Предмет, структура, специфика и функции философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:55, творческая работа

Краткое описание

Философия- это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философское понимание опирается на самые предельные понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Предмет, структура специфика и функции философского знания. Казаковой С.Ю. Л-12-01.pptx

— 306.46 Кб (Скачать файл)

Презентация по философии

Тема: Предмет, структура, специфика  и функции философского знания.

 

 

                                                  Выполнила: Казакова С.Ю.

                                                                           гр. л-12-01

                                                          Проверила: Мельникова Е.И.

 

 

Новокузнецк, 2013г.

 

 

ФГБОУ  ВПО 
Кузбасская государственная  педагогическая академия 
Факультет  дошкольной и коррекционной педагогики и психологии 
Кафедра всеобщей истории, философии и социальных наук. 

         Философия- это особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех их основных проявлениях. Философское понимание опирается на самые предельные понятия. Материя и сознание, сущность и существование, возможность и действительность, истина и ложь, добро и зло, прекрасное и безобразное, верное и сомнительное, откровенное и сокровенное, агрессивное и жертвенное, вечное и мгновенное, - вот далеко не полный перечень внутренних конструкций, которые человеческая духовность постоянно воспроизводит в себе и практически реализует себя в них.

          Материя- объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им.

          Сознание - одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Сознание - высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности.

 

 

 

Предмет  философии — наиболее  общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания.

     Философия, исследуя отношение сознания к объективному миру, мышления к бытию, делает своим предметом круг проблем, которые возникают на основании развития мировоззрения как формы общественного самосознания. Отличие  мировоззрения от философии состоит в том,  что философия является не «духовно – практическим», а теоретическим освоением мира. Она возникает соответственно как система доказательств и знаний фундаментальных проблем мировоззрения. 
 
Первой исторической формой философского мышле­ния была натурфилософия, то есть философское учение о природе, философия природы. Она представляла собой целостное знание о природе и ее развитии, фактически сливалась с природ­ными науками. Французский философ ХVII в. Р. Декарт сравнивал философию с де­ревом, корень которого метафизика, а ветви – все остальные науки. Такой широ­кий предмет философии объяснялся недостаточным развитием конкретных знаний. 
 
          С развитием философии возникают различные философские теории и дисциплины, формируется ее предмет, то есть круг вопросов, которые она изучает. Общая структура предмета включает в себя следующие разделы: 
 
·        Онтология – учение о бытии или о сущности всего существующего; 
 
·        Гносеология – теория познания; 
 
·        Логика – наука о формах последовательного мышления. 
 
Кроме того, постепенно формируются специфические отрасли философ­ского знания. Это философия истории, предметом которой является выявление закономерностей исторического процесса, изучение специфики, природы и форм исторического знания, а так же выяснение  смысла и направленности  истории человечества. Специфической областью является философия культуры, которая исследует вопросы становления культуры, ее сущность и значения, а так же особенности и закономерности культурно – исторического процесса. Философия науки рассматривает про­блемы развития науки, которая  создает и теоретически систематизирует объек­тивные знания о действительности. Объектом изучения этики является мораль как форма общественного сознания, одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни. Эстетика изучает два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетического как специфического выявления ценностного отношения человека к миру и сферу художественной дея­тельности людей.

 

Специфика философии.

      Картина  мира — система интуитивных представлений о реальности. К.м. можно выделить, описать или реконструировать у любой социопсихологической единицы — от нации или этноса до какой-либо социальной или профессиональной группы или отдельной личности. Каждому отрезку исторического времени соответствует своя К.м. К.м. древних индийцев не похожа на К.м. средневековых рыцарей, а К.м. рыцарей не похожа на К.м. их современников-монахов.

       Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

       Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

      Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

       Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

 

 

«Картины  мира»

       Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

       Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. В этом значении ее именуют общей научной картиной мира, которая включает представления как о природе, так и о жизни общества. Аспект общей научной картины мира, который соответствует представлениям о структуре и развитии природы, принято называть естественно-научной картиной мира.

        Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

       В процессе развития науки происходит постоянное обновление идей и концепций, более ранние представления становятся частными случаями новых теорий. Таким образом, научная картина мира — не догма и не абсолютная истина. В то же время, научные представления приближены к истине, так как основаны на всей совокупности доказанных фактов и установленных причинно-следственных связей. В результате научные знания позволяют делать верные предсказания о свойствах нашего мира и способствуют развитию человеческой цивилизации. Противоречия между научными концепциями преодолеваются путём выявления новых фактов и сравнения их с предсказаниями различных теорий. В таком развитии — суть научного метода.

       Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

 

Структура философского знания

 

Учение

Определение

Онтология

Учение о бытие  сущего как такового, о сущности и бытие мира.

Бытие- это категория, фиксирующая основу существования (для мира в целом или для любой разновидности существующего).

Гносеология

Учение о познании, о методах познания. Познание-процесс  отражения и воспроизведения  действительности.

Логика

Учение о мышлении и его формах.

Мышление-процесс  познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и  опосредствованным отражением действительности.

Философская антропология

Учение о природе  и сущности человека.

Этика

Учение о морали, нравственном поведении человека в обществе. Мораль- нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Социальная философия

Учение об обществе.

Эстетика

Учение о прекрасном «теория чувственного познания красоты»


      «Философия каждого народа по глубочайшей своей сущности есть раскрытие веры народа, из этой веры выходит и к этой вере устремляется. Если возможна русская философия, то только – как философия веры православной».

       Мир  вступил в новую эпоху, для которой уже не характерно резкое противостояние свободной светской мысли, с одной стороны, и верующего разума, с другой. На повестке дня стоят новые проблемы. Среди них – дегуманизация, глобализация, власть технологий, предельный культурный плюрализм. Они создают контекст той культуры, которую иногда называют культурой постмодерна. Ее же иногда называют и постхристианской культурой. Новая эпоха требует осмысления и определения «духовной ситуации времени». Это задача актуальна как для философии, так и для богословия.

 

       Философия  (с греч. - любовь к истине, мудрости) - форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир, место человека в нем; она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. 
 
Каждый человек сталкивается с проблемами, обсуждаемыми в философии. Как устроен мир? Развивается ли мир? Кто или что определяет эти законы развития? Какое место занимает закономерность, а  какое - случай? Положение человека в мире: смертен или бессмертен? Как может человек понять свое предназначение. Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина и как ее отличить от лжи? 
Морально-нравственные проблемы: совесть, ответственность, справедливость, добро и зло. 
Эти вопросы поставлены самой жизнью. Тот или иной вопрос определяет направление жизнедеятельности человека. 
Философия призвана правильно решить эти вопросы, помочь преобразовать стихийно сложившиеся взгляды в миропонимании, что является необходимым в становлении личности.

 

Значение философии  в жизни человека и общества.

 Представления различных философов о  сущности философии.

 

Философ.

Суть представления  о предмете философии.

Пифагор

«Любовь к мудрости»

Гераклит

Философ-человек, занимающийся исследованиями.

Платон

Особая наука, направленная на познание вечного истинного бытия.

Сократ

Средство познания Добра и Зла.

Аристотель

Исследование  причин и принципов вещей.

Эпикур 

Путь достижения счастья посредством разума.

Средневековая христианская философия

Средство рационального  познания и доказательства Бога. Средство разъяснения истин Священного Писания.

Гегель

Наука об Абсолютном Разуме, постигающим самого себя.

Кант 

Способ познания мира через абстрактные метафизические понятия

Учение «Живая этика»

Средство познания мира, основанное на духовной интуиции и разуме. Средство совершенствования  человека и мира.


Функции философии.

 

Мировоззренческая

Связана с формированием  индивидуального или коллективного мировоззрения- системе общих представлений о мире и человеке.

Познавательная

(гносеологическая)

Связана с познанием  мира и человека.

Методологическая

Связана с разработкой общих принципов и методов познавательной и практической деятельностью человека.

Логическая

Связана с осмыслением  и формулированием общих законов  рационального мышления.

Ценностная

(аксиологическая)

Связана с осмыслением  и обоснованием значимости духовных ценностей для человека и общества.

Гуманистическая

Связана с обоснованием ценности человеческой личности, ее достоинства, прав и свобод.

Эвристическая

Связанна с  проникновением интеллектуальной интуиции в область неведомого и направлением научного познания.

Эстетическая

Связана с изучением  законов красоты и ее восприятие человеческим сознанием.

Практическая

Связана с выработкой смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической жизни человека.

Культуротранслирующая

Связана с обобщением и передачей от поколения к  поколению важнейших достижений духовной культуры человека.

   

 К числу главных методов в  философии относят:

    • диалектику;
    • метафизику;
    • догматизм;
    • эклектику;
    • софистику;
    • герменевтику.

       Диалектика  является методом философского исследования, при котором явления и вещи рассматриваются критически, гибко, очень последовательно. То есть при исследовании внимание обращается на все происходящие изменения. В расчет берутся те события, которые стали причиной произошедших изменений. Очень много внимания уделяется вопросу развития.

    •   Метод философии, являющийся прямой противоположностью диалектики, называется метафизикой.  Этот метод отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеющий к построению однозначной, статичной и умозрительной картины мира. Метафизика рассматривает явления и тела природы как раз и навсегда данные, неизменные, изолированные и не связанные между собой. Согласно метафизике, виды растений и животных являются продуктами творческого акта и с самого начала организмы уже имели в готовом виде все характерные для них приспособления. При нем объекты рассматриваются:

Информация о работе Предмет, структура, специфика и функции философского знания