Особенности античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 16:31, реферат

Краткое описание

Переход от социально однородного родового общества к социально
дифференциальному обществу привёл к смене способов мышления.
Мышление родового общества носило мифологический характер. Миф был не
просто универсальным способом описания мира, а прежде всего формой жизни,
т. е. Особой формой мироощущения и жизнедеятельности людей, социальным
регулятором их поведения.

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

       э.),  ознаменовали  переход  от  протофилософского  к   философскому

       знанию.  Элиаты  сделали  серьёзный  шаг   вперед  от   некритически-

       нерасчлененного  мышления первых философов к   логическому  прояснению

       сложившихся философских  представлений и выработке новых философских

       понятий.

           Парменид  впервые выработал философское  понятие «бытие». Он также

       поставил вопрос  о том, как можно мыслить  бытие, в то время  как   его

       предшественники  мыслили бытие, не задумываясь  об этом.

           В  центре внимания Парминида были  проблемы  соотношения  бытия   и

       небытия, бытия  и мышления. На вопрос о соотношении  бытия  и  небытия

       Парменид отвечал:  бытие есть, а небытия  нет.  Он  впервые  применил

       доказательство  для обоснования своего тезиса. То,  что  есть,  можно

       выразить в  мысли; То, чего нет, выразить  в  мысли  нельзя.  Небытие

       невыразимо,  непознаваемо,  недоступно  мысли,  потому  оно   и  есть

       небытие. Ибо,  по Пармениду, «одно и то  же есть мысль и бытие».

           Бытие  – это то, что всегда есть; Оно  едино и вечно – вот главные

       его признаки. Вечность бытия и его единство  для Парменида неразрывно

       связаны. То, что  у бытия нет ни прошлого  ни  будущего,  как  раз   и

       означает,  что  оно  едино,  тождественно  себе.   Вечное,   единое,

       неделимое   бытие,  по  Пармениду,  неподвижно.  Ибо  откуда  взяться

       движению из  того что не изменяется?

           Невозможность  движения доказывал последователь  Парменида Зинон в

       своих  апориях   «Дихотомия»,   «Ахиллес   и   черепаха»,   «Стрела»,

       «Стадион». Логика  доказательств Зенона следующая:  мыслить  движения

       нельзя,  так   как  мысль   о   возможности   движения   приводит   к

       противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует.

           В  атомистическом учении Демокрита  (460-370 гг. до  н.  э.)  была

       выдвинута идея  множественного первоначала, которая  позволяла мыслить

       движение, возникновение  и уничтожение  вещей.  Демокрит  исходил из

       того, что, не  только бытие, но и небытие   существует.  При  этом  он

       представлял бытие  в виде атомов  (мельчайших,  неделимых,  невидимых

       частиц), а небытие  как пустоту. Движением атомов  Демокрит  объяснял

       те  свойства  чувственного  мира,  которые  элиаты  объявили  пустой

       видимостью –  изменчивость всех предметов  и явлений.

           В  концепции Демокрита атом  рассматривался  одновременно  и  как

       материальная  причина  существования  вещей,  и  как  их   сущность,

       невидимая зрением,  но постигаемая умом.

           На  основе атомистической гипотезы  предлагалось  решение  целого

       ряда философских  проблем. Прежде всего объяснялось  единство  мира  –

       мир един, так  как  основу  его  составляют  атомы.  Далее,  давалось

       решение проблемы  множественности вещей и состояний  мира.  На  основе

       принципа атомизма  стало возможным  объяснить   образование  множества

       разнообразных   вещей  путем  различных   сочетаний  атомов.  Наконец,

       атомизм объяснял  процессы  возникновения  и   уничтожения  вещей  как

       процессы  соединения  и  разъединения  атомов.  Атомы   вечны,  а  их

       сочетание носят  временный, преходящий характер. К концу V века до н.

       э.  учение  атомистов  представляло  собой  последнюю   и   наиболее

       теоретически  развитую форму классической  натурфилософии, которая уже

       завершала свое  развитие и приходило к саморазложению.

Этапы развития античной философии

 

История греческой философии представляет собой общий и, вместе с тем, живой индивидуальный образ духовного развития вообще. Этот период по преобладающим в нем интересам можно назвать космологическим, этико-политическим и этико-религиозно философским. Вундт в своем труде "Введение в философию" в отличие от Чанышева выделяет не 4, а тоже как и Смирнов И.Н. 3 периода (у Вундта, первый период охватывает время с 7 по 5 век до Р.Х., второй с 5 и 4 вв., третий соответствует культуре эллинизма и соединению греческого образования с чуждыми, восточными и римскими элементами культуры, продолжается с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 80.

Абсолютно все ученые-философы отмечают, что первый период развития античной философии был периодом натурфилософии. Своеобразной чертой античной философии была связь ее учений с учениями о природе, из которых в последствии развились самостоятельные науки: астрономия, физика, биология. В 6 и 5 вв. до Н.Э. философия еще не существовала отдельно от познания природы, а знание о природе - отдельно от философии. Космологическое умозрение 7 и 6 столетий поднимает вопрос о последнем основании вещей. Таким образом появляется понятие мирового единства, которое противостоит множеству явлений и через которое пытаются объяснить связь этого множества и многообразия, а также закономерность, проявляющуюся прежде всего в самых общих космических процессах, в смене дня и ночи, в движении звезд.

Простейшая форма есть понятие единого мирового вещества, из которого в вечном движении происходят вещи и в которое они опять превращаются. Ионийская философия была представлена в основном Милетской школой и философом-одиночкой Гераклитом. Как считает Чанышев А.Н.: "Ионийская философия - это протофилософия. Для нее характерно еще отсутствие поляризации на материализм и идеализм…, наличие многих образов мифологии, значительных элементов антропоморфизма, пантеизма, отсутствие собственно философской терминологии, представление физических процессов в контексте моральной проблематики". Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 125.

Но ионийская философия уже  философия в основном смысле этого  слова, потому что уже ее первые творцы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен стремились понять то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь и т.д.). Их первоначало всегда одно (в этом смысле ионийские философы - монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Независимо от этих древних малоазиатских ионийцев в нижне-италийских колониях греков выступают мыслители, проникнутые той же идеей мирового единства. К ним относятся прежде всего Пифагор и его ученики, которые исследовали мировое целое. Они замечали прежде всего правильность в движении небесных тел и от них пытались перенести эту правильность на земные явления, явления физического и морального миров. Им мировой порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, "как целое, понятие космос, первоначально означавшее порядок, украшение". Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 82. Исчерпывающая и интересная характеристика пифагорейства представлена Лосевым А.Ф. в "Словаре античной философии". Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 12-20. Автор "дает определение пифагорейства, анализирует разные его течения: древнее пифагорейство, развивавшееся в течение 6-4 вв. до Н.Э. и так называемое неопифагорейство, существовавшее с 1 в. до Н.Э. и кончая 2 в. Н.Э.

Если задать себе вопрос "философской  направленности Пифагора то, кажется, можно с полной уверенностью сказать, что это была прежде всего философия числа, этим оно резко отличалось от ионийской натурфилософии, стремившейся свести все существующее к той или иной материальной стихии с подчеркиванием ее качественного своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)". Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995. С. 14.

Если пифагорейцы рассматривали  мировой порядок исключительно  с его количественной стороны, в  противоположность им в 6 веке выступают  направления, которые подобно древним  ионийским мыслителям, понимают идею мирового единства качественно, однако, видят при этом мировое единство не в едином мировом веществе, а в едином правящем мировом принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон и Мелисс) таким понятием служит бытие, которое остается постоянным при всяком изменении вещей. Так яркий представитель элеатов, Парменид развил учение о бытии, о соотношении бытия и мышления, он метафизик.

Для Гераклита - течение вещей, само непрерывное изменение, постоянство же для него есть простой призрак. Интересно отметить, что элеит Парменид представляет покоящееся бытие в образе в себе замкнутого мирового шара, а Гераклит принцип возникновения - под видом подвижного все пожирающего огня". Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 83.

Идея мирового единства мыслилась как единый закон вещей, как мировое вещество, как мировой  порядок, что имело макрокосмический характер. Взгляд данных мыслителей (Фалеса, Парменида, Гераклита…) направлялся на мир, как целое, отдельное же явление имело для них значение только в связи с целым.

Однако уже в 5 веке в самой Греции появляются мыслители, которые пытаются понять не отдельное  явление из целого, но, наоборот, целое  из отдельных вещей, явлений: место  макрокосмического занимает микрокосмическое исследование. Это явление представлено атомистической школой Левкиппа и Демокрита и позднейшей школой ионийских физиков Эмпедокла и Анаксагора.

Так Эмпедокл из Агригента  установил четыре независимых качественно  различных элемента: огонь, воздух, воду и землю, которое, позднее, благодаря Аристотелю, на многие века заняли господствующее положение среди других элементов.

Напротив, разработанная  атомистическая "теория Демокрита  считает вещественные элементы качественно  однородными, различающимися между  собой только своими количественными свойствами: величиной, тяжестью и фигурой". Вундт В. Введение в философию. М., 1998. С. 85.

Второй период греческой  философии (5 6 в. до Р.Х.) в противоположность  одностороннему космоцентрическому направлению  предшествующей философии, начинается также односторонне, а именно постановкой антропологических проблем. Натурфилософское мышление достигло границ, за которые оно в то время не могло выйти. Данный период представлен софистами и Сократом и сократиками. Различие Сократа от софистов в том, что мерилом при оценке поступков для него служит соображение, какими мотивами определяется решение, что полезно и что вредно.

В своей философской  деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными  оракулами: "необходимостью каждому познать самого себя и тем, что ни один человек ничего не знает достоверно и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает". Смирнов И.Н., Титов В.Ф. Философия. М., 1996. С. 33.

Сократом завершается  натурфилософский период в истории  древнегреческой философии и начинается новый этап, связанный с деятельностью Платона и Аристотеля.

Платон далеко переступает  за границы сократовского духа. Платон - сознательный и последовательный объективный идеалист. Платон первым среди философов поставил основной вопрос философии, вопрос о соотношении духа и материи. Строго говоря, о философии в Древней Греции со значительной степенью определенности можно говорить, только начиная с Платона. Платон является первым древнегреческим философом, о деятельности которого можно судить по его собственным произведениям.

Наше представление  о древнегреческой философии  будет не полным без анализа философского наследия Аристотеля (384 - 322 гг. до Н.Э.), одного из величайших мыслителей в  истории человеческой цивилизации.

Аристотеля отличают энциклопедические познания, он подвел итог развитию философской мысли от начала Древней Греции и до Платона.

Третий период античной философии: век эллинизма (с 3 века до Р.Х. по 3 век после Р.Х.). Сюда относятся  стоики, эпикурейцы, скептики. Неоплатонизмом заканчивается развитие греческой философии.

Первые школы философии в древней Греции. Материалисты.

Политические и экономические  обстоятельства благоприятствовали возникновению  философии. Культура греков есть результат  и условие свободы. Принцип социально-государственной организации - полис - греческий город-государство представлял этический горизонт гражданина. Государственные цели воспринимались как личные, свобода государства как гарант собственной свободы гражданина. Именно поэтому, философия возникла не в метрополии, а в колонии – в Милете, на востоке Малой Азии, затем - в южной Италии, и только после этого - в самой Греции. Поскольку степень свободы в колонии была выше. Эта свобода поддерживалась, отчасти, и пафосом независимости, который, как можно думать, наполняет жизнь колонии, пребывающей даже в самых дружественных отношениях с метрополией.

Первой известной нам  древнегреческой философской школой является милетская школа, получившая свое название по имени города Милет. Ее представителями являются Фалес (кон. VII в - пер. пол. VI в. до н.э.), Анаксимандр (род. ок. 610 г. до н.э.) и Анаксимен (ум. ок. 528-524 г. до н.э.).

Историческая заслуга  милетской школы состоит в  разработке принципов философского познания и объяснения мира. До них мир рассматривался как творение внешних по отношению к миру сил (богов). Милетские философы, напротив, опираясь на разум, пытаются рационально познать и объяснить мир, исходя из познания его самого.

Основная цель милетских  философов познание сущности (субстанции, первоосновы) мира. Они ищут ту первооснову, из которой возникают и в которую превращаются все единичные вещи. Ищут то, что при всех изменениях мира остается в нем постоянным и неизменным. Эта постоянная, неизменная первооснова мира на философском языке называется сущностной субстанцией (архе). Сама идея искать основу и причину мира в нем самом, а не вне его представляла собой качественно новый взгляд на мир и его познание.

Первоосновой мира милетцы  считали то или иное конкретное вещество.У Фалеса - это вода, у Анаксимена – воздух. Однако у Анаксимандра это уже апейрон, понимаемый как некая неопределенная и беспредельная материя.

Информация о работе Особенности античной философии