Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 17:52, контрольная работа
Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире и его отношение к миру, анализирует вопрос о том, чем человек может стать, развертывая свои возможности, каково в нем соотношение биологического и социального, что такое человек как личность, какова структура личности, в чем суть социально-психологических типов личности и т.п.
3. Смысложизненные устремления человеческого бытия.
Марксистская философия утверждает существование человека как уникальной материальной реальности. Но вместе с тем, в марксистской философии отмечается, что человечества как такового не существует. Живут и действуют конкретные люди. Существование отдельных представителей человечества фиксируется понятием «индивид ». Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д.
Понятие «индивид» в этом случае употребляется в значении «конкретный человек». При таком подходе мы абстрагируемся как от особенностей действия различных физико-психологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента и т. д.), так и от различия социальных условий жизнедеятельности человека. Однако полностью игнорировать действие этих факторов невозможно. Очевидно, что существуют большие отличия между жизнедеятельностью ребенка и взрослого человека, человека первобытного общества и человека более развитых исторических эпох. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития в марксистской философии наряду с понятием «индивид» используется и понятие «личность». Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он — исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же — итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств.
Использование понятий «индивид» и «личность» в таком контексте позволяет марксистской антропологии применить исторический подход к изучению человека, рассматривать как отдельного человека, так и человечество в целом, в процессе становления и развития. Каждый индивид, поскольку он является носителем всех биологических, психологических и социальных черт человека, выступает как субъект познавательной и общественно преобразовательной деятельности. Процесс формирования индивида — это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза, когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза, когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений.
Исторически человек первоначально существует как стадное животное, племенное существо. По мере развития, включения социальных факторов происходит обособление индивидов, начинают формироваться личности. В индивидуальном развитии человека происходит аналогичный процесс. Первоначально ребенок это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.
Но марксистская философия проводит различие между индивидом и личностью не только в плане их различного места в онтогенетическом и филогенетическом развитии человека. Она различает индивида и личность как особые типы социальности человека. Индивид характеризуется как доличностное существо, носитель предметно-традиционного действия и слитного родового сознания. Этот тип является доминирующим на заре формирования человечества, но имеет и широкое распространение в современном обществе. Индивид — это массовидное существо, то есть человек, который является носителем стереотипов массового сознания, массовой культуры. Человек который не хочет и не может выцеляться из общей массы людей, который не имеет своего мнения, своей
Природа человека и смысл его существования собственной позиции, который предпочитает в любых условиях действовать как все. Таких людей в избытке формирует тоталитарное общество, хотя и в демократических обществах существует достаточно предпосылок для формирования данного социального типа.
Понятие «личность» как особый социальный тип употребляется чаще всего как соотносительное с понятием «индивид», противоположное ему по своим основным характеристикам. В качестве первоначального качества личности называется ее автономность. Личность — это автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности не просто сознания, то есть мышления и воли, а самосознания, то есть самоанализа, самооценки, самоконтроля за своим поведением. Самосознание личности по мере своего развития трансформируется в жизненную позицию. Жизненная позиция представляет собой основанную на мировоззренческих установках и жизненном опыте готовность к действию, которая выступает прежде всего как готовность к пониманию личностью целей и смысла жизни.
Однако жизненная позиция сама по себе не реализуется в практику. Между жизненной позицией и практической деятельностью лежит воля. Поэтому воспитание воли — одно из важнейших условий формирования личности.
Способ реализации жизненной позиции — социальная активность, которая представляет собой процесс и способ самореализации личностью своей сущности. Социальная активность — показатель того, что представляет собой человек как субъект социальной деятельности, какого его отношение к окружающей действительности, к другим людям. Различие между человеком как индивидом и человеком как личностью определяется мерой реализации ими их человеческой сущности. Личность — это полноценный субъект предметно-преобразовательной и культурно-исторической деятельности. Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии со своими целями.
Вместе с тем, в марксистской философии подчеркивается, что абсолютной свободы личности нет и не может быть ни в каком обществе. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения. Личность может обрести относительную свободу, когда она" познает условия своего бытия, и овладеть ими. Поэтому в марксистской философии очень популярной была гегелевская формула: «Свобода — это познанная необходимость».
Со свободой марксистская философия теснейшим образом связывает ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.
Сопоставление понятий «человек», «индивид» и «личность» позволило нам подойти к одному из фундаментальнейших вопросов философской антропологии — вопросу о смысле человеческого существования. Человек — телесное существо. Природно-биологическая организация человека обусловливает с неизбежностью признания того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертен. Но смертен не человек как таковой, не человечество в целом. Вопрос о смертности человека как особого биологического вида может решаться только гипотетически в контексте рассмотрения глобальных проблем современности. Бесспорным является факт смертности конкретного человека, человеческого индивида. Продолжительность жизни индивида в зависимости от разных условий его существования колеблется, но находится в среднем в рамках 70—80 лет.
Усилия ученых направлены на максимальное продолжение человеческой жизни на основе трансплантации, технологии бионики, генной инженерии и т. д. И все же наука не снимает вопроса о смертности человеческого бытия.
Человек — единственное существо, которое осознает свою смертность. И это осознание неизбежности смерти ставит перед каждым человеком ряд важных мировоззренческих вопросов. Первый из них: может быть смерть неизбежна? Может быть, существует иной пласт существования? Может быть, существует возможность воскрешения из мертвых? Возможность перерождения в иные формы существования? и т. д. Религии мира дают положительный ответ на эти вопросы и в силу этого пользуются большой популярностью у людей.
Марксистская философия,
последовательно проводя
Но, не смотря на противоположные исходные установки, религиозное и материалистическое мировоззрение признает неизбежность прекращения земной формы существования человека. Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени.
На этой основе формируется
ценностная позиция человека. А это
означает, что из признания смертности человека органично
вытекает проблема смысла и цели жизни.
Если каждый индивид смертен, ради чего
он живет? Ради чего вообще стоит жить?
Есть ли какой-нибудь смысл человеческой
жизни? Религиозные учения утверждают,
что жизнь на Земле — очень важный этап
бытия индивида. Она для индивида имеет
собственную жизнь, ценность и значение.
Но главный смысл земного бытия индивида
состоит в том, чтобы подготовить его к
жизни вечной. Поэтому каждый человек
должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить
себе достойное место в «иной жизни». В
христианстве, например, земная жизнь
истолковывается как время «спасения
души», преодоление наследственного греха,
способ соединения человека с Богом.
Атеистические концепции
утверждают, что смысл человеческой
жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось
ранее, учили: живи, то есть удовлетворяй
свои потребности, обеспечивай биологическое
и духовное существование и радуйся. Перестанешь,
это делать, значит, тебя не будет, не будет
никаких переживаний, ни каких страстей.
Будет — ничто или, иначе говоря, для тебя
больше ничего не будет. Такая философская
позиция имеет свои положительные
черты, ориентируя человека на самоценность
его жизни. Но в ней очень слабо отражены
содержательные ориентиры жизненной позиции,
духовнонравственный критерии человеческой
жизни. Человеку, как правило, мало просто
жить. Ему хочется жить «для кого-то» и
«во имя чего-то». Безрелигиозный выбор
заставляет человека глубоко и серьезно
задуматься о своем месте в мире, в обществе,
среди людей. Марксистский подход к человеческой
жизни связан с признанием ее самоценности
и самоцельности. Но в отличие от эпикурейской
концепции он утверждает общественную
значимость человеческого бытия. Он подчеркивает
тот факт, что человек живет в обществе,
среди людей: окружающих, близких и далеких.
И в связи с этими людьми заключен его
реальный шанс на бессмертие и стимул
надежды. В их кругу индивиду дана возможность
самоосуществиться, обрести признательность,
благодарность, память о себе. Вечно живут
в нашей жизни великие ученые, композиторы,
писатели, поэты, борцы за свободу и счастье
человечества. Память о них вечна. Но память
о себе оставляют не только великие люди.
Все хорошее, доброе, нравственное, что
создал человек, остается с ближними, не
пропадает. Мы продолжаем жить в наших
детях, внуках, более дальних потомках.
Человек как личность, реализуя в своих
деяниях свой творческий потенциал, продолжает
жизнь в жизни человечества.
Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле? Почему в отличие от других природных существ он наделен всепониманием? Какова природа человека? Что определяет суверенность его духа? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни? Подобного рода вопросы в той или иной аранжировке обнаруживаются в философских текстах разных эпох.
В настоящем издании
сделана первая в советской литературе
попытка собрать и
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности, человек есть существо социальное. В тоже время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма.
Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.
Со стороны своей биологической природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом – набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. Задатки – это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).