Основные идеи философии Платона и Аристотеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 21:42, контрольная работа

Краткое описание

Аристотель ввел ряд новых и значимых для позднейшей онтологии тем: бытие как действительность, божественный ум, бытие как единство противоположностей и конкретный предел «осмысления» материи формой.

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

      Аристотель  в разных работах по-разному представляет относительную ценность указанных  форм. В «Никомахово и этике» он объявлял лучшей из них монархию, а  худшей из «правильных» форм - политию. В «Политике» же он считает политию наилучшей из «правильных» форм. Хотя монархия и здесь представляется ему «первоначальной и самой божественной», в настоящее время она, по Аристотелю, не имеет шансов на успех.

      Из  всех     видов    государственного    устройства,  по мнению Аристотеля,  будет тот,  который  оказывается отклонением   от   первоначального  и  самого  божественного.  Тирания,  как наихудший  из  всех  видов  государственного устройства, отстоит далее всего от самой  его сущности; к ней непосредственно примыкает  олигархия,  наиболее же    умеренным   из   отклоняющихся   видов   -  демократия.

      В пределах самого государства существует множество видов общения.

      В экономических отношениях Аристотель видит три вида социальных форм общения: 1) общение в рамках отдельно взятой семьи, 2) общение в рамках общих хозяйственных дел, 3) общение в рамках обмена хозяйственными благами.

      «Целью  государства является благая жизнь, и все упомянутое создается ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего  существования, которое состоит в счастливой и прекрасной жизни».  Государство существует не просто так, а чтобы обеспечить своим гражданам хорошую «благую» жизнь.

      Целое предшествует части, и государство как структура предшествует семье и личности. Семьи и отдельные лица принадлежат составу государства, однако по Аристотелю, не все лица можно отнести к государственному составу, рабы остаются за чертой. Аристотель сторонник рабовладельческой системы. Вопрос о рабстве он рассматривает в рамках отношений внутри семьи. Рабство связано с вопросом о собственности, а собственность - часть семейной  организации (раб - одушевленная часть собственности, предмет первой необходимости). Институт рабства для Аристотеля - институт, необходимый для правильного функционирования семьи и, как следствие, государства.

      Свой  проект идеального государства Аристотель строил, изучая реальные существующие типы государственной власти. Из современных  ему государственных устройств, Аристотель особо критиковал строй афинской демократии, государства Спарты и македонской монархии. Из политических теорий наибольшей критике он подвергал теорию своего учителя Платона.

 

     

     В  мировоззрении Платона очень  важное место принадлежит его взглядам на государство и общество. В  нем сочетается философский идеализм и интерес к общественным отношениям. Вопрос о совершенном общежитии и его сохранении в условиях человеческого общества является для Платона одним из самых важных.

     Человек, с точки зрения Платона, имеет непосредственное отношение ко всем сферам бытия: физическое его тело – это материя, душа же способна вбирать а себя идеи и устремляться к Уму-Демиургу. У разных людей преобладают разные слои души, в результате чего имеются типы людей: вожделенный, стремящийся к материальным, чувственным наслаждениям; мужественный, в котором преобладает воля, сила, мужество; и тип души разумной, ставящий целью высшие ценности, благо людей и справедливость. В обществе этим типам души соответствуют сословия: 1) производителей: ремесленники, крестьяне, торговцы; 2) охраняющие закон и государство: стражники и воины; 3) управляющие государством. Одной из основ государства и является разделение труда, а в идеальном государстве – согласованность, гармония интересов всех сословий.

     Идеальному  типу государства у Платона противопоставляется  отрицательный, в котором всем движут материальные стимулы. Все существующие государства Платон относит к  этому - отрицательному типу: «Каково  бы не было государство, в нем всегда есть два государства, враждебные друг другу: одно - государство богатых, другое - бедных».

     Платон  выделяет четыре формы отрицательного государства, это - тимократия, олигархия, демократия и тирания.

  1. Тимократия - власть честолюбцев – первая отрицательная форма государства. Первоначально она сохраняла черты совершенного строя, но со временем обозначились признаки упадка - страсть людей к обогащению и корысть. 2) Олигархия - господство небольшой группы населения над большинством. У власти там стоят богатые, а бедняки не участвуют в правлении. 3) Демократия - господство большинства в обществе, где различия между богатыми и бедными обостряется еще сильнее. 3) Тирания – наихудшая форма правления, вырождение демократии. Избыток свободы приводит к рабству. Тиран постоянно ведет войны, чтобы держать подчиненных в страхе и убедить их в необходимости вождя.

     Возможно  и иное государственное устройство, в основе которого будет лежать идея справедливости. Государство, основанное на справедливости, представляет собой единое гармоническое целое. Такое государство охраняет покой своих граждан, защищает их от нападения извне; организует материальное обеспечение жизни граждан; направляет их духовное развитие.

     Устройство  совершенного государства должно строится в первую очередь на потребностях: «Государство возникает, когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом еще нуждается. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства». Перечисление потребностей доказывает, что в государстве существуют самые разные области общественного разделения труда.

     Всех  жителей "идеального" государства  Платон разделяет на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят необходимые для государства вещи или способствуют этому (земледельцы, ремесленники, торговцы). Не смотря на то, что торговцами и земледельцами могут быть совершенно различные люди, все они, по Платону, стоят приблизительно на одной ступени нравственного развития. Внутри этого низшего класса также существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может стать земледельцем.

     Принадлежность  человека ко второму и третьему классам, а это классы воинов-стражей и правителей-философов, определяется уже не по профессиональным, а по нравственным критериям.

     В основном  значение общественного  разделения труда у Платона состоит  в том, что каждый разряд должен заниматься лишь одним своим делом.

     Платон, живший во времена всеобщего рабовладельческого строя, не уделяет особого внимания рабам. В "Государстве" все производственные заботы возлагаются на ремесленников  и земледельцев. Здесь же Платон пишет, что в рабство можно  обращать только "варваров", неэллинов, во время войны. Однако он же говорит, что война зло, возникающее в порочных государствах "для обогащения", и в "идеальном" государстве войны следует избегать, следовательно, не будет и рабов.

     Совершенное государство по Платону обладает четырьмя доблестями: 1) мудростью, 2) мужеством, 3) благоразумием, 4) справедливостью.

       Под «мудростью» Платон имеет  в виду высшее знание. Это знание  принадлежит лишь немногим философам,  которые и управляют государством. Только философы должны управлять государством и только при их правлении государство будет благоденствовать. «Мужество» - также привилегия немногих. Мужеством обладает большее количество людей, это не только правители-философы, но и воины-стражи. «Благоразумие», в отличие от двух предыдущих,  принадлежит всем членам государства. («Нечто вроде порядка - вот что такое благоразумие».) Наличие в государстве «справедливости» подготавливается и обуславливается «благоразумием». Благодаря самой справедливости каждый разряд общества и каждый отдельно взятый человек и получает для исполнения свое особое дело. «Это делание своего, вероятно, и есть справедливость».

     Свой  проект Платон считает осуществимым лишь для греков, для всех остальных  народов он неприменим ввиду их якобы  неспособности к устройству общественного порядка.

     Проекты идеального государства Аристотеля и Платона являются утопиями, они  представляют собой некий симбиоз  черт вымышленных, придуманных как  бы в разрез с существующими формами  государств, с чертами реальными, отражающими реальные исторические отношения внутри общества, современного автору проекта. В трактатах много общего, но тем не менее каждый философ абсолютно самостоятелен, их можно сравнивать, можно искать различия, но ни в коем случае не рассматривать, как одно целое. Эти труды имеют чрезвычайно большую историческую, а также теоретическую ценность, ведь именно на этих учениях строились в последствии многочисленные теории и трактаты. 

     Учение  Аристотеля далеко от мистического реализма Платона. Достижение высшей цели для него совсем не означает бегство от действительности; высшая цель Аристотеля - созерцательное постижение, интеллектуальная интуиция, но человеческая природа для него несовершенна, и жизнь нуждается в ряде благ, среди которых философ выделяет и богатство.

     В отличие от Платона Аристотель различает  идеальную, «абсолютно наилучшую», форму  государственного устройства и «ту, которая возможна в действительности, которая более удобна и более  общая для всех государств». Аристотелева критика социально-этического идеала Платона касается как частных, так и принципиальных вопросов.

     Противоречие  Аристотеля с Платоном наблюдается  прежде всего в вопросе о собственности. В этом споре Аристотель - сторонник  личной собственности, а Платон - ее противник. «Трудно выразить словами, - говорит первый, - сколько наслаждения в сознании, что нечто тебе принадлежит...». Аристотель считает, что идеальный способ пользования собственностью - это тот, который сочетает в себе системы общей и частной собственности. Философ утверждает, что, когда собственность будет поделена между людьми, среди них исчезнут взаимные претензии и недовольство.

     Аристотель  и Платон пришли к заметному единству в вопросе о рабстве. Оба в  своих проектах идеального государства  предусматривают возложение  тяжелой  производительной работы на плечи бесправного рабства.

     «Итак, государство есть достояние народа, связанного между собой в вопросах права и общностью интересов. Причиной для такого соединения людей  является не столько их слабость, сколько, так сказать, врожденная потребность жить вместе». В вопросе о возникновении государства философы Платон и Аристотель сходятся.  Это - известная посылка классиков марксизма о том, что человек - животное общественное.

     В вопросе об идеальном правителе  наблюдается общность взглядов Платона со взглядами Аристотеля, правитель видится философам прежде всего справедливым, разумным, сильным и достойным своего поста.

     Как и Платон, Аристотель рассматривает  четвертую этическую добродетель  – справедливость. Справедливость, по Аристотелю, есть середина между причинением обид другим и терпением обид от других. Аристотель выбирает устойчивость, предпочитая несколько проиграть в объеме. Лучше меньшее, но долгое, чем большее, но короткое – вот формула аристотелевской рациональности. Платон на этом фоне максималист. Он скорее выбирает «лучшее-в-себе».

     В своем «Государстве» Платон уподобил наш мир пещере, в которой сидят  прикованные пленники, видящие перед  собою лишь тени вещей, существующих в «подлинном» мире, т.е. мире идей. Узники эти ничего не знают о подлинном мире. Аристотель же говорит, что обитатели самой прекрасной и благоустроенной пещеры, только слышавшие о богах, лишь выйдя на поверхность земли и узрев красоту земного мира, «действительно поверят в то, что есть боги, и что все это - произведение богов». Таким образом, не созерцание запредельного мира идей, а наблюдение и исследование нашего, посюстороннего земного мира ведет к высшей истине. Это различие теоретических установок Платона и Аристотеля составило главную основу их расхождения.

     «Платон мне друг, но истина дороже»,- слова  Аристотеля.  

      Литература

  1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф.В.П.Ратникова. 1-4 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998-2007.
  2. Аристотель. Сочинения в 4 т. – М.: Мысль, 1975-1981
  3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М.: 2006.
  4. Виндельбанд В. История древней философии. – Киев, 1995.
  5. История мировой философии. – М.: АСТ, 2007.
  6. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая). – М.: 1996.
  7. Концепции современного естествознания/Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П.

Информация о работе Основные идеи философии Платона и Аристотеля