна (по его собственному признанию). Цель познания - всеобщее и необходимое знание, опыт не может нам его дать; следовательно, критерии всеобщности и необходимости содержатся в разуме и присущи ему априорно. Знание должно быть ограничено возможностями разума и рассудка, для чего их нужно изучить, подвергнуть критике. Мы познаем не вещи сами по себе, а их явления сознанию; в сознании есть как апостериорное (полученное в ходе опыта), так и априорное (существующее помимо опыта). Окружающая действительность делится на доступную познанию и недоступную. Кант выделяет три главные познавательные способности человека: Чувственность, Рассудок, Разум (разделение рациональных способностей на рассудок и разум считается одним из достижений гносеологии Канта). Всякое знание начинается с чувств, затем переходит к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого в нас нет ничего для обработки материала созерцания и для подведения его под высшее единство мышления, названное Кантом "трансцендентальной апперцепцией". Чувственные созерцания возникают от воздействия на нас неких объектов, называемых Кантом «вещами-в-себе» (ноуменами); они остаются непознаваемыми, поскольку мы всегда имеем дело лишь с произведенными от взаимодействия с ними созерцаниями и мыслительными конструктами - «вещами-для-нас» (феноменами). Ноумены  образуют мир трансцендентного (внеопытного) - лежащий по ту сторону сознания и недоступный познанию;  феномены  образуют мир имманентного - свойственного сознанию и познаваемого. Переходной ступенью между Чувственностью и Рассудком становится «схематизм времени» (время способно охватывать внешние и внутренние эмпирические созерцания), основанный на продуктивном воображении. Способность к всеохватывающему синтезу внутренне присущая нашему сознанию. В этом и состоит главное открытие Канта: он увидел активность познающего субъекта, а познание стал рассматривать как процесс духовной деятельности (для предшествующей философии был характерен созерцательный подход в объяснении процесса познания). Рассудок активен и оперирует общими понятиями; априорными формами рассудка являются категории, подвергающиеся у Канта классификации: *Категории количества (единство, множественность и целостность); *Категории качества (реальность, отрицание и ограничение); *Категории отрицания (самостоятельность и принадлежность,  причина и действие, взаимодействие как отношение между действующим и страдающим); *Категории модальности (возможность и невозможность, существование и не существование, необходимость и случайность). Структура каждой группы триадическая, благодаря чему категории упорядочены и связаны между собой: первая является тезисом, вторая – антитезисом, а третья – их синтезом. «Третья категория возникает всегда из соединения второй и первой категории… Это соединение первой и второй категории, образующее третье понятие, требует особого акта рассудка, не тождественного с актом рассудка в первой и второй категориях» [5].  Высшую ступень иерархии у Канта занимает Разум. Разум имеет связь только с рассудком, подводя познавательную способность под единство мышления; он взаимодействует с принципами, соединяя их в умозаключения. Свое выражение Разум находит в трех основных идеях: 1. Абсолютное единство мыслящего субъекта (критика рациональной психологии); 2. Абсолютное единство условий явлений - мир в целом (антиномии Разума); 3. Абсолютное единство всего - мир теологии (доказательство бытия Бога). Кант подразделяет Разум на чистый (спекулятивный) и практический. Чистый разум направлен исключительно на познание, практический определяет поведение человека. Пределы чистого разума Кант демонстрирует на примере доказательства космологической идеи. В попытке осуществить такое доказательство, разум запутывается во внутренних противоречиях, которые названы Кантом «антиномиями чистого рассудка». Всего таких антиномий четыре. 1. Тезис: Мир имеет начало во времени и пространстве. Антитезис: Мир не имеет начала во времени и бесконечен в пространстве. 2. Тезис: В мире все состоит из простого и неделимого. Антитезис: В мире нет ничего простого, а есть только сложные тела. 3. Тезис: В мире есть свобода. Антитезис: В мире нет свободы, а все необходимо и причинно обусловлено. 4. Тезис: Бог есть. Антитезис: Бога нет. И тезис, и антитезис могут быть одинаково истинными, следовательно, объекты их не могут служить предметом научного познания. Но они могут быть предметом практического разума (его часто отождествляется с нравственностью), который у Канта регулирует сферу человеческой свободы и означает право на свободу выбора. Говоря об отношениях чистого и практического разума, Кант отдает предпочтение последнему - в затруднительных ситуациях человек в первую очередь должен прислушиваться к голосу сердца, совести, даже если это идет вразрез с требованиями логики. Сердцевина теории практического разума - учение Канта об автономии человеческой воли. Источник нравственности в нашем сознании, он априорно присущ каждому. Кант писал: «Лишь две вещи приводят меня в восхищение: звездное небо над головой и моральный закон внутри меня» [5]. Все поступки делятся на нелегальные, легальные и моральные. Нелегальные противоречат нравственности и должны быть запрещены. Легальные и моральные могут внешне совпадать, различаясь в мотивах совершения: легальные обусловлены соображениями выгоды, практической пользы; моральными можно считать только поступки, совершаемые исключительно из чувства нравственного долга, не имея в виду личной выгоды. Легальным поступкам соответствуют гипотетические императивы. Моральные подчиняются категорическому императиву (всеобщая, независимая от каких-либо внешних побуждений форма долженствования), имеющему три формулы. Первая звучит так: "Действуй лишь по тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом" (это, по сути, модификация известного "золотого правила" Конфуция - “Поступай по отношению к другим людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе”). Вторая: "Действуй так, чтобы человеческое как в твоем лице, так и в лице всякого другого употреблялось тобой как цель, но не как средство». Третья: "Действуй по той идее, что все правила в силу собственного законодательства должны согласовываться в единое царство целей, которое в осуществлении явилось бы и царством природы". Эстетические идеи изложены Кантом в работе "Критика способности суждения". Человеческий дух имеет три способности: познание; желание; чувство удовольствия или неудовольствия. Объектом эстетики выступает не только прекрасное, но и возвышенное (от прекрасного отличается игнорированием формы и вниманием к безмерному и бесконечному). Во взглядах на общество Кант продолжает линию Руссо - в соответствии с требованиями разума, начала права должны распространяться на все человечество. Цель истории - "вечный мир"; для его достижения необходимо: в каждом государстве гражданское устройство должно быть правомерным; международное право основано на союзе свободных государств; взаимоотношение народов и государств определяться космополитическим правом. Кант сформулировал три главных вопроса философии: Что я могу знать? (метафизика), Что я должен делать? (мораль), На что смею надеяться? (религия). Чуть позже он добавил четвертый: Что такое человек? И уточнил, что первые три сводятся к этому. Кант совершил «коперниканский переворот в философии» - изменил понимание соотношения субъекта и объекта, утвердил активную роль субъекта в познавательной деятельности. Ранее полагали, что наше сознание должно приспосабливаться к предметам, Кант же говорит обратное - вещи должны приспособляться к нашему сознанию. Именно это утверждение Канта убедительнее всего свидетельствует о переходе Канта на позиции субъективного идеализма - учения, согласно которому реальность определяется сознанием человека (познающего и творческого субъекта). 

 

 

  1. Общество как система. Понятие сферы общественной жизни и критерии ее выделения

 

Общество — это исторически  развивающаяся совокупность отношений  между людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности. Для современной науки общим является характерный системный подход. Система, в самом общем смысле, – это взаимосвязь различных элементов, образующих единое целое. Признаки системы: целостность (несводимость частей целого к целому), структурность (внутреннее строение, определяющее упорядоченность элементов целого), инвариантность (способность сохранять свои существенные свойства при определенных преобразованиях объекта и его среды). Согласно теории американского социолога Т. Парсонса, Общество - это "тип социальной системы (среди всего универсума социальных систем), которая как система достигает по отношению к окружающей среде наивысшего уровня самодостаточности"[7]. Самодостаточность – способность системы функционировать сама по себе без внешнего управляющего и регулирующего воздействия других внешних систем и обладающая такими внутренними ресурсами, которые позволяют ей осуществлять самоуправление и саморегуляцию. 

Общество включает в себя в качестве подсистем сферы общественной жизни:

Экономическая (материально-производственная)

деятельность человека по производству, распределению, обмену, потреблению  материальных благ, материальных условий  жизни людей

Политическая (политико-правовая)

организация общества и управление им, система институтов управления

Социальная

отношения между различными социальными  общностями (классами, нациями, социальными  слоями и т. п.), их роль в жизни  общества

Духовная

общественная жизнь, связанная  с духовным производством, функционирование социальных институтов, в рамках которых  создаются и распространяются духовные ценности


Развитие каждой из сфер подчиняется  собственным закономерностям, но их самостоятельность относительна. Неполадки в функционировании одной из них сразу же сказываются на состоянии других: нестабильность экономической жизни порождает кризис в политической сфере; напряженность в социальных отношениях - дезорганизацию в духовной сфере, неуверенность в настоящем и будущем. Взаимосвязи между сферами - причинно-следственные и функциональные. С точки зрения марксизма, главенствующую роль играют причинно-следственные связи – все сферы образуют иерархическую структуру (находятся в соотношении субординации, подчиненности) и зависят от экономической (она является главной причиной и определяет развитие других сфер); однако, марксисты не отрицают обратного воздействия других сфер на экономику.  Предпочтение функциональным связям отдается прежде всего в англо-американской социологии - каждая сфера может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные, строго определенные функции (функцию адаптации обеспечивает экономическая сфера, функцию достижения цели - политическая сфера и т. п.).

Информация о работе Основной вопрос философии. Онтологическая и гносеологическая стороны основного вопроса философии