Основные идеи Карла Ясперса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 12:46, реферат

Краткое описание

Между непостижимой доисторией и необъятным будущим лежат 5000 лет известной нам истории, ничтожный отрезок необозримого существования человека. История человечества в значительной своей части исчезла безвозвратно. Число исторических источников растет лишь начиная с XVI в. В истории находимся мы и наше время, которое представляется бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Настоящее совершается на основе исторического прошлого.

Содержание

1. ВВЕДЕНИЕ
2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ
3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ
4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ
6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ НА ЧЕЛОВЕКА
7. ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
9. ЛИТЕРАТУРА

Вложенные файлы: 1 файл

Основные идеи Карла Ясперса.docx

— 40.56 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ 

2. КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ 

3. ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ

4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 

6. ВЛИЯНИЕ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ  НА ЧЕЛОВЕКА 

7. ЧЕЛОВЕК И СОВРЕМЕННЫЙ МИР 

8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

9. ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Между непостижимой доисторией и необъятным будущим лежат 5000 лет известной  нам истории, ничтожный отрезок  необозримого существования человека. История человечества в значительной своей части исчезла безвозвратно. Число исторических источников растет лишь начиная с XVI в. В истории находимся мы и наше время, которое представляется бессмысленным, если его заключают в узкие рамки сегодняшнего дня, сводят к настоящему. Настоящее совершается на основе исторического прошлого.

«Эмпирическая картина истории может свестись к простому выявлению отдельных  закономерностей и нескончаемому  описанию множества событий. Но можно стремиться и к осознанию единой обобщающей картины мира в ее целостности: тогда выявляется наличие различных культурных сфер и их развитие; они рассматриваются отдельно и во взаимодействии; постигается их общность в постановке смысловых проблем и возможность их взаимопонимания; и, наконец, разрабатывается некое смысловое единство, в котором все это многообразие обретает свое место» (Гегель). Карл Ясперс считал, что каждый, кто обращается к истории, невольно приходит к этим универсальным воззрениям, превращающим историю в некое единство. Освещение проблемы времени во многом зависит от того, каким образом сам мыслитель осуществляет свою жизнедеятельность в широком смысле этого слова.

 
КАРЛ ЯСПЕРС И ЕГО УБЕЖДЕНИЯ.

Ясперс  Карл – немецкий философ. Родился 23 февраля 1883г. в Ольденбурге, изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах. В 1909г. получил право заниматься медицинской практикой. В 1909–1915гг. работал ассистентом врача в университетской психиатрической клинике. В 1916г. был назначен ассистентом по психологии, в 1920г. ассистентом по философии, а в 1921г. профессором философии Гейдельбергского университета. Брак с еврейкой в 1910г. и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933г. и от преподавательской деятельности в 1937г. В 1938г. была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остался в Гейдельберге и много времени посвятил изучению Библии. После войны был восстановлен в должности, открыто высказывал в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Известны радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Пытался провести идею денацификации университетов. В 1949г. стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961г. посвятил себя науке и публицистике. Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969г.

Ясперс  оказал решающее влияние на религиозное  направление философии существования 20 в. Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией  академической философии, не принимая, однако, ни «фанатизма» Кьеркегора, ни «исступления» Ницше, ни «индифферентного мышления» университетских профессоров. В поздних работах он все же предпочёл говорить о «философии разума» или «мировой философии», а не о «философии существования». С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит  за границы доступного науке. Лишь когда  мы продвигаем научное знание до его  пределов, перед нами открываются  новые горизонты. Истина в философии  носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение  к их существованию как свободных  личностей (экзистенции). Понятие экзистенции он считает не поддающимся определению. Она существует не как субъективная иллюзия, а как реальность особого рода. К.Ясперс отмечает, что нельзя смешивать, спутывать в эмпирическом смысле объективно-предметное в человеке с ним самим как экзистенцией, открывающейся в ходе коммуникации. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизируя с К.Марксом, Ясперс отстаивает приоритет «духовной составляющей» в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство. Однако научно доказать это положение, по мнению Ясперса, невозможно. Допущение этого единства он называет постулатом веры. Отсюда ясно, что таким образом Ясперс четко заявляет о своей приверженности в объяснении культурно-исторического процесса к религиозной традиции. История, по Ясперсу, имеет свое начало и свое смысловое завершение. Ее движение определяется силой Провидения. Таким образом, Ясперс возвращается к линейной схеме истории культуры. Среди основных работ философа – Общая психопатология (Allgemeine Psychopathologie, 1913); Психология мировоззрения (Psychologie der Weltanschauungen, 1919); Философия (Philosophie, 3 Bd., 1932); Об истине (Von der Wahrheit, 1947); Проблема немецкой вины (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946); Великие философы (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957); Философская вера и откровение (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962); Атомная бомба и будущее человечества (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958) и др.

 
ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ.

Мировая история охватывает во времени и  пространстве весь земной шар. История  есть там, где живут люди. Человек  есть существо, которое осуждено пребывать  в истории и не в состоянии  прожить вне общества. К.Ясперс настаивает на историческом характере припоминания, требует от современников, чтобы они дали себе отчет в трагических коллизиях прошлого, истории.

К.Ясперс высоко оценивал суждение Гегеля о том, что философия – это время, схваченное мыслью, как сохранение прошлого и обнаружение бытия. При этом он пишет, что смысл вступления человека в мир становится содержанием философии. Философия не является волшебным средством, она – сознание в осуществлении. Ясперс считает, что философия не может быть чисто предметным и, стало быть, чисто научным знанием, ибо она не может отличаться от внутреннего мира самого философствующего. Философия – это мышление, посредством которого «Я» деятельно в качестве самого себя. Философия присутствует в науках и играет роль их «внутреннего связующего смысла». Говоря о связке «человек – история», Ясперс отмечает, что история – это изначальное измерение человеческого бытия. Особое внимание этому «внутреннему связующему смыслу» он придает в работах, посвященных анализу сути исторической науки.

При таком анализе К. Ясперс использует понятие «ситуации»*. Ситуация –  неповторимое сочетание событий. Ситуация означает не столько природно-закономерную, сколько смысловую действительность, которая выступает не как физическая, не как психическая, а как конкретная действительность, включающая в себя оба эти момента, – «это действительность, приносящая эмпирическому бытию  пользу или вред, открывающая возможности  или полагающая границы». Далее К. Ясперс ставит вопрос о том, какие  науки должны заниматься изучением  этой самой действительности. И отвечает, что действительность должна быть предметом  изучения не одной, а множества наук. Ситуация методически исследуется, например, биологией, политической экономией  или другими науками. Исторической наукой устанавливаются однократные, но важные виды исторических ситуаций. Существуют как ситуации вообще, так  и типичные или исторически определенные, однократные ситуации. Ситуации могут  быть либо бессознательными, либо они  явные для сознающей себя воли, которая может их принять, использовать или изменить. Благодаря воле не происходит автоматически неизбежного; она указывает возможности и границы возможностей. Бытие человека находится в качестве существования в экономических, социальных, политических ситуациях, от реальности которых зависит все остальное, хотя не они только делают ее действительной. То, чем человек станет, – ситуационно обусловлено людьми, с которыми он встретится, и возможностями веры, к нему взывающими.

Исторический  процесс – это беспрерывное преобразование ситуаций, условий, знания, их содержания и смысла в их непосредственном явлении, но такое преобразование, при котором  возможно и необходимо отношение  всего ко всему, связь традиций, всеобщая коммуникация. Из природного человеческого  существования вырастают, наподобие  организмов, культуры*, которые рассматриваются  как самостоятельные формы жизни, имеющие начало и конец. Культуры не взаимосвязаны, но иногда могут соприкасаться  и мешать друг другу.

В отличие от популярной в Европе первой половины XX в. теории культурных циклов, немецкий философ Ясперс предполагал  единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы «настроений», однако не дает возможности установить законы. Кроме того, он обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в шпенглеровской концепции культурных типов, вследствие чего история приобретает фаталистический характер. Карл Ясперс уверен, что человечество имеет единые истоки и общую цель. Эти истоки и эта цель нам неизвестны, во всяком случае, в виде достоверного знания. Лучшие философские умы пытаются приблизиться к тому и другому. К истории относится все то, что, будучи неповторимым, прочно занимает свое место в цельном, единственном, процессе человеческой истории и, является реальным и необходимым во взаимосвязи и последовательности человеческого бытия. Ясперс писал: «Все мы, люди, происходим от Адама, все мы связаны родством, созданы Богом по образу и подобию Его. Вначале, у истоков, откровение бытия было непосредственной данностью. Грехопадение открыло перед нами путь, на котором познание и имеющая конечный характер практика, направленная на временные цели, позволили нам достигнуть ясности. На завершающей стадии человек должен взойти в сферу гармонического созвучия душ, в царство вечных духов, где мы созерцаем друг друга в любви и в безграничном понимании».

Известно, что на Западе философия истории  возникла на основе христианского вероучения. В концепциях великих мыслителей, от Августина до Гегеля, вера видела в истории поступь Бога. Поворот  в исторических событиях соотносился  с божественным откровением. Гегель утверждал, что весь исторический процесс  движется к Христу и идет от него. Осью мировой истории в этой связи  следует считать Сына Божьего. К.Ясперс выражает сомнение в убедительности этой концепции. Он пишет, что «…христианская вера – это лишь одна вера, а не вера всего человечества».

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода: «Человек четыре раза как бы отправляется от новой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи, когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем – от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру. В четвертом – от научно-технической эпохи, воздействие которой мы испытываем на себе».

Первый период – прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества. Собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторических временах и эпохах происходило расселение людей на земном шаре. Оно шло внутри ограниченных областей, было разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер: великие медленные процессы незаметного образования рас, речи и мифов, неуловимого распространения технических открытий, странствований. Все эти события еще неосознанны, еще не вышли из мира природы, хотя проявляют себя уже явлениями человеческой жизни.

В доисторическую эпоху происходило  «становление основных конституитивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа, бессознательное. К этому «докультурному» периоду относится первое становление человека. Отвечая на вопрос, что же явилось существенным в превращении доисторического человека в человека культуры, Ясперс выделяет «использование огня и орудий», «появление речи», «способы формирующего человека насилия над самим собой», например, табу, «образование групп и сообществ», «жизнь, формируемую мифами». Одни объединения людей влекут за собой другие, люди знают друг о друге, взирают друг на друга. Разбросанность устраняется в борьбе, создаются новые, большие объединения. Они служат переходом к истории, начало которой связано с появлением письменности. Доистория – это величайшая реальность, неведомая современному человеку, ибо в ней возник человек.

Второй период, выделяемый Ясперсом, – это великие исторические культуры древности, предполагающие организацию и государственность. Начало истории, т.е. уже собственно культурного развития, относится к тому времени, «как существует передача опыта». Как только люди изобрели письменность, вся атмосфера внезапно меняется. Теперь люди говорят в письменных документах друг с другом и тем самым с нами, говорят посредством архитектурных памятников, своих произведений искусства, где непонятный нам смысл скрыт в привлекательных для нас формах.

Почти одновременно в трех областях земного  шара возникают древнейшие культуры. В долинах Нила и Двуречья можно глубже, чем где-либо, проследить по документам и вещественным памятникам историю человечества. Историки знают чтó происходило там, около 3000 лет до н.э. Египетская и вавилонская культуры стали в своей поздней стадии известны грекам и иудеям, жившим неподалеку от них, и с той поры превратились для Запада в воспоминание, которое только теперь благодаря раскопкам и пониманию древних языков стало видимым для нас. Китайская традиция идеализирует основу своей культуры, заложенную во втором тысячелетии. События, выходящие за его пределы едва доступны. Раскопки обнаружили лишь незначительные следы культуры, а отчетливые и «подробные» сведения датируются первым тысячелетием. Раскопки в Индии свидетельствуют о высокой цивилизации, о наличии там, в третьем тысячелетии до н.э. развитых городов, но они изолированы и едва ли находятся в какой-либо связи с более поздней культурой Индии, начало которой относится примерно к концу второго тысячелетия до н.э. Культура долины Инда стала известна только благодаря раскопкам нескольких последних десятилетий; индийцы не сохранили о ней никакого воспоминания, письменность этой культуры еще не расшифрована. В Америке все произошло значительно позднее, на рубеже нашей эры. Расцвет американских культур Мексики и Перу, относится к более поздним тысячелетиям.

Информация о работе Основные идеи Карла Ясперса