Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 23:15, курсовая работа
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.
Введение 2
Глава 1. Экологическое сознание и самосохранение человека. 5
Глава 2. Возникновение и сущность глобальных проблем. 13
Глава 3. Современные глобальные проблемы . 15
3.1 Проблемы предотвращения термоядерной войны. 15
3.2 Экологическая проблема. 17
3.3 Демографическая и продовольственная проблемы. 19
3.4 Энергетическая проблема. 22
Глава 4. Перспективы развития человечества. 23
4.1 Низкая энергетика и высокая устойчивость цивилизации. 24
4.2 Подлинная человечность. 26
Заключение 30
Список литературы 31
Содержание
Бурное развитие классической науки началось в 17—18 веках, когда ее основоположники научились переводить эмпирическое знание на язык математики. В наш век, в век научно-технического прогресса и мастерства, невозможно представить себе отсутствие науки и научных познаний. Без достижений науки мы вряд ли могли бы существовать. Наука — основная форма человеческого познания, становится все более значимой и существенной составной частью той реальности, которая нас окружает и в которой мы живем и действуем.
Платон признавал разделение науки на три рода: действенные, производительные и умозрительные. Но ему, однако, был неведом тот реальный, практический опыт массированного, подчас неожиданного и даже драматического воздействия научно-технических достижений на повседневное существование человека, который приходится осмысливать сегодня.
Бесконтрольное развитие цивилизации, варварское отношение человека к природе привели к тому, что на Земле не осталось ни одного укромного уголка, не затронутого цивилизацией, ни одного растения, животного, ни капли воды, ни пищи, оставшихся в естественной первозданной чистоте. На пороге 21 века человечество столкнулось с необходимостью решения важных проблем, которые с легкой руки Римского клуба, получили название глобальных.
Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на многие стороны современного мира - социально-экономическую, политическую, этнокультурную и географическую. Они особенно остро ставят вопрос о будущем всего человечества.
В погоне за властью и богатством человек не заботится о последствиях своей деятельности, об ущербе, который он наносит окружающей среде.
Нерешенность одних проблем, влечет за собой появление других, еще более опасных. Именно в руках нашего поколения будущее всего человечества.
Надо безоговорочно признать невозможность избавиться от надвигающейся катастрофы какими бы то ни было средствами, не меняя кардинального образа жизни людей. Можно признать необходимость перехода к “альтернативной цивилизации”.
Перед человечеством на сегодняшний момент стоят множества проблем, в данной работе выделены наиболее важные и первоочередные. В работе проанализирована роль науки и ее перспективы, рассмотрены проблемы предотвращения войны, экологические проблемы, демографическая проблема и перспективы развития человечества.
В ходе написания реферата использованы материалы периодической печати, учебные пособия, научно-популярная литература отечественных и зарубежных авторов.
Из учебных
пособий для вузов можно
Среди
научно-популярной литературы особый
интерес представляет книга под
общей редакцией доктора
Демографической проблеме посвящены книги П. П. Звилриньш, М. А. Звидриня “Население и экономика” и сборник статей “Проблемы народонаселения” под редакцией Д. И. Валенти и А. П. Судопластова.
Данные книги ценны наличием фактического материала и раскрывают суть демографической проблемы, рассматривая ее на примерах отдельных регионов.
Бестужев-Лада И. В. “Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей будущего. Опыт систематизации”. Монография написана с принудительных позиций “научного коммунизма”, но в ней рассматриваются конкретные проблемы социальных прогнозов, нормотивистика в сферах труда, семьи и быта, здравоохранения, народного образования, культуры, жизненной среды общества, социальной организации и управления.
Из переводных работ наиболее интересны: К. Х. Пройс “Пути к умеренности. Стратегия на будущее”.
Тейяр де Шарден П. “Феномен человека”. В книге четыре части: “Преджизнь” — условия возникновения жизни на Земле, “Жизнь” — происхождение и экспансия, “Мысль” — развитие идеи ноосферы В. И. Вернадского, “Сверхжизнь” — преобразование разумной сферы времени-пространства общества.
Из материалов периодической печати в работе использованы статьи, опубликованные в журналах: “Международная жизнь”, “Международная экономика”, “ЭКО”, “Вестник Московского университета”, “Вопросы философии” и другие, а также фактологический материал из газетных публикаций.
В реферате не было поставлена цель анализа всех глобальных проблем и перспектив развития человечества, мы акцентировали внимание лишь на наиболее важных.
Глава 1. Экологическое сознание и самосохранение человека.
Человек в отличие от остальных живых существ является не просто биологическим, но разумным биосоциальным существом. Эпитет «разумный» указывает на специфический признак, отличающий его от других общественных животных, обладающих иногда довольно высокими интеллектуальными показателями. К их числу относятся, например, высшие насекомые (муравьи, термиты, пчелы) и стайные млекопитающие (волки, человекоподобные обезьяны, различные киты и т. д.). Сейчас существуют данные, указывающие, что некоторые из этих видов обладают примитивным языком и даже способностью к усвоению простейших форм языкового общения с человеком, Однако разумность — совсем особое качество. Его важнейшими проявлениями являются способности к сознательному, полностью целесообразному, планируемому поведению и к самосознанию. Последнее представляет собой систему знаний и оценок, относящихся к собственным познавательным способностям, к собственной интеллектуальной деятельности. В этом смысле проблема экологического кризиса и приближающейся экологической катастрофы напрямую связана с разумной способностью человека выработать линию поведения, позволяющую предотвратить эту катастрофу.
Будучи биосоциальным существом, человек одновременно включен в две взаимно пересекающиеся экологические системы — систему природной и социальной экологии. Экологическое сознание — это особая форма общественного сознания, отражающая взаимодействие этих двух систем в условиях их общего кризиса. По своим целям и ориентациям это сознание направлено на выработку глобальной стратегии предотвращения биосоциальной экологической катастрофы. Глобальный характер этой стратегии следует подчеркнуть особо, так как предотвращение этой катастрофы невозможно на чисто локальном или региональном уровне.
В основе современного экологического сознания лежат две диаметрально противоположные философско-методологические концепции. Первая исходит из утверждения, что природа несовершенна и что помимо тех нарушений и отрицательных моментов, которые привнесены в нее деятельностью человека, она сама обладает рядом принципиальных изъянов. Поэтому выход из сложившейся экологической ситуации сторонники этого взгляда видят в так называемом экологическом производстве, призванном улучшить и усовершенствовать природу с точки зрения обитания в ней человека. Конечным итогом реализации такой концепции было бы полное слияние естественной и искусственной среды обитания, причем вторая должна была бы поглотить первую. Однако этот подход встречает ряд возражений. Во-первых, нет никаких однозначных и бесспорных доказательств неудовлетворительности или несоответствия естественной среды окружения оптимальным биосоциальным условиям деятельности человека. Во-вторых, существует опасность, что активное экологическое производство нарушит хрупкое равновесие, все еще имеющее место в природе, и сделает экологическую катастрофу неотвратимой. В-третьих, очень велика опасность, что различные биологически вредные для человека организмы (бактерии, вирусы, паразиты и т. п.) быстрее приспособятся к искусственно созданным условиям обитания и создадут неотвратимую угрозу для биологического существования вида homo sapiens. В-четвертых, в настоящее время не существует никаких способов точного прогнозирования и оценки возможных последствий активного экологического производства, поскольку биологическая и социальная экосистемы настолько сложны, динамичны и регулируются таким гигантским количеством взаимосвязей и взаимодействий, что не поддаются моделированию даже с помощью воображаемых супер-ЭВМ будущего, не говоря уже о ныне действующих компьютерах.
Поэтому гораздо более реалистичной представляется другая концепция, которая предлагает исходить из признания того, что: 1) следует сохранять и поддерживать существующую естественную среду обитания; 2) необходимо признать неизбежность научно-технологического прогресса, но осуществлять его таким образом, чтобы в первую очередь развивались ресурсосберегающие и безотходные технологии, максимально сохраняющие и не травмирующие природу.
Вторая концепция, несомненно, является более реалистической и предпочтительнее, хотя она и не свободна от ряда неясностей. Прежде всего, она касается вопроса о том, в какой мере можно и нужно изменять естественную среду обитания и в какой такие изменения должны затрагивать искусственную среду обитания — техносферу.
Говоря об экологическом кризисе и экологическом сознании, следует учитывать, что человек, подобно всем биологическим видам, эволюционирует. Эта эволюция не ограничивается, как думают некоторые представители философской антропологии, лишь изменением видов социальной деятельности, социальных структур и типов организации общества. Изменения в естественной и искусственной окружающей среде могут привести и к определенным биологическим изменениям — мутациям, вызываемым химическими, физическими (например, радиоактивными, электромагнитными), фармакологическими и социо-технологическими факторами. Так как суть эволюции заключается прежде всего в адаптации, т, е. приспособлении к меняющимся условиям, то важно понять, являются ли такие мутации эволюционно полезными или вредными. Оказывается, что в техносфере постоянно возникают и быстро сменяют друг друга разнообразные факторы, вызывающие чаще всего такие мутации, а также иные вредные последствия (болезни, эпидемии и т. д.), которые ослабляют адаптационные механизмы человека. Химические мутагены, результаты радиоактивных выбросов и другие факторы также радикально влияют на наследственность человека. История биологической эволюции показывает, что лишь незначительная часть возникающих мутаций у живых организмов бывает полезной Однако поскольку условия внешнего естественного и искусственного окружения человека меняются слишком быстро, чтобы даже потенциально полезные мутации помогли нам адаптироваться, то приходится согласиться с мнением ряда ученых, что практически почти все такие мутации в современных условиях, вероятно, играют негативную роль. То обстоятельство, что в большинстве промышленно развитых и развивающихся стран все более значительная часть населения проживает в городах и работает на промышленных предприятиях, на транспорте и т. д., приводит к постоянным перегрузкам организма и психики человека. Ситуации и различные факторы, вызывающие крайние формы такой перегрузки — психические депрессии и стрессы, называются депрессантами и стрессорами. Постоянное возрастание объема депрессантов и стрессоров в окружающей среде может вызывать и действительно вызывает негативные биосоциальные последствия в жизни больших масс людей. Под влиянием шумовых факторов у многих снижается слух, резко падает работоспособность, транспортные и производственные перегрузки приводят к снижению производительности труда и продуктивности умственной работы. Многие стрессоры и депрессанты, а также алкоголь и наркотики одновременно оказываются и мутаген-ными факторами, влияющими на наследственность. Наличие относительно большого объема свободного времени, в течение которого человек, в отличие от своих предков, не занят напряженной борьбой за существование, приводит к двум взаимодополняющим обстоятельствам. С одной стороны, развивается индустрия развлечений, делающая человека пассивным потребителем массового искусства, с другой стороны, это приводит к тому, что значитальная часть населения не в состоянии сама заполнить свои досуг полезной, творческой, производительной или общественной деятельностью, Это вызывает хроническую скуку и, как следствие, ведет к поискам альтернатив, в качестве которых чаще всего выступают сильнодействующие наркотики, транквилизаторы и т. п Все они так или иначе влияют на умственные способности людей и контактность, общительность, нравственные проявления, чувства социальной ответственности и т. д.
Совместное
проживание больших масс людей в
условиях современных городов имеет
и другие негативные последствия. Жители
многоквартирных домов
Таким образом, осознание современной экологической ситуации позволяет ясно представить себе сложность подлежащих решению проблем. Чтобы не утратить свои высокие интеллектуальные и нравственные качества, чтобы сохранить себя как носителя культуры, как личность, как творческую и вместе с тем критическую индивидуальность, человек должен, с одной стороны, добиваться не господства, а гармонии и сотрудничества с природой. Еще важнее осуществить реабилитацию, восстановление и реконструкцию естественной окружающей среды по крайней мере в том объеме, в каком это допускается интересами человека и возможностями науки и технологии. С другой стороны, человек должен жить в гармонии с самим собой. Старая английская пословица гласит: «Благотворительность начинается у себя дома» Если человек действительно хочет жить в гармонии с природой и спасти себя от биологического исчезновения и деструкции, то он должен прежде всего создать такую гармонию в социальных отношениях. Таким образом, достижение социальной справедливости и рациональной организации общественной деятельности образует реальные предпосылки установления гармонических отношений между обществом и природой.
На смену выдвинутому еще Ф. Бэконом целеполагающему тезису, определяющему сверхзадачу человека, как господство над природой, приходит новый целелолагающий тезис — гармония, взаимодействие, взаимоподдержка общества и природы, человека и окружающей среды. Однако провозгласить этот тезис легче, чем осуществить. Дело в том, что и общество, и природа, особенно живая, эволюционируют, и притом эволюционируют совместно. Такой процесс называется коэволюцией. Она означает, что не только человек переделывает природу, приспосабливается к ней, но и природа, и прежде всего биосфера, приспосабливается к человеку, к техносфере. В процессе коэволюции не только исчезают многие дикорастущие растения и виды диких животных, но и появляются новые, домистицированные {т. е. одомашненные) биологические виды. 8 сфере же микроорганизмов вообще могут появиться виды, не существовавшие ранее. Еще большую проблему, связанную с коэволюцией, порождают биотехнология и информационная технология. Первая из них теснейшим образом связана с генной инженерией и базируется на ней. Генная инженерия, позволяющая на основе рекомбинации элементов молекул ДНК переписывать наследственную информацию и создавать новые гены, открывает возможность для появления принципиально новых живых существ. Поскольку в настоящее Бремя предвидеть гигантский спектр связанных с этой деятельностью изменений практически невозможно, то есть основания предполагать, что вследствие неполноты знаний, просчетов, безответственности экспериментаторов, халатности и даже прямых преступных намерений могут возникнуть такие жизнеустойчивые и способные к быстрому размножению организмы, которые со временем будут представлять большую опасность как для человека, так и для других биологических видов, появившихся в результате естественной эволюции и коэволюции, происходящей по схеме «человек —природа». Осознание этой опасности — важнейший элемент экологического сознания. Оно должно включать в себя и такие знания, которые помогли бы предотвратить или по крайней мере минимизировать негативные последствия биотехнологии. Вместе с тем следует учитывать, что интенсивное развитие биотехнологии совершенно неотвратимо и избежать его на основе нравственных соображений о его пагубности для человечества просто невозможно, так как без достижений этой новой отрасли вряд ли удастся решить такие жизненно важные проблемы, как продовольственная и здравоохранительная.