Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 19:51, реферат
Различают субъект познания и объект познания. Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Сказать, что объектом познания является природа, значит сказать и мало, и много. Это мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь часть, лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке.
Введение 3
Специфика науки 5
Взаимосвязь науки и философии 8
2.1. Уровни научного познания 11
. Методы научного познания 13
Заключение 16
Список использованной литературы 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АВИАЦИОННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
ОБЩЕНАУЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра философии
РЕФЕРАТ
по философии на тему:
Понятие и специфика науки.
Выполнил: студент 1 курса
факультета АТС
группы
Проверил:
д.ф.н., доцент кафедры
Шафиков Мунир Тагдилович
(степень, звание, ФИО)
«___»_____________201__ г.
УФА-2012
Рег. № _________
Оглавление
Введение
2.1. Уровни научного
познания
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Наука – это и итог познания мира, система проверенных на практике достоверных знаний и в то же время особая область деятельности, духовного производства, производства новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, с целой системой организаций и учреждений.
Во-первых, под наукой имеют в виду особый вид человеческой деятельности (познавательной), результатом которой выступает истинное знание.
Различают субъект познания
и объект познания. Можно сказать,
что подлинным субъектом
Во-вторых, под научным знанием понимают результат познавательной деятельности. Оно подвергается формализации, т.е. выражается в символах. Научное знание представляет собой систему. Признаком научности является логическая непротиворечивость элементов. Научное знание не апеллирует к человеческим чувствам и является истинным по объективным причинам. Содержание такого знания не может зависеть от человеческого к нему отношения.
Цель науки – получение знаний об объективном и субъективном мире и получение объективной истины.
В-третьих, наука выступает элементом культуры и как социальный институт. Как элемент культуры она представляет собой продукт духовной жизнедеятельности человека, воплощение его творческого порыва. В этом отношении наука является таким же детищем человека, как религия, философия, искусство, мораль, право и т.паранаука Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная.
Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.
Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.
Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т. д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т. д.
Познавательное отношение человека к миру осуществляется в различных формах - в форме обыденного познания, познания художественного, религиозного, наконец, в форме научного познания. Первые три области познания рассматриваются в отличие от науки как вненаучные формы.
Научное познание выросло из познания обыденного, но в настоящее время эти две формы познания довольно далеко отстоят друг от друга. В чем их главные различия?
1. У науки свой, особый
набор объектов познания в
отличие от познания
2. Научное познание требует выработки особых языков науки.
3. В отличие от обыденного познания научное вырабатывает свои методы и формы, свой инструментарий исследования.
4. Для научного познания
характерна планомерность,
5. Наконец, отличны в
науке и обыденном познании
и способы обоснования
Специфика научного познания имеет заключается в нескольких особенностях.
1) Объектом научного познания
является тот или иной
2) Другая примечательная
особенность научного познания
состоит в том, что её
3) В научном знании
имеют значимость и
4) Следующую особенность
научного познания можно
5) Далее, следует отметить,
что научное познание
6) Важно отметить и
то, что выводы научного познания
строятся на основе «
7) Отметим и такую особенность
научного познания, как его
«незавершенность». Научное
8) Кроме того, для науки характерна кумуллятивность – преемственность знаний (новые знания всякий раз соотносятся со всем комплексом уже полученных знаний; старые открытия в научном познании никогда не пропадают бесследно).
9) Для науки также характерны
свой особенный язык понятий,
свои особенные методы и
Философия на протяжении всего своего развития была связана с наукой, хотя сам характер этой связи, а точнее, соотношение философии и науки с течением времени менялось.
На начальном этапе философия была единственной наукой и включала в себя всю совокупность знаний. Так было в философии древнего мира и в период средневековья. В дальнейшем развертывается процесс специализации и дифференциации научных знаний и их отмежевания от философии. Этот процесс интенсивно идет, начиная с XV-ХVI вв. и достигает верхнего предела в ХVII-ХVIII вв.
На этом втором этапе конкретно-научное
знание носило преимущественно эмпирический,
опытный характер, а теоретические
обобщения делала философия, притом
чисто умозрительным путем. При
этом достигались нередко и
Наконец, в третий период, начало которого относится к ХIХ в., наука частично перенимает у философии и теоретическое обобщение своих результатов. Универсальную, философскую картину мира философия может теперь строить лишь вместе с наукой, на основе обобщения конкретно-научных знаний.
Философское мировоззрение может быть и научным, и ненаучным.
Научное философское мировоззрение
в большей мере формирует и
представляет учения философского материализма,
начиная с наивного материализма
древних через
Философия и наука тесно взаимосвязаны. С развитием науки, как правило, происходит прогресс философии: с каждым делающим эпоху открытием в естествознании, как отмечал еще Ф. Энгельс, материализм должен менять свою форму. Но нельзя видеть и обратных токов от философии к науке. Достаточно указать на идеи атомизма Демокрита, оставившие неизгладимый след в развитии науки.
Философия и наука рождаются в рамках конкретных типов культуры, взаимно влияют друг на друга, решая при этом каждая свои задачи и взаимодействуя в ходе их решения.
Философия намечает пути разрешения
противоречий на стыках наук. Она также
призвана решать и такую задачу,
как уяснение самых общих оснований
культуры вообще и науки, в частности.
Философия выступает как
В философии, таким образом, отрабатываются общемировоззренческие и теоретико-познавательные основы науки, обосновываются ее ценностные аспекты. Полезна или вредна наука? Ответ на этот вопрос и подобные ему помогает в наши дни найти именно философия.
Сегодня необходим свободный
обмен мыслями, мнениями как условие
нормального развития философской
мысли. Научная философия обязана
стоять на точке зрения непредвзятого
исследования, а философ должен быть
не только идеологом, но и человеком
науки. Философия научна постольку,
поскольку она связывается с
действительностью через
Это верно для всех сфер
жизни - для анализа познавательных
проблем, где исходное - изучение истории
познания, истории науки; для анализа
техники и технической