Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 14:52, контрольная работа
Термин "природа" имеет множество смыслов: это и все сущее, и окружающая нас объективная действительность, и материальный мир, и внутренняя закономерность, сущность предметов и явлений. Говорят
о природе социального, политического (например, природа государства). Природа – это совокупный объект естествознания.
Вариант №21. Природа как объект филосовского осмысления.
Термин "природа" имеет
множество смыслов: это и все
сущее, и окружающая нас объективная
действительность, и материальный мир,
и внутренняя закономерность, сущность
предметов и явлений. Говорят
о природе социального, политического
(например, природа государства). Природа
– это совокупный объект естествознания.
Естественные науки, совокупным объектом которых оказывается природа, изучают ее в универсальных, но достаточно конкретных проявлениях, например, в законах механики, электротехники, химии, биологии и т. д. Поэтому естествознание в состоянии дать нам знание о некоторых частях природы, а не природы как таковой. Наиболее общие знания о природе (например, знания о пространстве, времени, движении, причинности) разрабатываются в рамках философии и методологии науки. Такое понятие природы служит системообразующим, задает схему понимания и объяснения любого конкретного предмета и всей природы в целом. При этом, разумеется, что философское понимание природы основано на известных естественнонаучных знаний, а эти последние опираются на философские и методологические принципы.
Научно-технический прогресс
породил научно-техническую
Понятие "природа"
- одно из важнейших философских
понятий. Нельзя уяснить сущность многих
фундаментальных философских
1) природа в смысле естественной среды обитания человека и
2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности, так называемых естественных наук (естествознания).
В этих своих значениях термин "природа" восходит к латинскому слову "natura", которое было воспринято и усвоено практически всеми народами и языками христианского мира. Отсюда и "натуралисты" в смысле - исследователи ("испытатели") природы, и "натурализм" как философская позиция, подчеркивающая всегда особую значимость именно "природы" при рассмотрении и решении центральных философских вопросов бытия и познания, особенно бытия человека и человеческой культуры.
Более внимательный
анализ историко-философского, историко-научного
материала и материала, относящегося
к истории европейской культуры
в целом, показывает, что, во-первых,
термин "природа" имел и до сих
пор сохраняет и другие существенно
важные значения, а, во-вторых, за всеми
этими значениями (включая и общепринятые)
стоят глубокие идейные и культурно-
Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина "природа":
1) Природа в смысле
внутренних особенностей, сущности
той или иной вещи (явления,
системы и пр.). Наличие и специфика
этого значения становятся
2) Природа в смысле
сущего в целом, во всем
3) Природа как
материальное начало в самом
человеке. В этом смысле "природа",
"природное"
Эти значения выработаны задолго до отмеченных выше двух привычных нам сегодня значений термина "природа", которые появились на достаточно позднем этапе развития культуры и имеют свои конкретно-исторические и философские основания. Выпишем теперь эти отмеченные ранее два значения в общем перечне и в более точной формулировке:
4) Природа как
совокупность естественных
5) Природа как
объект специального научного
познания в рамках целого
Хотя понятие "природа"
в значении сущего в целом, космоса
сыграло важную роль в развитии философии,
особенно в античности, особое значение
в обсуждении философских проблем
оно обрело после осознания важности
таких противоположностей, как "природа
- культура" и "природа - дух". По
времени это совпадает с
Во второй половине XX века, однако, когда была осознана вся серьезность возможного глобального экологического кризиса и наивность любых крайних подходов к решению будущего человеческой культуры, стали вырабатываться более реалистические концепции и идеи: концепция коэволюции природы и общества, концепция устойчивого развития и другие. Столь же далеко идущие последствия имела и формулировка другой пары противоположностей - "природы" и "духа".
В ясной форме
она сформулирована уже в философии
Платона с его четким противопоставлением
"мира идей" "миру вещей". Этот
дуализм природы и духа был
воспроизведен в Новое время,
причем в двух наиболее влиятельных
философских системах - в учениях
Декарта и Канта. У Декарта
указанный дуализм существовал
в виде представления о двух субстанциях,
лежащих в основе каждой из этих
областей бытия, а именно субстанции
мыслящей и субстанции протяженной.
Кант же противопоставил, во-первых, природу
как царство необходимых
В настоящее время,
однако, все более осознается, что
именно современное развитие "наук
о природе", возникновение неклассических,
а затем и постнеклассических
научных концепций создает
Понимание природы совпадает с такими понятиями как Вселенная, материя, универсум. Именно в таком значении понятие “природы” может стать предметом схоластических спекулятивных, идеалистических философских рассуждений о наличии якобы “чистого бытия”, существующего вне социальной определенности. Наиболее ярко это проявилось в гегелевской трактовке природы, которая выступает второй главной формой существования “идеи”, которая после своей полной реализации в стихии “чистого мышления” производит самоотрицание и с необходимостью переходит в “инобытие”, которое внешне по отношению к ней: “Природа есть идея в форме инобытия”. При этом природа как простое отчуждение идеи оказывается не способной к развитию во времени, а способна лишь развертывать свое многообразие в пространстве.
Диалектико-материалистическая
философия подчеркнет, что характеристика
природы как объективной
Такое толкование природы как материального
бытия человека не только раскрывает
конкретно-историческую целостность
ее содержания и форм проявления (реализации,
развертывания), но и убедительно
демонстрирует материальное единство
мира, способность и возможность
самой природы как объективной
реальности развиваться в пространстве
и во времени; В своем развитии от простого
к сложному природа «проходит ряд ступеней,
которым соответствуют определенные структурные
уровни организации материи.
Согласно современным научным представлениям,
природа “представлена” в форме живой
(органический уровень строения материи)
природы. Можно сказать, что любой природный
объект (элементарная частица, атом, звезда,
планеты, клетка, биоценоз, популяция,
человек и т.д.) обладает сложной системной
организацией, выступает как определенная
целостность, связанная тончайшими нитями
с себе подобными или другими системными
образованиями.
Все уровни организации природы
связаны между собой
Понятие "природа" - одно из наиболее широких понятий. Явления и объекты природы - это и свет далеких звезд, и взаимопревращения мельчайших элементарных частиц, бескрайние просторы океана и простирающиеся рядом леса и луга, могучие реки. Это и бесконечное разнообразие жизни на Земле... Понятием «природа» охватывается все сущее, вся Вселенная, и в этом смысле оно близко к понятию материи: можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. Чаще, однако, это понятие употребляется в несколько более ограниченном и определенном смысле, обозначая всю совокупность естественных условий существования человека и человечества.
Понимание природы как
царства слепых, стихийных сил, как
хаоса, неподконтрольного
Таковы самые крайние, полярные точки
в воззрениях человека на природу. И каждая
из них, а также из множества возможных
промежуточных позиций находила реальное
воплощение в ходе развития человеческой
мысли и практических форм взаимодействия
общества с природой. Более того, их отголоски
бывают достаточно отчетливо различимы
и сегодня, когда вопрос о взаимоотношениях
общества и природы, о том, на каких началах
строятся и должны строиться эти взаимоотношения,
стал одним из ключевых вопросов для человечества.
В системе античного
мышления природа понималась как подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек
не столько противопоставлялся природе,
сколько мыслился как одна из ее частей.
У античных философов, как мы знаем, понятием
космоса, по существу, охватывалась вся
доступная человеческому разумению природа.
При этом космос противопоставлялся хаосу
- он трактовался как нечто не только всеобъемлющее,
но и организованное, закономерное и совершенное.
Идеалом, достойным мудреца, считалась
жизнь в согласии с природой. Этим, по существу,
обосновывалась и задача научного познания
природы, которая впервые была поставлена
античными мыслителями и решалась ими
в рамках натурфилософии, путем выдвижения
умозрительных догадок.
Совершенно другое понимание природы
сложилось в средневековой христианской
культуре. Здесь окружающая человека природа
рассматривалась как нечто сотворенное
богом и более низкое, чем сам человек,
поскольку только он в процессе творения
был наделен божественным началом - душой.
Более того, природа нередко мыслилась
как источник зла, которое нужно преодолеть
или подчинить, а жизнь человека при этом
выступала как борение божественного
начала - души с греховным природным началом
- телом. И это служило оправданием для
негативного отношения к природе и даже
обоснованием применяемого к ней насилия.
Природа понималась как нечто неодушевленное,
противостоящее человеку и человеческому
обществу.
Информация о работе Природа как объект филосовского осмысления