Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 19:39, реферат
Цели исследования.
Рассмотреть основные системы философии; раскрыть основные категории и принципы философии.
Задачи исследования.
1. Предмет философии.
2. Категории философии.
Введение…………………………………………………………………………...2
1. Предмет философии……………………………………………………………3
2. Категории философии………………………………………………………….7
3. Принципы философии…………………………………………………………9
4. Периодизации истории философии………………………………………….11
Прогресс в истории философии………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы и источники…………………………….17
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. Предмет философии………………………………………………………
2. Категории философии……………………………
3. Принципы философии………………………………
4. Периодизации истории философии………………………………………….11
Прогресс в истории философии………………………………………………...
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы и источники…………………………….17
Введение.
Предмет исследования. Философия.
Объект исследования. Теоретический и систематический характер философского знания, категории и принципы философии.
Актуальность исследования. Философия – это мировоззрение, наука, познающая цель, ради которой все развивается и движется, а значит и благо (нравственные критерии). Она объединяет в себе научно-теоретическое знание с духовно-практической, ценностной стороной человеческого опыта.
Философия есть определенная теоретическая система взглядов человека на мир и на место человека в этом мире, то есть теоретическое мировоззрение, существующее в виде системы понятий. Каждой исторической эпохе, каждому народу, соответствует своя объективная философская система. Эта объективная философия есть всеобщая теория человека, общества и природы в их целостности, соответствующая определенной исторической действительности. Философы, каждый по своему, выражают эту объективную систему, являющуюся сущностью определенной культуры, через свое индивидуальное философское учение.
В философских системах и учениях сосредоточен интеллектуальный, нравственный, а так же эстетический опыт человечества.
Цели исследования.
Рассмотреть основные системы философии; раскрыть основные категории и принципы философии.
Задачи исследования.
1. Предмет философии.
2. Категории философии.
3. Принципы философии.
4. Периодизации истории философии.
5. Выводы.
Обзор литературы. В нашем исследовании мы использовали работы таких авторов, как Кохановский В. П., Несмеянов Е. Е., Осипов В. М. и др.
1. Предмет философии.
В современной науке
сложились и стали
И сегодняшнее значение философии в том, «что она заставляет нас осознать существование многих вопросов, не входящих сейчас в сферу науки».
Философия существенно отличается от специальных наук, существующих сегодня в нашем мире, и критерии вычленения «предмета науки», определения последнего к философии полностью не подходят.
Можно обратиться к истории философии и посмотреть, как там определялся предмет философии. Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель (384—322 до н. э.), в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». Философия занимается более общими вещами, «вечными» и «божественными» первоначалами. Она показывает нам «первоначала бытия и познания». Философия — это учение о первопричинах или о первосущностях вещей. Так думали и мыслители Нового времени: Декарт, Гегель и др.1
В целом, такое понимание предмета философии сохранялось очень долго и считалось «классическим». С некоторыми модификациями это определение предмета философии господствовало в программах и учебниках и в нашей стране. Философия определялась как «... наука о.всеобщих законах развития природы общества и мышления». Обычно к этому добавляли, что философия не только наука, но и форма общественного сознания, а также «учение об общих принципах бытия и познания, об отношениях человека к миру»2.
Такое определение является «собирательным»: здесь философия определяется и как наука, и как учение, и форма общественного сознания, а если читать дальше, то и как мировоззрение, способ постижения мира.
Существуют такие древние, идущие от Пифагора (V в. до н. э.) определения философии как «любви к мудрости». Именно так переводится само слово «философия» с древнегреческого на русский язык.
Древние греки определяли мудрость как некий космический «Ум», который правит всей Вселецной, или считали мудростью познание сущности дел божественных и человеческих. Есть другие определения мудрости, их не меньше, чем определений философии. Другие, более поздние мудрецы, например Сенека (I в.) считали, что философия имеет предметом не внешний мир, а человеческую мораль, т. е. предмет философии — это учение о добре и зле.
Философия прежде всего учит нас мудро прожить жизнь п с достоинством завершить ее. Такую же мысль развивал философы: Мишель де Монтень (XVI в.), И. Кант (XVIII в.), философ XIX в. Фридрих Ницше, а в XX в. — Альберт Швейцер и др. В Новое время (XVII— XVIII вв.) большинство мыслителей связывали предмет философии с истинным познанием вещей (Локк, Гоббс). В XIX—XX вв. предметом философии называли «мировое целое», «сущность и законы общества», «изучение наиболее общих понятий», «познание Универсума»3, науку о ценностях, изучение наилучшей системы общественного устройства и т. д.
Итак, предмет философии — это проблема, которая связана с историей развития самой философии. Более того, сегодня возможны разные определения предмета философии, дело зависит от того, на каких позициях находится сам философ, желающий очертить этот предмет.
Существует множество наук, которые изучают реальный мир, объекты, процессы объективной реальности, например, физика, химия, биология, физиология нервной деятельности, история, социология и т. д. Такие науки называются частными. К ним относятся и те ii'i них, которые изучают субъективную реальность. (Например, психология, психопатология и т. д.)
Философия изучает не объекты, не эмпирическую реальность, а то, как эта реальность «живет» в общественном сознании; она изучает смыслы реальности для общества и человека. Поясним сказанное. Наука изучает физическую природу, вскрывает ее законы, а философия объясняет, как и почему понимали природу ученые разных эпох и культур: древние греки или средневековые мыслители, или философы эпохи Просвещения и т. д. Философия изучает не столько сам мир, сколько знание людей о мире, смысл отношения объектов, процессов мира. Главное в предмете философии — это философская рефлексия. Это значит, что философия рассматривает мир через призму субъект-объектных отношений, т. е. отношений человека к миру, обществу, другим людям. Философия ищет в мире его онтологические, методологические, нравственные, эстетические основания. Философ всегда строит систему ценностей мира, и тем самым показывает исходные основания человеческой деятельности. Философия, в отличие от любой другой науки, начинается с человека. С попытки ответить на вопрос — что такое человек? Что есть мир для него, чего может желать и добиться в этом мире человек.
Пытаясь очертить предмет философии в наше время, Бертран Рассел писал об истинно философских проблемах так: «...в чем смысл жизни, если он вообще есть? Если у мира цель, ведет ли куда-нибудь развитие истории, или все это бессмысленные вопросы? ...действительно ли природой управляют какие-то законы, или мы только так думаем из-за того, что нам нравится видеть во всем какой-то порядок? ...разделен ли мир на две в корне различные части — дух и материю, и если это так, то как они сосуществуют? А что мы должны сказать о человеке? Частица ли он пыли, беспомощно копошащаяся на маленькой и незначительной планете, как это видится астрологам? Или он, как это могут представить себе химики, — кучка химических веществ, соединенная вместе хитроумным образом? Или, наконец, человек таков, каким он представляется Гамлету, в основе своей благородный, с безграничными возможностями. А может быть человек — все это вместе? Существует ли один жизненный путь — хороший, и другой — плохой, или не имеет значения, как мы живем. А если существует хороший жизненный путь, то что это такое или как нам научиться жить, следуя ему? Существует ли нечто, что мы можем назвать мудростью, или то, что нам кажется таковой, — просто пустое сумасшествие?»4
2. Категории философии.
В разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи — выделялись различные проблемы, считающиеся главными.
Исторически так сложилось,
что долгое время философы решали
проблему о соотношении материи и сознания:
что первично — дух или материя? В зависимости
от этого, выделились два направления —
идеалистическое и материалистическое.
Параллельно с этим активно обсуждался
вопрос о принципиальной познаваемости
мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа
на этот вопрос — выделялись агностики
и реалисты.
Постепенно расширяется спектр вопросов, над которыми размышляют философы, все больше внимания уделяется человеку, его взаимоотношению с миром. Например, Иммануил Кант (1724-1804) в качестве основных вопросов выделял следующие: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?
Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» спрашивает:
В чем смысл жизни? Что тебе надо в мире?
В чем счастье человека? Что такое красота,
любовь, героизм? И являются ли они ценностями,
ради которых стоит жить?
До сих пор человек вновь и вновь задумывается
над тем, как соотносятся дух (душа) и тело
человека? Конечен или бесконечен мир?
Каково место человека во Вселенной и как
она развивается? Что есть истина и заблуждение?
Что такое Добро и зло? В каком направлении
движется история?5 и пр.
На многие из этих вопросов пытаются ответить
различные науки: психология, социология,
история, космология и пр. Но любые конкретные
области знания рано или поздно подходят
к краю своей компетенции, и тут то вступает
в свои права философия, охватывающая проблемы
в целом.
Для ведения философского дискурса необходимо
владеть философским языком, существенной
составляющей которого является категориальный
аппарат.
Категория (высказывание, признак) — предельно общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения. Каждое философское направление использует свой набор категорий для разговора о своих важнейших вопросах. Для диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т. д. Для идеализма это — Бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма — жизнь, свобода, смерть, существование и пр. Философская антропология исследует понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.
3. Принципы философии.
Принцип (метод) — это путь познания. Без метода что-либо познавать, исследовать невозможно. Человека, который без разбору загромождает свою память бессвязными фактами, разрозненными сведениями, английский философ Ф. Бэкон (XVII в.) сравнивал с муравьем, а полученные таким образом «знания» — с сорной муравьиной кучей. Принцип же — это светильник, освещающий в темноте дорогу путнику.
Каждая наука, опираясь на собственный опыт, разрабатывает, совершенствует систему общих правил и принципов познания. Это могут быть и технологические приемы организации наблюдений (астрономия, геология), и способы осуществления эксперимента (физика, химия), математической обработки данных (социология), отыскания и оценки документов, свидетельств, первоисточников (история, литературоведение) и т. п.
Но особо обстоит дело с философскими принципами. Их отличительная черта состоит в том, что они универсальны, т. е. имеют всеобщий характер. Да и само философское знание, взятое в целом, выполняет регулятивную методологическую роль по отношению ко всем сферам познавательной и практической деятельности человека. Высший уровень философской методологии — диалектика. (Так еще в древности называли искусство спора.) Диалектика требует смотреть на мир (в том числе и на мир духовный) как на вечное развитие и становление, а корень развития искать во внутренних противоречиях предмета. Диалектическая логика есть логика динамичных, текучих понятий.
На базе диалектики философией Нового времени открыты и разработаны такие важнейшие принципы (методы) научно-теоретического знания, как6:
— совпадение логики развития познания с объективной логикой действительного мира (единство логического и исторического);
— движения от исходной абстракции ко все более полному, всестороннему знанию (восхождения от абстрактного к конкретному) и др.
Противоположность диалектики — метафизика, мыслящая мир как завершенное образование, не способное к саморазвитию.
4. Периодизация истории философии.
Разные философы по-разному определили периоды в истории философии (языческая и христианская, западная и восточная, мусульманская и европейская и т. д.). Начиная с Гегеля периоды в истории философии связывают с известными историческими эпохами. Философия — «духовная квинтэссенция эпохи»7. Маркс связывал периоды в истории философии с общественно-экономическими формациями, называл ее «живой душой культуры». Отсюда возникли такие периоды философии, как «рабовладельческий», «феодальный», «буржуазный», «социалистический»8.