Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 17:37, контрольная работа
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.
Самосознание — настолько очевидное свойство каждого человека, что факт его существования не может вызвать никаких сомнений.
Наделенность сознанием и самосознанием превращает человеческий опыт мира и себя самого в пространство тяжкого испытания человека сомнением и суверенностью. И вместе с тем это пространство - его единственный шанс осуществиться в мире в качестве мыслящего.
Психическая жизнь человека наряду с сознанием содержит и сферу бессознательного как совокупность психических явлений, состояний и действий, не поддающихся контролю сознания. Примером тому служат сновидения, гипнотические состояния, невменяемость и т.п. К сфере бессознательного относятся также инстинкты, порождающие подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позже могут попасть в фокус сознания, стать объектом научного рассмотрения. Так, З.Фрейд и его последователи создали психологию бессознательного, объяснили роль инстинктов в жизнедеятельности человека. И, напротив, осознанные действия, превращенные в устойчивые навыки, могут затем погрузиться в бессознательного. Игра на музыкальных инструментах, управление автомобилем, работа на компьютере, занятия спортом на первоначальном этапе контролируются сознанием. Здесь проявляется охранительная роль подсознательного. Благодаря включению автоматизма уменьшается нагрузка на сознание, возрастает творческий потенциал человека, его возможности. Бессознательное или подсознательное было глубоко исследовано одним из выдающихся представителей фрейдизма − К.Г.Юнгом, оказавшим значительное влияние на философию и психологию XX века. В отличие от З.Фрейда, который видел в подсознательном лишь сексуальные мотивы или стремление к насилию, К.Г.Юнг обнаружил структуры «коллективного бессознательного». Основной тезис этой концепции заключается в том, что помимо непосредственного сознания, которое носит личностный характер, существует также и вторая психологическая система универсального и безличного характера, идентичная у всех индивидов. Бессознательное и сознательное составляют относительно самостоятельные части единой психической реальности. Они противоречивы и между ними часты конфликты: осознанные интересы часто противостоят желаниям и потребностям. Но они и взаимосвязаны, способны достигать гармонии. В бессознательном заключены богатые возможности творческого развития субъекта. И хотя социальное поведение людей определяется сознанием, но оно не исчерпывает всех поведенческих актов. Остается место и для бессознательного. Так, нравственные отношения вырабатывают формы поведения и оценки, которые, будучи много раз повторенными, начинают функционировать неосознанно. Подобная моральная регуляция освобождает человека от внешнего и внутреннего принуждения. Его действия становятся естественными и непринужденными и определяются не только чувством долга, но и сознательно воспитанными склонностями. В заключение следует отметить, что сознание в значительной мере формирует бессознательное, способно в целом его контролировать.
Рассмотрим, как раскрывается сознание в его связи с бессознательным.
Определяющее влияние на разработку этой проблемы оказал 3. Фрейд, открывший целое направление в философской антропологии и утвердивший бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. Он представлял бессознательное как могущественную силу, которая противостоит сознанию.
Согласно теории А. Аскера человек — не только биологическое, но и социальное существо, жизнедеятельность которого связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не противоречит сознанию», как это имеет место у Фрейда. Одним из наиболее важных факторов развития человека, является противоречие, вытекающее из двойственной природы человека, который является частью природы, но одновременно это и субъект, наделенный разумом, существо социальное.
Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.
В качестве основных культурных механизмов, обеспечивающих формирование и развитие сознания, выступают традиция и образование. Именно они определяют ту систему, которые гарантируют целостность и устойчивость мировоззрения. При всей консервативности институтов традиций и образования они, так же как и деятельность, раскрывают творческую природу сознания.
К. Г. Юнга, в психологии и философии говорят о двух типах мышления: образно-ассоциативном и рационально-логическом, причем генетически первичным и функционально более значимым оказывается образно-ассоциативное мышление. Согласно Юнгу, различия между ними состоят в следующем: если разум экстравертен, подчинен "внешним" языковым, логическим и причинно-следственным связям, то интровертивный опыт образного мышления представляет собой его подлинную и наиболее органичную среду. Поток свободных ассоциаций всякий раз "перекрывает" искусственную логику разума, а подлинное понимание идеальных смыслов обеспечивается не столько умозаключением, сколько интуицией, обеспечивающей синхронную целостность рационального и чувственного, прошлого и настоящего, внутреннего и внешнего.
Интуиция как основной когнитивный механизм образно ассоциативного типа мышления связана с непосредственным знанием об объекте, получаемым в результате соединения различных фрагментов опыта в целостный образ. Существуя помимо устойчивых логических и языковых структур, интуиция, тем не менее, в ином по сравнению с разумом контексте воспроизводит социокультурную размерность сознания, являясь результатом изначальной, обусловленной наличной ситуацией нацеленности мысли на проблему и предварительной работы по ее решению.
Заключение.
Проблема сознания в философии очень обширная тема, требующая глубинного изучения её аспектов. В данной работе я попыталась обозначить и раскрыть основную проблематику изучения сознания в философии. Таким образом, изучив сознание, его основные характеристики, а так же его место и роли в философии, можно сделать вывод о том, что сознание – это одна из тех особенностей человека, которые определяют его специфическое положение в мире.
Несмотря на огромные усилия, затраченные философией и другими науками, проблема человеческого сознания далека от своего решения. Много неясного таит в себе сознания, его взаимоотношения с деятельностью и личностью индивида, пути его формирования и развития, связи с бытием.
Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека.
Сознание, деятельность и личность индивида представляют собой весьма противоречивое, развивающееся и не очень легко дифференцируемое единство. Но при этом сознание выступает в качестве связки, опосредствующего звена между деятельностью и личностью.
Сознание является очень важным положительным фактором развития общества. В основе такого сознания должны лежать мысли о смысле человеческого бытия, о подлинно человеческих ценностях. Когда этого нет, то сознание остается узким, ограниченным, неразвитым, несовершенным.
Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.
Список используемой литературы.