Предмет и специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2015 в 20:08, контрольная работа

Краткое описание

Философия является одной из древних актуальных областей духовной культуры и знания. Философия зародилась в Древней Греции, Индии и Китае в VII-VI в.в. до н.э. и явилась достаточной стойкой формой сознания, которая интересовала людей во все века. Философы своим признанием считают поиск ответов и вопросов к мировоззрению. Термин «философия», означает «любовь к мудрости», как объясняет древнегреческий математик и мыслитель Пифагор и в качестве названия особенной науки впервые употребил древнегреческий философ Платон

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 46.46 Кб (Скачать файл)

Тема1. Предмет и специфика философского знания.

План работы:

стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Философия является одной из древних актуальных областей духовной культуры и знания. Философия зародилась в Древней Греции, Индии и Китае в VII-VI в.в. до н.э. и явилась достаточной стойкой формой сознания, которая интересовала людей во все века. Философы своим признанием считают поиск ответов и вопросов к мировоззрению. Термин «философия», означает «любовь к мудрости», как объясняет древнегреческий математик и мыслитель Пифагор и в качестве названия особенной науки впервые употребил древнегреческий философ Платон. Философия в развитии преодолевает длинный путь образования. Философия представляет собой всеобщий метод познания истины, и общий метод мышления. Смысл философии Пифагор и философ Гераклит видели в поиске истины, большее разнообразие в определении своего предмета обнаруживает философия в XIX-XX вв., представленная множеством школ и направлений[8].При всем разнообразии подходов к установлению предмета философии возможно выделение того, что свойственно философскому знанию вообще. Философию можно установить как учение об общих, универсальных принципах познания и бытия, сущности человека и его отношении к окружающему миру.

Цель настоящей работы состоит в исследовании предмета и специфики философского знания. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Предмет философии. Основные  элементы системы философского  знания.

2. Основные вопросы философии.

3. Проанализировать концепции некоторых философов.

Объектом работы является философское знание. Предметом –специфика и предмет философского знания.

Информационной базой послужили учебники и статьи периодических изданий в области философии.

1. Предмет философии. Основные элементы  системы философского знания

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость) - это форма общественного сознания, это учение об общих принципах познания и бытия, об отношении  человека к миру,  это наука о всеобщих законах развития общества, мышления и природы.  Философия разрабатывает общую систему воззрений на мир и место человека в этом мире. Философия анализирует познавательные ценности,  нравственное, социально-политическое и эстетическое отношение человека к миру.

Предметом философии считаются всеобщие связи и свойства, отношения действительности – человека, природы, отношения объективной действительности и субъективизма мира, идеального и материального мышления и бытия. Философия наставлена на то, чтобы понять внутреннюю связь и единство границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира.

Сознание философии это, безусловно, сложный процесс поскольку, он связан с особенностями создания индивидуального человеческого сознания и бытия и с развитием общественного бытия. В этой связи надлежит упомянуть о предпосылках, из-за которых появилась философия и философское сознание. Это конечно источники философии.

Первым источником является психологический источник. Его сущность выражается в знании о незнании. Только там и тогда, где и когда человек четко определил и отделил то, что он знает, от того, что он не знает, образовываются основания с целью движения в познании, для озарения в сопричастности к чему-то удивительному[5]. Знание о незнании представляет собой не только источник удивления, но и источник принципиально нового отношения к действительности, к знанию. Вторым источником считается -теоретический. Но среди философов нет единого мнения по поводу того, какой именно считается из них главенствующим в развитии философии. Некоторые философы придерживаются мифогенной концепции генезиса философии, то есть то, что философия произошла из мифологии, другие – гносеогенной концепции - философия образовалась из накопившихся знаний о мире, природе, пришедших в конфликт с религиозно-мифологической верой.

В результате философия - это итог решения противоречий между первоначальной наукой и мифом, синтез мировоззренческой, обобщающей установки мифа и наблюдательной, эмпирической установкой древней науки.

Предпосылками  образования философии считаются:

Во-первых, возможности человека: постепенное создание элементов научного знания, которое используется на практике и способствует созданию мировоззрения людей; образование правовых норм регулирования общественной жизни и государственных структур; выделение умственного труда; появление товарно-денежных отношений, и в итоге образование возможностей осмысления человеком имеющегося мира и своего места в этом мире.

Во-вторых, потребности человека, то есть интерес человека не только видеть мир, но и понимать, как он устроен, и иметь желание применять на практике полученные знания.

Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор. Диоген Лаэртский, считал, что именно Пифагор говорил, жизнь подобна игрищам, в которых состязаются, торгуют, смотрят, все как в жизни. Согласно Пифагору, смысл философии именно в поиске самой истины. Такого же мнения был и древнегреческий философ Гераклит. Однако совершенно иного мнения были софисты, которые считали, что основная задача философа –это обучить своих учеников мудрости. Однако же мудрость они сопоставляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает выгодным и правильным. Для чего считались приемлемыми всякие средства, даже уловки и хищения.

Известный древнегреческий мыслитель Платон считал, что основной задачей философии считается познание абсолютных и вечных истин, такое под силу только философам, наделенным от рождения определенной мудрой душой. Отсюда и выражение, что философами не становятся, а рождаются.

Аристотель считает, что задача философии в постижении всеобщего в мире, а её предметом считаются первые начала и основания бытия. При всем этом философия считается одной из наук, существующей ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания». Необходимо подчеркнуть, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, повлияло на появление концепций, по которым философия вызвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья[3].  

Таким образом, некоторые мыслители видели суть философии в отыскании истины, иные в том, чтобы её утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Всё это доказывает, что философию отличают разные подходы к своему собственному предмету, это свидетельствует о её множественном характере. Более отчетливо это выделилось во второй половине XIX—XX вв., преобразовании множества разных философских школ и направлений, предметом исследования которых считаются разнообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования.

Философскому знанию свойственны определенные моменты. Структура философского знания состоит из таких элементов как:

1. Анализ наиболее общих вопросов бытия. В этом случае сама проблема бытия определяется в универсальном смысле. Бытие и небытие, бытие природы, общества и человека, бытие материальное и идеальное. Философское учение о бытии получило название онтологии (от греч. ontos – сущее и logos – учение).

2. Исследование более общих вопросов познания. Не познаем или познаем мир, какие возможности, цели и методы познания, в чем состоит сущность познания и что есть истина, какой объект и субъект и прочее. При всем этом философии не интересны определенные методы познания такие как, химические, физические, биологические и так далее, хотя она, в большинстве случаев, не игнорирует их. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis – знание, познание и logos – учение)[2].

3. Анализ более общих вопросов развития и функционирования общества. Формально данная проблема, находит свое место в учении о бытии, но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

4. Анализ более общих и значительных проблем человека. Данный раздел тоже представляется одним из главных для философии, так как именно человек считается исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

5. Познание вопросов, которые связаны с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, то есть о связи разных ценностей между собой, с культурными и социальными факторами и структурой личности. Данное учение о ценностях получило термин аксиология (от греч. axia ценность и logos учение).

6. Исследование видов достижения истины в процессе познания опосредованным путем, не из чувственного опыта, а из знаний, полученных ранее. Это логика (от греч. logos –  учение, мысль, рассуждение, разум) - учение о способах получения знания с помощью применения законов логики и методов логического мышления.

Специфику и предмет философии запрещается раскрывать в полной степени, не затрагивая при этом вопросов о ее функциях. Функции философии - это главные направления использования философии, через которые реализуются ее назначение, цели и задачи. Необходимо отметить такие функции философии, как мировоззренческая, методологическая, мыслительно-теоретическая, критическая, аксиологическая, социальная, воспитательно-гуманитарная, прогностическая, гносеологическая[7].

Мировоззренческая функция направлена на формирование целостности картины мира, а также представлений об его устройстве, месте человека в этом мире, принципов взаимодействия с окружающим миром.

 Методологическая функция  состоит в том, что философия разрабатывает главные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая является одна из основополагающих функций философии и имеет цель правильно и достоверно познать окружающую действительность.

Роль критической функции состоит в том, чтобы подвергнуть сомнениями окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача этой функции - это разрушение догм, расширение границ познания, увеличение достоверности знания, окостенелости знания, его модернизация.

Аксиологическая функция состоит в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей таких как, этические, морально-нравственные, социальные, идеологические и другие. Цель данной функции это просеивание нужного, ценного и полезного и отбрасывать тормозящее и отжившее. Эта функция более усиливается в переломные периоды истории.

 Социальная функция  представлена как объяснение обществу, причин его возникновения, современное состояние, эволюцию, его структуру, элементы, движущие силы.

Воспитательно-гуманитарная функция философии необходима для культивации гуманистических ценностей и идеалов, прививать их человеку и обществу, содействовать укреплению морали, помощи человеку в адаптации в окружающем его мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция это функция, при которой, на основе имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания возможно прогнозирование тенденций развития, будущее материи, познавательных процессов, сознания, человека, общества и природы.

Соответственно все функции философии между собой связанны и лишь через их целостное единство и проявляется сущность и специфика философского знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные вопросы философии

Философия как образовавшаяся система знаний имеет множество специфических проблем, которые она должна исследовать. Большинство вопросов, которые часто изучает философия, это происхождение и сущность бытия; материя и ее формы; сознание, его природа и происхождение; взаимоотношения сознания и материи; человек и его духовный мир; общество; перспективы человека, общества и иные вопросы.

Главенствующим в философии считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению или же сознанию. Важность этого вопроса состоит в том, что от его правильного разрешения зависит построение знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и считается основной задачей философии. Материя и сознание (дух) это две неразрывные и противоположные характеристики бытия. В связи с этим имеются две стороны главного вопроса философии –это гносеологическая и онтологическая.

Суть гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса это - познаем или не познаем ли мир, что первично в процессе познания? Онтологическая (бытийная) сторона главного вопроса философии состоит в решении и постановке проблемы: что первично – сознание либо материя? Рассматривая онтологическую (бытийную) стороны главного вопроса философии необходимо выделить направления, такие как материализм и идеализм, дуализм; а гносеологической (познавательной) стороны: эмпиризм и рационализм[1]. 

Материализм есть философское направление, решающее главный вопрос философии в пользу первичности материи и вторичности сознания. Со стороны материализма, природа существует вечно, она неуничтожима и несотворима. Никаких божественных и сверхъестественных сил нет. Человеческое сознание считается продуктом длительной эволюции жизни на Земле.

Информация о работе Предмет и специфика философского знания