Понятие "материя"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:30, реферат

Краткое описание

Конкретизация понятия «бытие» осуществляется, в первую очередь, в понятии «материя». Ясно, что проблемы материи, в том числе и ее понятие, разрабатывались прежде всего философами-материалистами от древних до современных. Наиболее полная и глубокая разработка данных проблем содержится в трудах современных материалистов. В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ по ФИЛОСОФИИ.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)

       Систематизируя известные сведения  о строении материи, можно указать  следующую ее структурную картину.

       Во-первых, следует выделить три основных вида материи, к которым относятся: вещество, антивещество и поле. Известны электромагнитные, гравитационные, электронные, мезонные и др. поля. Вообще говоря, с каждой элементарной частицей связано соответствующее ей поле. К веществу относятся элементарные частицы (исключая фотоны), атомы, молекулы, макро-и мегатела, т.е. все то, что имеет массу покоя.

       Все указанные виды материи  диалектически взаимосвязаны между  собой. Иллюстрацией этого является  открытие в 1922 г. Луи де Бройлем  двойственного характера элементарных частиц, которые в одних условиях обнаруживают свою корпускулярную природу, а в других - волновые качества.

       Во-вторых, в самом общем виде  можно выделить следующие структурные  уровни материи:

1. Элементарные  частицы и поля.

2. Атомно-молекулярный  уровень.

3. Все  макротела, жидкости и газы.

4. Космические  объекты: галактики, звездные  ассоциации, туманности и т.д.

5. Биологический  уровень, живую природу.

6. Социальный  уровень - общество.

       Каждый структурный уровень материи в своем движении, развитии подчиняется своим специфическим законам. Так, например, на первом структурном уровне свойства элементарных частиц и полей описываются законами квантовой физики, которые носят вероятностный, статистический характер. Свои законы действуют в живой природе. По особым законам функционирует человеческое общество. Имеется целый ряд законов, действующих на всех структурных уровнях материи (законы диалектики, закон всемирного тяготения и др.), что является одним из свидетельств неразрывной взаимосвязи всех этих уровней.

       Всякий более высокий уровень  материи включает в себя более  низкие ее уровни. Например, атомы  и молекулы включают в себя  элементарные частицы, макротела  состоят из элементарных частиц, атомов и молекул. Однако материальные образования на более высоком уровне не являются просто механической суммой элементов низшего уровня. Это качественно новые материальные образования, со свойствами, коренным образом отличающимися от простой суммы свойств составных элементов, что и находит свое выражение в специфике законов, описывающих их. Известно, что атом, состоящий из разнородно заряженных частиц, нейтрален. Или классический пример. Кислород поддерживает горение, водород горит, а вода, молекулы которой состоят из кислорода и водорода, гасит огонь. Далее. Общество есть совокупность отдельных людей - биосоциальных существ. Вместе с тем общество несводимо ни к отдельному человеку, ни к некоторой сумме людей.

       В-третьих, исходя из приведенной  выше классификации, можно выделить  три различных сферы материи: неживую, живую и социально-организованную - общество. Выше мы рассматривали эти сферы в иной плоскости. Дело в том, что всякая классификация относительна, а поэтому в зависимости от потребностей познания можно давать самую различную классификацию уровней, сфер и т.д., отражающих сложную, многогранную структуру материи. Подчеркнем, что избранное то или иное основание классификации есть лишь отражение многообразия самой объективной реальности. Можно выделить микро-, макро- и мегамир. Этим классификация структуры материи не исчерпывается, возможны и другие подходы к ней. 

      Движение  как форма бытия  материи. 

     При всей ограниченности взглядов на сущность материи философов материалистов древнего мира, они были правы в том, что признавали неразрывность материи и движения. У Фалеса изменения первичной субстанции  воды  вели к образованию различных вещей; у Гераклита диалектична идея о вечных изменениях огня; Демокрит и другие атомисты исходили из того, что атомы непрерывно движутся в пустоте.

      Позднее, в условиях господства метафизических и механических воззрений в философии, хотя и поверхностно, но признавалась неразрывность материи и движения. Именно английский философ Д. Толанд в XIII в. высказал убеждение, что «движение есть способ существования материи». Эта мысль была подхвачена и развита французскими материалистами.

      Само  понятие «движение», как и понятие  «материя», есть абстракция. Нет движения как такового, а есть движение конкретных материальных предметов.

      Существование любого материального объекта возможно только благодаря взаимодействию образующих его элементов. Так, атом существует лишь постольку, поскольку осуществляется определенное взаимодействие между ядром и электронами, образующими оболочку атома; живые организмы существуют только благодаря определенному взаимодействию составляющих их молекул, клеток и органов; общество существует благодаря обмену деятельностью между людьми, взаимодействию различных подсистем социального организма.

      Кроме внутреннего взаимодействия между  элементами и частями обществ происходит и взаимодействие объектов с внешним окружением. Они могут включаться в более сложные системы, становиться их элементами. Например, ядра и электроны, входящие в атом, могут стать составными частями молекул, из молекул могут строиться макротела и т.д.

      Итак, структурность материи, существование в ней определенного типа материальных систем предполагает взаимодействие как внутреннее, так и внешнее по отношению к каждому выделенному объекту. Взаимодействие приводит к изменению его свойств, отношений, состояний. Все эти изменения, рассмотренные и самом общем плане, представляют собой неотъемлемую характеристику бытия материального мира. Изменение в философии обозначается понятием движения. Под движением, материи нужно понимать не только механическое перемещение тел в пространстве, но и любые взаимодействия, а также изменения состояний объектов, которые вызываются этими взаимодействиями. Движение — это и взаимное превращение элементарных частиц, и расширение Метагалактики, и обмен веществ в клетках организма, и обмен деятельностью между людьми в процессе их социальной жизни.

      Материя не может существовать вне движения. Любой се объект существует лишь благодаря  тому, что в нем воспроизводятся  определенные типы движения.

      Правомерно  говорить о двух основных типах движения. Первый — это движение, связанное с сохранением устойчивости предмета, его качества. В предмете всегда происходят некоторые изменения, и он никогда не бывает тождествен самому себе во времени. Но можно ли говорить об устойчивости предметов, их тождественности себе, если предметы изменчивы? Это очень древняя философская проблема. Известно изречение Гераклита: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на входящего каждый раз текут новые воды».

      Другой  философ античности, Кратил, довел этот тезис до крайнего релятивизма, утверждая, что и один раз нельзя войти в реку вследствие ее постоянной изменчивости. Кратил полагал, что текучесть вещей не позволяет их даже назвать, поскольку они в момент наименования уже становятся другими. Поэтому, считал он, выделить вещь можно, только указывая на нее пальцем. Идеи релятивизма в понимании существования вещей не раз воспроизводились в истории философской мысли. В философии XX века они были основополагающим принципом в так называемой общей семантике. Одним из ее представителей и был упомянутый американский философ Чейз. Его рассуждения о предметах как «бешеной пляске электронов» поясняли так называемый принцип нетождественности, согласно которому любой предмет никогда не равен самому себе. И значит, обозначение словом индивидуальных объектов невозможно.

        Итак, первый тип движения —  это движение, когда сохраняется  качество предмета. Но кроме него  существует еще один тип движения, связанный с переходом от одного  качества к другому, с изменением  качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, которые представляют собой особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. Но может быть и более сложный процесс, когда благодаря взаимодействию объекты образуют более сложную систему, новый объект.

      В практике мы постоянно сталкиваемся с этими процессами. В ходе развития производства человечество научается  синтезировать из материалов природы  все более и более сложные  системы. Сквозь призму наших практических взаимодействий с миром можно рассматривать и процессы, происходящие независимо от нас в самой природе. Здесь есть процессы, связанные с такими качественными преобразованиями, где происходит усложнение предметов, появление более сложных состояний объекта из более простых. Процессы, связанные с преобразованием качества предметов, с появлением новых качественных состояний, которые как бы развертывают потенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующих качественных состояниях, характеризуются как развитие. Процесс развития — это всегда переход одного качества в другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации, которые рождаются из предшествующих им систем.

      Соответственно  иерархии форм материи существуют качественно разнообразные формы ее движения. Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Ф. Энгельсом. В основу классификации форм движения он положил следующие принципы:

      1) формы движения соотносимы с  определенным материальным уровнем организации материи, то есть каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения;

      2) между формами движения существует  генетическая связь, то есть  форма движения возникает на  базе низших форм;

      3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам.

      Исходя  из этих принципов и опираясь на достижения науки своего времени, Ф. Энгельс выделил пять форм движения материи и предложил их следующую  классификацию: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движения материи. Современная наука открыла новые уровни организации материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому энгельсовскую классификацию необходимо развить и дополнить, но положенные в ее основу принципы сохраняют свою ценность, ибо схватывают важные особенности взаимосвязи форм движения и видов материи с учетом их развития.

      Формы движения, перечисленные в указанной  классификации, можно разбить на три блока соответственно трем важнейшим  этапам развития материи и трем возникшим в этом развитии сферам материального мира: пежиной природе, живой природе, обществу. Неживую природу характеризует взаимосвязь физических и химической форм движения, живую — биологическая, а общество — социальная форма движения. Основные генетические связи между этими блоками правильно выявлены в энгельсовской классификации. Что же касается их внутреннего расчленения и представлений об их материальных носителях, то современная наука вносит сюда ряд серьезных корректировок.

      Наиболее  значительные изменения касаются соотношения механической, физической и химической форм движения. Наука XX века открыла новые формы физического движения, неизвестные в XIX столетии: процессы микромира, связанные с превращениями элементарных частиц и взаимодействиями субэлементарного уровня: процессы мегамира — галактические взаимодействия и расширение Метагалактики. По-новому поставлена и проблема взаимоотношения физических и химических форм движения: химическая форма движения, с одной стороны, возникает из взаимодействий микромира, а с другой, является условием появления таких форм, как молекулярно-физическое движение. Она как бы обеспечивает переход от физики микромира к макрофизическим процессам.

      В новом свете предстала также  проблема соотношения механического  и физического движения. В своей классификации Ф. Энгельс исходил из представлений науки второй половины XIX века, согласно которым любое физическое движение (электромагнетизм, теплота и т. д.) является результатом механического движения частиц эфира, атомов, молекул. Поэтому механические процессы рассматривались им как генетическая основа физической формы движения.

      Наука XX века изменила эти представления. Она не только отказалась от концепции  мирового эфира как механической среды, свойствами которой объясняются  злектромагнитные взаимодействия, но и вообще перестала рассматривать механическое движение как фундамент всех физических процессов. Причем надо различать квантовомеханическое движение, характеризующее взаимодействие элементарных частиц и атомов, и макромеханическое движение макротел.

       

      Заключение 

     Итак,  подводя  итог  сказанному,   необходимо    особо подчеркнуть,  что  материя  представляет  собой  объективную реальность, существующую вне и независимо  от  человеческого  сознания и отражаемую им, что  она  находится  в  постоянном изменении,  движении,  переходит  из   одних    относительно устойчивых материальных образований (качественных состояний) в  другие,  которые,  будучи  конечными,  возникающими   при определенных условиях и неизбежно  исчезающими  в  следствии происходящих в них  изменений,  являются  звеньями  единого, бесконечного в пространстве и времени мирового процесса.

     В  данном  реферате  дан  обзор  формирования   понятия материя  с древних времен до наших дней,  приведены  основные понятия в истории развития философской мысли  на  протяжении веков понятие  материи.  В  реферате  также  кратко   представлены основные свойства и строение материи, рассмотрена философская категория «движение» как основная форма существования материи.

Информация о работе Понятие "материя"