Основные школы древнеиндийской философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:56, контрольная работа

Краткое описание

На базе ведийской мифологии в середине первого тысячелетия до нашей эры в Индии получила зарождение древнеиндийская философия. Это произошло в тот момент, когда человеком были предприняты первые попытки по осмыслению окружающего мира – космического пространства, живой и неживой природы, а также себя самого. Такой прогресс стал возможен в результате, прежде всего, умственной эволюции, когда человеком разумным была осуществлена дифференциация природы, как средства своего обитания и постепенное выделение из нее себя.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВЕДИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 3
2. ЭПИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ 4
3. КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5
4. ШКОЛЫ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 6
1) Неортодоксальные 6
Система чарвака 6
Философская система джайнизма 7
Буддийская система 8
2)Ортодоксальные 9
Система ньяйи 9
Система вайшешики 11
Система санкхьи 12
Система йоги 13
Система мимансы 14
Система веданты 16
Список использованной литературы 18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по философии.docx

— 70.13 Кб (Скачать файл)

4. Настоящая жизнь течет  непрерывно, порождая по закону  кармы другую жизнь, подобно  тому, как одно дерево своими  семенами порождает другое дерево, которое в свою очередь продолжает  жить, тогда как первое засыхает.

Позднее зародыши философских  теорий, содержавшиеся в учении Будды, были развиты его последователями  в Индии и вне ее; таким образом, возник ряд буддийских школ. В индийской  философии наиболее известными из них  являются следующие четыре школы:

Школа мадхьямаков, или шуньявадинов, считает, что мир нереален (шунья); все феномены, как духовные, так  и не духовные, иллюзорны. Это мировоззрение  получило название нигилизма (шуньявада).

Школа йогачаров, или виджнянавадинов, также придерживается того взгляда, что внешние объекты нереальны. То, что представляется нам внешним, на самом деле только идеи нашего ума. Но ум должен быть признан реальным. Утверждение, что ум нереален, противоречит самому себе, так как уже самая  мысль, что ум нереален, сама себя опровергает, поскольку мысли есть не что иное, как проявление деятельности ума. Это  мировоззрение получило название субъективного  идеализма (виджнянавада).

Школа саутрантиков считает, что оба мира, как духовный, так  и недуховный, действительно существуют. Если бы все, что мы воспринимаем извне, было нереальным, то наше восприятие объектов зависело бы не от чего-либо, находящегося вне ума, а лишь от самого ума. Однако мы знаем, что ум не в состоянии  воспринимать любой объект (например, тигра) в том месте, в каком  бы он пожелал. Это доказывает, что  идея о тигре, в тот момент, когда  мы воспринимаем его, зависит от недуховной реальности - от самого тигра. Исходя из этой идеи, или представления тигра, мы можем прийти к заключению о  существовании причины данного  представления – тигра - вне нашего ума. Следовательно, о внешних объектах можно судить как о существующих вне ума. Это мировоззрение может быть названо репрезентационизмом, или теорией подразумеваемости внешних объектов.

Школа вайбхашиков согласна с предыдущей в вопросе о реальности как внутренних, так и внешних  объектов. Однако она придерживается иных взглядов на способы познания внешних объектов. По мнению вайбхашиков, внешние объекты воспринимаются непосредственно, а не выводятся из их идей или представлений, порождаемых нашим умом, потому что исходя из той или иной идеи было бы невозможно прийти к заключению о существовании внешнего объекта, если бы внешний объект не был воспринимаем в соответствии с идеей. Эта точка зрения может быть названа непосредственным реализмом, поскольку, согласно ей, внешние объекты воспринимаются непосредственно.

Буддизм по религиозным вопросам делится на две хорошо известные  школы: хинаяну, процветающую в настоящее  время на Цейлоне, в Бирме и  Сиаме, и махаяну, распространившуюся в Тибете, Китае и Японии. Школы  мадхьямиков и йогачаров вошли  в школу махаяны, а школы саутрантиков и вайбхашиков относятся к  хинаяне. Наиболее важным религиозным  вопросом, по которому расходятся обе  эти школы, является вопрос о том, что представляет собой нирвана. Хинаянисты считают, что цель достижения состояния нирваны заключается  в том, чтобы избавить индивида от страданий. Представители же школы  махаяны полагают, что цель достижения нирваны — не прекращение собственных  страданий, а достижение совершенной  мудрости, с помощью которой освобожденный может попытаться спасти от страданий все живые существа.

2) Ортодоксальные

Система ньяйи 

Система ньяйи создана  великим мудрецом Готамой. Это реалистическая философия, основывающаяся главным  образом на законах логики. Она  признает наличие четырех самостоятельных  источников истинного познания: восприятия (пратьякша), вывода, или заключения (анумана прамана), сравнения (упамана  прамана) и свидетельства, или доказательства (шабда).

Восприятие есть непосредственное познание объектов, получаемое в результате их связи с нашими органами чувств. Оно может быть внешним (бахья), если касается таких органов чувств, как  зрение и слух, посредством которых  мы получаем восприятия извне, или внутренним (антара), если оно касается ума (манас).

Вывод (или заключение) есть познание объекта не через восприятие, а через сознательное выделение  некоего признака (линга), который  неизменно связан с данным объектом. Неизменная связь между объектом и его признаком называется вьяпти. В выводе, или заключении, должно быть, по меньшей мере, три суждения, три термина: пакша, или меньший термин, по поводу которого мы что-нибудь выводим; садхья, или больший термин, являющийся выводимым объектом, и линга (или садхана), то есть средний термин, который всегда связан с большим и в то же время содержится в меньшем. Приведем пример: «Холм горит, потому что он дымится, а все, что дымится,— горит».

Сравнение есть познание связи  между названиями вещей и самими вещами, именуемыми так на основании  данного описания их сходства с некоторым  уже известным объектом. Например, человеку говорят, что гавая (дикая  корова) похожа на корову. И когда  этот человек находит в лесу животное, очень похожее на корову, он приходит к выводу, что это животное и должно быть гавайей. Такое знание извлекается посредством упаманы, то есть сравнения.

Шабда (свидетельство или  доказательство) есть знание о невоспринимаемых объектах, получаемое из утверждений  авторитетных лиц. Ученый сообщает нам, что вода представляет собой соединение водорода и кислорода в известной  пропорции. Хотя мы и не сами доказали эту истину, мы признаем ее, считаясь с авторитетом ученого. Наше знание в этом случае исходит из свидетельства  ученого.

Объектами познания, согласно школе ньяйи, служат: наше я, тело, чувства  и их объекты, познавательная способность (буддхи), ум (манас), деятельность (правритти), умственные дефекты, повторное рождение, чувства удовольствия и боли, страдание  и свобода от страданий (апаварга).

Философы школы ньяйи  наряду с представителями многих других систем индийской философии  стремятся избавить личность от ее привязанности к телу, чувствам и  объектам. По их мнению, наше я отличается от тела и ума. Тело - это лишь сложная субстанция, состоящая из материи. Ум - тонкая, неделимая, вечная субстанция (ану). Он служит душе инструментом для восприятия психических явлений, таких, как удовольствие, боль и т. д. Поэтому он называется внутренним чувством.

Я (атман) представляет собой  самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую  атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством  чувств. Но сознание не является неотъемлемым свойством я. Это - случайное, побочное свойство, которое перестает ограничивать я в состоянии мукти, то есть освобождения. В то время как ум (манас) является бесконечно малой величиной, подобной атому, я представляет собой нечто  всепроникающее (вибху), неразрушимое и вечное. Я - это действующая сила, которая любит или не любит  объекты, старается получить или  избежать их, наслаждается или страдает от последствий своих поступков.

Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря  правильному познанию действительности (таттва-джняна). Некоторые думают, что  освобождение есть состояние счастья. Но это совершенно неверно, так как  нет удовольствий без страдания. Таким образом, освобождение — это  только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье.

Существование бога доказывается системой ньяйи при помощи нескольких аргументов. Бог есть первопричина творения, поддержания существования  и разрушения мира. Он сотворил мир  не из ничего, а из вечных атомов пространства, времени, эфира, умов и душ. Этот мир сотворен с тем, чтобы индивидуальная душа (джива) могла наслаждаться удовольствием или испытывать страдания в соответствии с достойным или недостойным своим поведением в другой жизни в иных мирах. Наиболее популярный аргумент в пользу бытия бога гласит: «Все вещи мира, как, например, горы и моря, солнце и луна, поскольку они состоят из частей, являются следствием. Поэтому они должны иметь своего создателя».

Система вайшешики 

Система вайшешики была основана мудрецом Канадой, настоящее имя  которого было Улука. Она родственна системе ньяйи и имеет одинаковую с ней конечную цель - освобождение индивидуального я. Она подводит все объекты познания, весь мир, под  семь категорий: субстанция (дравья), качество (гуна), действие (карма), всеобщность (саманья), особенность (вишеша), присущность (самавая) и небытие (абхава).

Субстанция является субстратом качества и деятельности, однако она  отлична как от того, так и от другого. Существуют девять видов субстанций: земля, вода, огонь, воздух, эфир (акаша), время, пространство, душа и ум (манас).

Из них первые пять называются физическими элементами (бхутами) и  имеют соответственно специфические  качества запаха, вкуса, цвета, осязания и звука. Первые четыре состоят из четырех видов атомов - земли, воды, огня и воздуха, которые являются невидимыми и неделимыми частицами  материи. Атомы - это несотворенные, вечные сущности, представление о  которых мы можем получить посредством  дробления материальных объектов на все более и более мелкие части, до тех пор, пока этот процесс нельзя производить дальше. Эфир, пространство и время — неосязаемые субстанции, каждая из которых является единственной, вечной и всеобъемлющей.

Манас - вечная субстанция, непротяженная  и, подобно атому, бесконечно малая. Это внутреннее чувство, которое  прямо или косвенно имеет дело со всеми психическими функциями, такими, как познавательная способность, эмоции, воля.

Душа - вечная и всеобъемлющая  субстанция, представляющая собой субстрат явлений сознания. Индивидуальная душа осознается внутренне, умом индивида, когда, например, говорят: «Я счастлив». Верховная душа, или бог, считается  творцом мира и всего сущего. Бог  сотворил мир из вечных атомов. Происхождение  и распад сложных предметов объясняются  соединением и разъединением  атомов. Но двигаться и действовать  самостоятельно атомы не могут. Первоисточник их действий — воля бога, направляющего их перемещения в соответствии с законом кармы.

Из атомов образуется весь мир, соответствующий невидимым  моральным достоинствам индивидуальных душ и служащий делу их морального искупления. Такова атомистическая теория вайшешики. Это скорее телеологическая, чем механистическая и материалистическая теория, какими являются другие атомистические теории.

Качество есть то, что  существует в субстанции и само по себе не имеет ни собственных качеств, ни активности. Всего имеется двадцать четыре вида качеств: цвет, вкус, запах, осязание, звук, число, величина, видовое отличие, соединение, разъединение, отдаленность (паратва), близость (апаратва), текучесть, вязкость, познавательная способность, удовольствие, страдание, желание, антипатия, усилие, тяжесть, стремление (санскара), достоинство (дхарма) и недостаток (адхарма).

Действие есть движение. Как и качество, оно свойственно  только субстанциям. Существует пять видов  действий: поднимание, опускание, сжатие, расширение и хождение.

Все коровы имеют некую  общую природу, согласно которой  они и группируются в один класс, исключаясь из других классов. Это называется «коровностью» (готва) и является всеобщим (саманья). Поскольку эта «коровность» не возникает при рождении какой-либо коровы и не уничтожается со смертью  любой из них, она вечна. Таким  образом, всеобщность представляет собой вечную сущность, общую всем индивидам данного класса.

Особенность есть основа первичных  различий вещей. Обычно мы отличаем одну вещь от другой посредством выделения  особенностей, присущих ее частям, и  различения других качеств. Но как отличить самые простые и вечные субстанции мира, например два атома земли? По видимому, должно существовать какое-то первичное различие, особенность, присущая каждому из них, иначе их нельзя будет  отличать друг от друга, поскольку оба  имеют все качества земли. Особенность  означает специфичность или индивидуальность вечных сущностей мира

Присущность есть постоянная, вечная связь, которая объединяет целое  с его частями; качество или действие — с субстанцией; всеобщее — с  особенностями. Ткань, как единое, всегда существует в нитях; качества — такие, как «зеленое», «сладкое», «ароматное», и различного рода движения — пребывают в известной субстанции.

Эта перманентная связь между  целым и его частями, всеобщим и его частностями, качествами и  действиями, и их субстанциями известна как присущность.

Небытие означает все отрицательные  факты. «Здесь нет змеи», «Эта роза не красная», «Чистая вода не имеет  запаха» - все это предложения, выражающие соответственно небытие змеи, красноты и запаха в известных вещах. Все  такие случаи небытия подходят под  категорию абхавы, имеющую четыре вида: праг-абхава, дхванса-абхава, атьянта-абхава, которые, взятые вместе, называются сансарга-абхава (отсутствие связи между двумя  сущностями) и аньйонья-абхава. Первый вид абхавы означает небытие вещи до ее производства, например небытие  горшка в глине до того, как его  изготовил гончар. Второй вид - небытие  вещи после ее разрушения (дхванса), например небытие горшка после того, как его разбили. Третий вид - полное отсутствие связи между двумя  вещами, например бесцветность воздуха  в прошлом, настоящем и будущем. Последний вид абхавы представляет собой отличие одной вещи от другой. Когда две вещи (скажем, кувшин и  ткань) отличаются одна от другой, то это  и есть небытие одной вещи как  другой. Кувшин - не ткань и ткань - не кувшин. Это обоюдное небытие  двух различных вещей называется аньйонья-абхава.

Информация о работе Основные школы древнеиндийской философии