Предмет философии и специфика философского мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 14:46, контрольная работа

Краткое описание

Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить потребности мыслящего человека в создании целостной картины мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит критическая рефлексия над самой духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного отношения человека к миру.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Предмет философии…………………..………………………………..…..5
Основные вопросы философии……………………………………………12
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

философия 1.docx

— 36.99 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное  образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный  профессионально-педагогический университет» филиал в г. Первоуральске

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине Философия

на тему: Предмет философии и специфика философского мышления.

 

 

 

 

 

Выполнил студент

Группы 

 

 

 

Первоуральск

2013


СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Предмет философии…………………..………………………………..…..5
  2. Основные вопросы философии……………………………………………12

Заключение…………………………………………………………………….16

Список литературы……………………………………………………………..18

Введение

Философия - общая теория мира и  человека в нем. Философия и мировоззрение  органично связаны друг с другом. Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место  человека в нем. В формировании мировоззрения  особую роль играет философия.

С помощью философии, мировоззрение  достигает упорядоченности, обобщенности и теоретичности. Философия определяет характер и общую направленность мировоззрения.

Представляется, что философия  как особый тип мировоззрения  возникла как ответ на вечную для  человека потребность расширять  кругозор, которая исторически развивается: свойственная людям любознательность постепенно перерастает в интеллектуальную потребность безграничного расширения и углубления знаний о мире, интеллект  человека пытается постичь мир разумом  в таких его ракурсах, которые  не могут быть даны никаким опытом, интеллект стремится к знанию о мире как целостной реальности, с которой люди должны постоянно  считаться в формировании программ своего поведения.

Наука не может дать такое непостижимое знание, религия приписывает человеку программы поведения, которые определяются верой в сверхъестественное, и, наверно, только философии под силу удовлетворить  потребности мыслящего человека в создании целостной картины  мира и в осмыслении собственного назначения в этом мире. Ведь философия - это область духовной деятельности человека, в основе которой лежит  критическая рефлексия над самой  духовной деятельностью, над ее смыслом, целью и формами, и, в конечном счете - над выяснением сути самого человека как субъекта культуры, или, как уже сказано, естественного  отношения человека к миру.

Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских  проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так  называемые вечные вопросы, на которые  каждая эпоха старалась дать свои ответы.

Николай Бердяев в свою очередь  писал: 'Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия  является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предмет философии.

Термин “Философия” (φιλοσοφια) –происходит из древнегреческого языка и обозначает любовь к мудрости, стремление к познанию, к наукам. “Философос”– это человек, стремящийся к мудрости, к пониманию сути вещей.

Однозначное определение философии  устроило бы всех, но оно практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы [1]о философии — опыт самопостижения»1. В ней приведены высказывания о философии более 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход: 
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель). 
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев) 
«Философские проблемы становятся такими, если они стремятся под луч одной проблемы — конечного смысла». (М. Мамардашвили).

Во всех этих высказываниях прослеживается одна стержневая идея: философия предстает как мыслящее мировоззрение, вершинное выражение смыслов и ценностей, указание на  цель нашего пребывания в мироздании.

Философия — это такая область  духовной деятельности человека, которая  основывается на особом, философском  типе мышления и на самостоятельности  предмета философии.

Предмет любой науки - есть тот круг вопросов и проблем, которая она изучает. Первоначально (2,5 тыс. лет назад) предметом философии (т.н. натурфилософия): 
- изучение всего окружающего мира (как в целом, так и отдельных предметов и явлений (^ Земля, человек, животные, растения и т.д.), т.к. другие специальные науки еще не были развиты (астрономия, биология и др.).

Предмет философии (в современном понимании) - изучение мира в целом, общих принципов и закономерностей существования мира (природы, общества и человеческого мышления), познания мира и отношений человека и мира.

Философия как форма духовной активности возникла с появлением нового предмета и нового типа мышления — с перенесением основного внимания с идеи бога на человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего этот мир. С течением истории наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в глубине философского знания лежала эта установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выявление внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира

Герцен говорит: другие науки по сравнению с философией имеют  непроницаемый предмет в пространстве и во времени.

Гоббс указывает - предмет философии - всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью  научных понятий и которое  сравнимо с другими телами. С зарождения марксизма предметом философии  становится понятие «материя». Но если предмет определяется субъективным мышлением философа, то и объект философии определяется сознанием - говорит Фихте.

Предмет философии - это вещи, явления  или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая  в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом предметы философского знания могут быть:

1) материальными - вещи, явления,

2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Предмет - это реальность, которая  позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта. Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет  материален. Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые  не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и  представляют интересы философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии  тяготеет к познанию:

1) мира - философская антология и космология,

2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм,

3) общества - социальная философия.

Выделяют два уровня

- внутренний - микрокосмос,

- внешний - макрокосмос.

Один уровень без второго  не дает цельное представление о  личности. Но в связи с тем, что  философия выступает в роли методологии  познания, то она свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все подчинено единству всего  сущего (Гуссерль), 2) познание принципов  природы и отношения человека к ней с помощью определенных связей (Шлегель), 3) как спор человека с природой, захватывающий его  целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы бытьповсюду дома (Хайдеггер), 4) Философию можно рассматривать  как любовь к мудрости, где главное  учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом  или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания человека на земле (Бердяев), 5) В 20 гг. философия  все больше выражает личную и политическую свободу личности, где человек  рассматривает себя как частица  объективной воли, которую он познает  как свою собственную, т.е. через  объективную волю он идет к самопознанию (Гегель), 6) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).

Любая философия все равно характеризует  духовное основание мировоззрения  личности. Шопенгауэр призывал философов  к компромиссу. Предметом философии  нужно считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные  вопросы должны составлять круг интересов  других наук и в частности естествознания.

Но если мы будем рассматривать  предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим  единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается  в единстве и многообразии целого.

Но самым древним предметом  философии является:

1) проблема человека, куда входят  вопросы его природы и сущности, души тела, добра и зла, чести  и бесчестия, жизни и смерти  и предназначения существования,

2) выявление социальной сущности  человека, т.е. непосредственная  зависимость его общественных  структур привела к тому, что  предметом философии стали проблемы  общества.

Общественные отношения как  исторически сложившиеся формы  совместной деятельности людей.

Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философия  истории.

Но в качестве предмета философии  выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это  использовали философские школы  натуралистического и натурфилософского  направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии  есть определяющие, к которым относятся  проблемы человека, смысла и цели истории  и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы. К  определяемым относятся проблемы мира, знания, языка. К сопутствующим - проблемы натурфилософии.

Основные элементы системы  философского знания.

По мере того, как философия в  историческом развитии понимала свое содержание, определяла круг проблем, разрабатывала методы и способы  осмысления, ставила цель и задачу, складывалась дисциплинарная структура  философского знания. Уже античная философия, превращаясь в самостоятельную  систему знаний, приобретала свою внутреннюю структуру.

Этику и политику Аристотель относил  к практической философии, риторику и поэтику - к творческой. Теоретические  науки Аристотель ставил выше практических и творческих. У стоиков (IV в. д.н.е.) философия начиналась с логики. После  логики шла физика (учение о природе), а после физики - этика (учение о человеке, о путях его к мудрой осмысленной жизни). Однако, протоаристотелевая структура знания стала основой дисциплинарной схематизации философии в ее будущей истории.

То, что античные философы называли физикой, в философии последующих  столетий получило название онтологии (учение о бытии, или о первоначале  всего сущего). Онтология (от греч. Оntos - сущность и logos - учение) учение о бытии как таковое, о фундаментальных принципах и формах бытия. Человек живет в реальном мире, наполненном разнообразными вещами. Они рождаются и исчезают, разрушаются и восстанавливаются. Поэтому люди издавна ставят вопрос: что делает их всех живущими, позволяет им взаимодействовать и соединяться. Для определения источника жизни, того начала, которое дает какой-нибудь вещи возможность быть, существовать как множество, появляться, и возникло понятие Бытия.

Онтологические проблемы - это проблемы объективного бытия действительности, того нерушимого фундамента, над которым  выстраивается повседневная реальность, данная нам через органы чувств.

Для ранних греческих философов  поиски бытия - это поиски первовещества, из которой сделаны все без  исключения вещи (вода Фалеса, воздух Анаксимена, апейрон Анаксимандра, стихии Эмпедокла, огонь Гераклита, атомы Демокрита, семя Анаксагора). Проблема различия настоящего бытия и ненастоящего существования  оказалась актуальной в античном обществе (V-IV в. до н.э.), когда люди стали  утрачивать веру в  богов, начали разрушаться основы и нормы мира, главной реальностью которого были Боги и традиция. В противовес этому, философы Элейской школы разработали онтологию как учение о вечном, неизменном, едином, разумном бытии. Следовательно, человек находил в античном мире уверенность в том, что всё  будет подчиняться некоторому порядку.

Для средневековья бытие равно  Богу, потому, что именно Бог согласно с религиозным представлением все  творит и во всё вдыхает жизнь. Начиная с XVI-XVII в. проблема бытия рассматривалась как проблема материи с простором, временем, движением и  причинностью.

Второй раздел философского знания - теория сознания и теория познания (гносеология). Теория познания имеет свои истоки в стародавних философских учениях. Уже у античных мыслителей возникли вопросы о том, как человек сдерживает впечатления об окружающем мире, правдивы они или нет - можно ли вообще познать истину. По их мнению, если мы будем целенаправленно развивать свое теоретическое мышление, то обязательно подружимся с истиной.

Теория сознания - более поздняя, нежели гносеология, дисциплинарная область  философского знания. Она рассматривает  сознание как особую действительность, специфический регион бытия, где  законы иные, нежели природная реальность. Особо фундаментально идеи теории сознания начинают развиваться в конце XIX - начале ХХ столетия. Возникает учение феноменология, которое прямо ставит своей задачей изучать внутреннюю определенность сознания, то, что делает ее отличной от внешнего мира.

Информация о работе Предмет философии и специфика философского мышления