Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 00:09, лекция
Слово «персонализм» вошло в обиход недавно. В 1903 году Ренувье{113} обозначил им свою философию. Впоследствии, однако, оно вышло из употребления. В Америке это слово стало использоваться вслед за Уолтом Уитменом, который обратился к нему в «Демократических далях» (1867). В начале 30-х годов термин «персонализм» вернулся во Францию, правда, уже в ином контексте — для обозначения первых исследований журнала «Эспри»[195] и родственных ему групп («Новый порядок»{114} и др.), возникших в условиях политического и духовного кризиса, который разразился тогда в Европе.
О существующем воспитании[258] можно сказать, что оно в самом широком смысле является «совращением невинных» оно не знает, что такое личность ребенка, и навязывает ему кодекс поведения взрослого человека, социальное неравенство, созданное взрослыми, подавляет формирование характера и осознание своего призвания авторитетом формального знания. Развитие новых тенденций в воспитании, явившихся реакцией на такое положение дел, пошло кружным путем под влиянием либерального оптимизма и его идеала — этакого процветающего филантропа, полностью адаптировавшегося к действительности. Воспитание надо реформировать (так и хочется сказать придать ему мужественности) путем восстановления целостности индивидуального и социального человека.
От кого зависит воспитание ребенка? Данный вопрос тесно связан с другим вопросом: какова цель воспитания? Эта цель состоит не в том, чтобы сделать личность, а в том, чтобы пробудить ее. По определению, личность — это призвание, и ее нельзя создать путем дрессировки. Следовательно, воспитание не может преследовать цель слепить ребенка по меркам конформизма, господствующего в семье, государстве, социальном окружении, либо ограничиться приспособлением его к той функции, которую ему предстоит выполнять, став взрослым. Трансцендентность личности означает, что она принадлежит только самой себе ребенок — это субъект, он не является ни res societatis, ни res famihae, ни res Ecclesiae{141}. Вместе с тем он не есть и изолированный субъект. Включенный в жизнь коллектива, ребенок формируется в нем и благодаря ему, и, хотя коллектив не всемогущ по отношению к ребенку, он все же представляет собой естественную среду формирования семья и нация открыты человечеству в целом. Христианин добавит: и церкви.
Воспитание не ограничивается школой, школа — это один из инструментов воспитания, и было бы заблуждением и преувеличением превращать ее в главное его средство, на школу возложено не абстрактное «образование», которое, как таковое, не поддается определению вне воспитания, а именно школьное воспитание, являющееся одним из звеньев целостного воспитания. Последнее, будучи наиболее тесно связанным с потребностями нации (формирование гражданина и производителя), является таким воспитанием, которое нация организует и контролирует с помощью собственных средств в современных условиях школа является не государственным органом, а общенациональным институтом, обеспечивая естественное право на образование, она в то же время должна отвечать конкретным потребностям отдельных наций. В таких условиях может происходить либо централизация этого института, либо децентрализация, но никогда не огосударствление. При этом внешкольное воспитание должно пользоваться возможно большей свободой[259]. Наконец, школа как общенациональный орган со всеми своими ступенями не должна быть привилегией какой-либо одной части нации, цель ее — дать всем и каждому минимум знаний, которые служили бы свободному человеку и предоставляли всем слоям общества равные возможности, содействовали становлению субъектов, которым надлежит в каждом поколении обновлять элиту нации[260].
Культура. Культура — это
не какая-то часть жизни личности,
а ее глобальная функция. Для человека,
который сам себя сознает и
развивает, все есть культура, начиная
с обустройства завода и формирования
собственного тела — до умения поддерживать
беседу или хозяйствовать на земле.
Это значит, что нет какой-то одной
культуры («культурный человек»), по
отношению к которой всякая другая
деятельность была бы некультурной, а
есть столько культур, сколько видов
деятельности. Об этом особенно необходимо
напомнить нашей книжной
Поскольку жизнь личности является свободой и превосхождением, а не накопительством и движением по кругу, то и культура ни в коей мере не может быть нагромождением знаний, цель ее — глубинное преобразование субъекта, и чем более она апеллирует к его внутреннему миру, тем большие возможности открывает перед ним. Как уже отмечалось, культура — это то, что остается тогда, когда мы уже не опираемся на знание: это — сам человек.
Отсюда следует, что, подобно всему тому, что исходит от личности, культура пробуждается, а не производит саму себя или навязывается извне, и она не может существовать в условиях чистой свободы, без давления со стороны тысячи влечений и побуждений, которые она обращает себе в пользу.
Однако, будучи самой изобретательностью, культура, когда она что-либо вбирает, может заморозить, омертвить себя под воздействием декретов и прямолинейных решений. Разумеется, в известных пределах культурой можно и должно руководить. Но лучше было бы сказать: культуре можно и должно «помогать». Культура не поддается дрессировке. А если речь идет о творчестве, культура нуждается в одиночестве, но это такое одиночество, в котором присутствует весь мир[262].
Конечно, творчество в известной
мере нуждается в поддержке
Наконец, культура непременно является трансцендированием и нескончаемым самопреодолением. Как только культура останавливается, она перестает быть культурой, отсюда ее академизм, педантизм, «общее место». Когда культура теряет в качестве своего ориентира универсальность, она иссушает себя, если же культура путает универсальное с застывшей всеобщностью, она затвердевает, превращаясь в жесткую схему
Большинство отмеченных выше
тенденций выдается за культуру, что
вызывает ее рассогласованность. Противопоставление
«чистые руки — грязные руки»
и предрассудки, связанные с идеей
о примате «духа», дают повод путать
культуру с книжным знанием и
интеллектуальными занятиями
Положение христианства. Внутри конкретной религиозности мы проводим различие между вечным началом и его разнообразными преходящими формами, то есть тем, как вечное участвует в дедах людей. Религиозность проявляется вовсе не в том, чтобы ко всему относиться апологетически, а в том, чтобы уметь отделить подлинное от неподлинного, устойчивое от преходящего. И в этом она обнаруживает общие черты с персонализмом[264].
Обесценивание современного
христианства связано со многими
историческими пережитками
Но все это сугубо внешняя
активность. Более существенной является
коренная проблема, которую ставит
перед христианством наше время.
В этом мире не все принадлежит
христианству. Вне его рождаются
сегодня новые реальности и очевидные
ценности, получают жизнь новые моральные
требования, свершаются героические
подвиги и даже святые деяния. Со
своей стороны, христианство, судя по
всему, не преуспело в деле установления
тесных связей с современным миром
(развитие сознания и разума, науки
и техники, рост самосознания трудящихся
масс) в отличие от того, как оно
преуспело в этом в средневековье.
Можно ли в таком случае говорить,
что близится конец христианства?
Не свидетельствуют ли об этом его
расхождения с современным
Кризис христианства —
это не только исторический кризис
определенной его формы, но и более
глубокий кризис религиозных ценностей
в мире людей белого цвета кожи.
Философия Просвещения считала
эти ценности искусственными и была
убеждена в их скором исчезновении.
Ориентированная научным
Все, что изложено на этих
страницах, можно, конечно, оспорить или
подвергнуть пересмотру. Высказанные
здесь положения свободны от какой-либо
идеологической предвзятости и требуют
постоянного соотнесения с
1
Dumont F. Science de l'homme: de Mounier aux taches d'haujourd'hui / Esprit, 1983, № l.P. 121.
2
Meunier ?. Pourquoi «Esprit»? / Esprit, 1932, № 1. Le tract special.
19
Мы
предпочитаем говорить «искусственный»
вместо «абстрактный». Со вторым термином,
как будет видно в дальнейшем,
связаны самые нелепые
20
Вероятно, СССР также начинает отдавать себе отчет в том, что нельзя безнаказанно попирать этот закон сообществ. Таким же образом христианин полагает, что всякое сообщество, вплоть до всеобъемлющего человеческого сообщества, включается в мистическое Тело воплощенной божественной Личности.
21
Мы
не отвергаем бесспорного
22
Очевидны наши оговорки по поводу высказывания «поступок — это личность», содержащего в себе риск превратить личность в пленника ее же свободно осуществляемых «сиюминутных» волеизъявлений.
23
Духовная, поскольку она восходит.
24
К сожалению, вместо того чтобы жертвовать ею в пользу того, что ее возвышает, случается под воздействием безликих сил, свойственных конформизму, нивелировать ее. Величие и слабость коммунизма, поскольку в нем перемешано и то и другое.
25
Формулировки типа: личность — это «поступок», «напряженность», «агрессивность», — и их политические последствия представляются нам самой значительной двусмысленностью позиций «Нового порядка»{142}.
26
Gabriel Marcel. Journal metaphysique.
195
Журнал «Эспри» основан в 1932 г. См. подборку номеров, а также: Mounter ?. Manifeste au service du personnalisme. Paris: Aubier, 1936; Idem. Qu' est-ce que la personnalisme? Paris: Editions du Seuil, 1947; Idem. Personnalisme catholique / Esprit, 1940, fevrier — mars — avril; последняя работа опубликована отдельным изданием: Mounier E. Liberte sous conditions. Paris: Editions du Seuil, 1946.
196