Основные формы материализма и идеализма в философии античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 10:48, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является изучение основных форм мате-риализма и идеализма в философии античности, развитие диалектических идей и изучение философии Древней Греции.

Содержание

Введе-ние…………………………………………………………………...……....3
1 Основные формы материализма и идеализма в философии антично-сти.......4
2 Развитие диалектических идей в античной филосо-фии……...………………8
3 Общая характеристика философии Древней Гре-ции………..........................11
Заключе-ние…………………………………………….…………………………15
Список использованной литерату-ры…………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

2. Классический (философия «классической Греции»): 2 пол. V - IV вв. до н.э. Это время рассвета полисной демократии и утверждения норм гражданского права в качестве правил всеобщего законодательства.

3. Эллинистический период  подразделяется на два этапа:

- ранний эллинистический: с конца IV в. до конца I в. до н.э.;

- поздний эллинистический (или греко-римский): с конца I в. до н. э. по VI в. н.э.

В это время происходит упадок греческих городов-государств и утрата Грецией политической независимости. [1; 51]

Греческая культура VII - V вв. до н.э. - это культура общества, в котором ведущая роль принадлежит рабскому труду, но в отдельных отраслях, требовавших высокой квалификации производителей, таких как, художественное ремесло, широко применялся свободный труд.

Греческая философия  не может быть понята без эстетики - теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки. Поэтому выделить ученых, занимавшихся только научными проблемами, нельзя. В Древней Греции все ученые были философами, мыслителями и обладали знанием основных философских категорий.

Идея красоты  мира проходит через всю античную эстетику. В мировоззрении древнегреческих натурфилософов нет ни тени сомнения в объективном существовании мира и реальности его красоты. Для первых натурфилософов прекрасное - это всеобщая гармония и красота вселенной. В их учении эстетическое и космологическое выступают в единстве. Вселенная для древнегреческих натурфилософов - космос (вселенная, мир, гармония, украшение, красота, наряд, порядок). Во всеобщую картину мира включается представление о его гармонии, красоте. Поэтому сначала все науки в Древней Греции были объединены в одну - космологию.

Гераклит Эфесский первоначалом считал огонь, но не просто огонь, а огнелогос - разумный, вечный и божественный космический огонь. У Гераклита понимание красоты пронизано диалектикой. Впервые Гераклит поставил вопрос о характере восприятия прекрасного: оно непостижимо с помощью вычисления или отвлеченного мышления, оно познается интуитивно, путем созерцания.

Пифагор первоначалом считал число, он первый назвал философию этим именем, трудился не один, а в организованной им школе. Именно в числах пифагорейцы усматривали свойства и отношения, присущие различным гармоническим сочетаниям сущего. В математике выделяется фигура Пифагора, создавшего таблицу умножения и теорему, носящую его имя, изучавшего свойства целых чисел и пропорций. Пифагорейцы связывают понятие прекрасного не только всеобщей картиной мира, но и в соответствии с морально-религиозной направленностью своей философии с понятием блага.

У Демокрита  субстанцией считался атом, атомы неделимы, они находятся в вечном движении, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь.

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся  атомов; обладая внутренней энергией, она является причиной движения живых существ. Он считал, что человек должен стремиться к блаженству и благодушию. По его мнению, «не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с «прекрасным». В определения красоты Демокрит подчеркивает такое свойство, как мера, соразмерность. Тому, кто их преступает, «самое приятное может стать неприятным». [6; 45]

Сократ - один из родоначальников диалектики как метода поиска и познания истины. Первоначалом у Сократа был разум. В этике добродетель равна знанию, следовательно, разум толкает человека на добрые поступки. Сократ излагал свое учение устно, передавая знания в виде диалогов своим ученикам, из сочинений которых мы и узнали о Сократе.

Учение Платона  следует, что лишь мир идей - это истинное бытие. Платон полагал, что мир чувствительных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, движутся и изменяются, в них нет ничего устойчивого, а значит, и истинного. Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма.

Мир идей представляет собой не просто царство сущностей, а царство благих сущностей. Платон противопоставил идеальный мир  чувственному миру не только как сущность - явлению, но и как благое - злому. [2; 70]

В конечном счете, красота для Платона есть эстетически  своеобразная идея. Познать ее человек может, только находясь в состоянии особого вдохновения.

Аристотель, был учеником Платона и воспитателем Александра Македонского. Объектом критики Аристотеля стала теория идей Платона. Он считал, что Платон совершил принципиальную ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может. Несмотря на критику платонизма по ряду основных пунктов, Аристотель во многом обязан своим философским учениям именно Платону. [2; 73]

Основные области интересов Аристотеля - человек, этика, политика, искусство. Аристотель - автор книг «Метафизика», «Физика», «О душе», «Поэтика». В отличие от Платона для Аристотеля прекрасное не объективная идея, а объективное качество вещей. Величина, пропорции, порядок, симметрия - свойства прекрасного. Красота у Аристотеля выступает как мера, а мерой всего является сам человек. В сравнении с ним прекрасный предмет не должен быть чрезмерным. Философия отвечала потребности человеческой ориентации человека, порвавшего с традиционными ценностями и обратившегося к разуму как к способу уяснения проблем.

 

Заключение

 

В данной работе мы кратко рассмотрели общую характеристику античной философии. Античная философия оказала огромное влияние на философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации. Она явилась настоящей общественной силой древнего мира, а затем и всемирно-исторического развития философской культуры и каждое новое поколение, получая высшее образование, призвано окунуться в этот вечно свежий поток юной, впервые себя опознавшей философской мысли. Она вызывает живой интерес у каждого любознательного человека, которого волнуют философские вопросы. Многие проблемы, над которыми размышляли античные философы, не утратили своей актуальности и поныне. Изучение античной философии не только обогащает нас ценной информацией о результатах размышлений выдающихся мыслителей, но и способствует развитию более утонченного философского мышления у тех, кто с любовью и рвением углубляется в их творения.

В заключение контрольной работы на тему «Общая характеристика античной философии», можно сделать выводы: цель данной контрольной - изучение основных форм материализма и идеализма в философии античности, развитие диалектических идей и изучение философии Древней Греции - была достигнута. В процессе написания работы были решены следующие задачи: дано определение материализму и идеализму, показаны основные формы материализма идеализма, рассмотрено развитие диалектических идей в античной философии и проследили историю развития философии Древней Греции.

 

Список использованной литературы

 

1. История философии:  Учебник для вузов / под ред.  Васильева В.В., Кротова А.А., Бугая  Д.В. - М.: Академический Проект: 2005. - с. 680

2. Философия. Учебник для вузов / под ред. Лаврененко В.Н., Ратникова В.П. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - с. 584

3. Асмус В.Ф.  Античная философия. - М.: Высшая школа, 2003. - с. 400

4. Канке В.А.  Основы философии. - М.: Логос, 2004. - с. 288

5. Лосев А.Ф.  История античной философии. - М.: Мысль, 2000. - с. 204

6. Спиркин А.Г.  Философия. - М.: Гардарики, 2005. - с. 736

 

Электронные ресурсы и программное обеспечение

 

1. Электронно - библиотечная система (ЭБС) ООО  «Издательский Дом ИНФРА - М» (доступ  через интернет - репозиторий образовательных ресурсов ВЗФЭИ). - URL: http://repository.vzfei.ru. Доступ по логину и паролю.




Информация о работе Основные формы материализма и идеализма в философии античности