Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:46, контрольная работа
Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.
Введение………………………………………………………………………….3
Предмет философии…………………..………………………………..…..5
Основные вопросы философии……………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет» филиал в г. Первоуральске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине Философия
на тему: Предмет философии и специфика философского мышления.
Выполнил студент
Группы
Первоуральск
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.
С помощью философии, мировоззрение достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.
Представляется, что философия
как особый тип мировоззрения
возникла как ответ на вечную для
человека потребность расширять
кругозор, которая исторически
Наука не может дать такое непостижимое
знание, религия приписывает человеку
программы поведения, которые определяются
верой в сверхъестественное, и, наверно,
только философии под силу удовлетворить
потребности мыслящего человека
в создании целостной картины
мира и в осмыслении собственного
назначения в этом мире. Ведь философия
- это область духовной деятельности
человека, в основе которой лежит
критическая рефлексия над
Предмет философии исторично
Николай Бердяев в свою очередь писал: 'Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'.
Термин “Философия” (φιλοσοφια) –происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философос”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.
Однозначное определение философии
устроило бы всех, но оно практически невозможно.
Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова
«Философы [1]о философии — опыт самопостижения»1.
В ней приведены высказывания о философии
более 270 выдающихся философов. У каждого —
свой угол видения, свое определение. Но все же
проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях».
(Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее»
(В. Соловьев)
«Философские проблемы становятся такими,
если они стремятся под луч одной проблемы —
конечного смысла». (М. Мамардашвили).
Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на цель нашего пребывания в мироздании.
Философия — это такая область духовной деятельности человека, которая основывается на особом, философском типе мышления и на самостоятельности предмета философии.
Предмет любой науки - есть тот круг вопросов
и проблем, которая она изучает. Первоначально (2,5 тыс. лет
назад) предметом философии
(т.н. натурфилософия):
- изучение всего окружающего
мира (как в целом, так и отдельных предметов
и явлений (^ Земля, человек, животные,
растения и т.д.), т.к. другие специальные
науки еще не были развиты (астрономия,
биология и др.).
Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.
Философия как форма духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира
Герцен говорит: другие науки по
сравнению с философией имеют
непроницаемый предмет в
Гоббс указывает - предмет философии
- всякое тело, которое есть в реальности,
которое можно постичь с
Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.
Таким образом предметы философского знания могут быть:
1) материальными - вещи, явления,
2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества - социальная философия.
Выделяют два уровня
- внутренний - микрокосмос,
- внешний - макрокосмос.
Один уровень без второго не дает цельное представление о личности. Но в связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все подчинено единству всего сущего (Гуссерль), 2) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью определенных связей (Шлегель), 3) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы бытьповсюду дома (Хайдеггер), 4) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания человека на земле (Бердяев), 5) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую свободу личности, где человек рассматривает себя как частица объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е. через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель), 6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).
Любая философия все равно
Но если мы будем рассматривать предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается в единстве и многообразии целого.
Но самым древним предметом философии является:
1) проблема человека, куда входят
вопросы его природы и
2) выявление социальной сущности
человека, т.е. непосредственная
зависимость его общественных
структур привела к тому, что
предметом философии стали
Общественные отношения как исторически сложившиеся формы совместной деятельности людей.
Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философия истории.
Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это использовали философские школы натуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общим направлением философия природы.
Среди всех предметов философии есть определяющие, к которым относятся проблемы человека, смысла и цели истории и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка. К сопутствующим - проблемы натурфилософии.
Основные элементы системы философского знания.
По мере того, как философия в историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг проблем, разрабатывала методы и способы осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную систему знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.
Этику и политику Аристотель относил к практической философии, риторику и поэтику - к творческой. Теоретические науки Аристотель ставил выше практических и творческих. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. После логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории.
То, что античные философы называли физикой, в философии последующих столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.
Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.
Для ранних греческих философов поиски бытия - это поиски первовещества, из которой сделаны все без исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования оказалась актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда люди стали утрачивать веру в богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. В противовес этому, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире уверенность в том, что всё будет подчиняться некоторому порядку.
Для средневековья бытие равно Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с простором, временем, движением и причинностью.
Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей возникли вопросы о том, как человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину. По их мнению, если мы будем целенаправленно развивать свое теоретическое мышление, то обязательно подружимся с истиной.
Теория сознания - более поздняя,
нежели гносеология, дисциплинарная область
философского знания. Она рассматривает
сознание как особую действительность,
специфический регион бытия, где
законы иные, нежели природная реальность.
Особо фундаментально идеи теории сознания
начинают развиваться в конце XIX
- начале ХХ столетия. Возникает учение
феноменология, которое прямо ставит
своей задачей изучать
Информация о работе Предмет философии и специфика философского мышления