Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:55, творческая работа
Философия- это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философское понимание опирается на самые предельные понятия.
Презентация по философии
Тема: Предмет, структура, специфика и функции философского знания.
Новокузнецк, 2013г.
ФГБОУ ВПО
Кузбасская государственная педагогическая
академия
Факультет дошкольной и коррекционной
педагогики и психологии
Кафедра всеобщей истории, философии и
социальных наук.
Философия- это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философское понимание опирается на самые предельные понятия. Материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, верное и сомнительное, откровенное и сокровенное, агрессивное и жертвенное, вечное и мгновенное, - вот далеко не полный перечень внутренних конструкций, которые человеческая духовность постоянно воспроизводит в себе и практически реализует себя в них.
Материя- объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.
Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.
Предмет философии — наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.
Философия,
исследуя отношение сознания к объективному
миру, мышления к бытию, делает своим предметом
круг проблем, которые возникают на основании
развития мировоззрения как формы общественного
самосознания. Отличие мировоззрения
от философии состоит в том, что философия
является не «духовно – практическим»,
а теоретическим освоением мира. Она возникает
соответственно как система доказательств
и знаний фундаментальных проблем мировоззрения.
Первой исторической формой философского
мышления была натурфилософия, то есть
философское учение о природе, философия
природы. Она представляла собой целостное
знание о природе и ее развитии, фактически
сливалась с природными науками. Французский
философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию
с деревом, корень которого метафизика,
а ветви – все остальные науки. Такой широкий
предмет философии объяснялся недостаточным
развитием конкретных знаний.
С развитием
философии возникают различные философские
теории и дисциплины, формируется ее предмет,
то есть круг вопросов, которые она изучает.
Общая структура предмета включает в себя
следующие разделы:
· Онтология –
учение о бытии или о сущности всего существующего;
· Гносеология
– теория познания;
· Логика – наука
о формах последовательного мышления.
Кроме того, постепенно формируются специфические
отрасли философского знания. Это философия
истории, предметом которой является выявление
закономерностей исторического процесса,
изучение специфики, природы и форм исторического
знания, а так же выяснение смысла и
направленности истории человечества.
Специфической областью является философия
культуры, которая исследует вопросы становления
культуры, ее сущность и значения, а так
же особенности и закономерности культурно
– исторического процесса. Философия
науки рассматривает проблемы развития
науки, которая создает и теоретически
систематизирует объективные знания
о действительности. Объектом изучения
этики является мораль как форма общественного
сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности
человека, специфическое явление общественной
жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных
круга явлений: сферу эстетического как
специфического выявления ценностного
отношения человека к миру и сферу художественной
деятельности людей.
Специфика философии.
Картина мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.
Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.
Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.
Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.
Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.
«Картины мира»
Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.
Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.
Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.
В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.
Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).
Структура философского знания
Учение |
Определение |
Онтология |
Учение о бытие сущего как такового, о сущности и бытие мира. Бытие- это категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего). |
Гносеология |
Учение о познании, о методах познания. Познание-процесс отражения и воспроизведения действительности. |
Логика |
Учение о мышлении и его формах. Мышление-процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. |
Философская антропология |
Учение о природе и сущности человека. |
Этика |
Учение о морали, нравственном поведении человека в обществе. Мораль- нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений. |
Социальная философия |
Учение об обществе. |
Эстетика |
Учение о прекрасном «теория чувственного познания красоты» |
«Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры выходит и к этой вере устремляется. Если возможна русская философия, то только – как философия веры православной».
Мир вступил в новую эпоху, для которой уже не характерно резкое противостояние свободной светской мысли, с одной стороны, и верующего разума, с другой. На повестке дня стоят новые проблемы. Среди них – дегуманизация, глобализация, власть технологий, предельный культурный плюрализм. Они создают контекст той культуры, которую иногда называют культурой постмодерна. Ее же иногда называют и постхристианской культурой. Новая эпоха требует осмысления и определения «духовной ситуации времени». Это задача актуальна как для философии, так и для богословия.
Философия
(с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма
общественного сознания; учение об общих
принципах бытия и познания, об отношении
человека к миру, наука о всеобщих законах
развития природы, общества и мышления.
Философия вырабатывает обобщенную систему
взглядов на мир, место человека в нем;
она исследует познавательные ценности,
социально-политическое, нравственное
и эстетическое отношение человека к миру.
Каждый человек сталкивается с проблемами,
обсуждаемыми в философии. Как устроен
мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет
эти законы развития? Какое место занимает
закономерность, а какое - случай? Положение
человека в мире: смертен или бессмертен?
Как может человек понять свое предназначение.
Каковы познавательные возможности человека?
Что есть истина и как ее отличить от лжи?
Морально-нравственные проблемы: совесть,
ответственность, справедливость, добро
и зло.
Эти вопросы поставлены самой жизнью.
Тот или иной вопрос определяет направление
жизнедеятельности человека.
Философия призвана правильно решить
эти вопросы, помочь преобразовать стихийно
сложившиеся взгляды в миропонимании,
что является необходимым в становлении
личности.
Значение философии в жизни человека и общества.
Представления различных философов о сущности философии.
Философ. |
Суть представления о предмете философии. |
Пифагор |
«Любовь к мудрости» |
Гераклит |
Философ-человек, занимающийся исследованиями. |
Платон |
Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия. |
Сократ |
Средство познания Добра и Зла. |
Аристотель |
Исследование причин и принципов вещей. |
Эпикур |
Путь достижения счастья посредством разума. |
Средневековая христианская философия |
Средство рационального познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания. |
Гегель |
Наука об Абсолютном Разуме, постигающим самого себя. |
Кант |
Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия |
Учение «Живая этика» |
Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство совершенствования человека и мира. |
Функции философии.
Мировоззренческая |
Связана с формированием индивидуального или коллективного мировоззрения- системе общих представлений о мире и человеке. |
Познавательная (гносеологическая) |
Связана с познанием мира и человека. |
Методологическая |
Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельностью человека. |
Логическая |
Связана с осмыслением
и формулированием общих |
Ценностная (аксиологическая) |
Связана с осмыслением и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества. |
Гуманистическая |
Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод. |
Эвристическая |
Связанна с проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания. |
Эстетическая |
Связана с изучением законов красоты и ее восприятие человеческим сознанием. |
Практическая |
Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека. |
Культуротранслирующая |
Связана с обобщением и передачей от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человека. |
К числу главных методов в философии относят:
Диалектика является методом философского исследования, при котором явления и вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.
Информация о работе Предмет, структура, специфика и функции философского знания