Проблема свободы и ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 16:38, реферат

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является анализ свободы и ответственности личности.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что право на свободу означает, что каждый должен иметь возможность по своему усмотрению и по своей воле совершать любые действия и вести себя в рамках закона и не нарушения прав и свобод других людей. Еще в французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. отмечалось, что свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблема свободы и ответственности .docx

— 34.29 Кб (Скачать файл)

 

Все это составляет предмет  изучения многих наук, которые к  проблемам свободы подходят с  социологических, экономических, политических, психологических, юридических, нравственных, исторических, медико-биологических  и других позиций. Опираясь на данные частных наук, философы размышляют о свободе, синтезируя эти данные, выявляя ее объективации, сущность, содержательные элементы, мировоззренческие  аспекты, взаимосвязи и взаимозависимости  с социальной ответственностью, другими  проявлениями человеческой природы, общеисторические и социальные характеристики данного  феномена.

 

Второй крупный этап “шествия к свободе” связан с прогрессом в производительной силе труда, а следовательно, и со значительным увеличением массы изготавливаемых товаров, ростом рынка, который становится международным. Сама рабочая сила, или способность к труду, приобретает свободный, независимый характер, но в рамках вещных отношений, диктуемых собственниками средств производства.

 

Для достижения третьей ступени  в развитии свободы, именуемой свободной  индивидуальностью или свободной, неотчужденной, всесторонне и гармонично развитой личностью, требуется нечто  неизмеримо большее, чем то, что достигнуто ныне в эволюции социума и его  граждан.

 

Такая индивидуальность, будучи действительно, а не наполовину свободной, будет отличаться универсальным  развитием своих внутренних потенций, противоположным нивелированию  и обезличиванию людей. И, что  особенно важно, свободная индивидуальность явится в своей субстанции уже  не мерой свободы и независимости  человека от общества, а специфическим  критерием социальности, мерой связи и единства с обществом и природой.

 

Свобода воли должна быть осознанной, соизмеренной с волей других людей, их общностей; с правом - волей, возведенной  государством в закон. Волевая деятельность, волевые отношения людей в конечном счете детерминированы экономически и политически, но лишь в конечном счете. Реально они настолько самостоятельны и даже “самостийны”, что представляют собой относительно автономную сферу человеческой деятельности. Свобода воли - не идеалистическая “чепуха” и “лжепроблема”, а реальный фактор человеческого существования, общественной жизни.

 

Свободный человек принимает  решения по собственной воле. Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются  с волей и деятельностью других людей, групповыми и общественными  интересами? Так свобода и ответственность  личности становятся двумя взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга характеристиками ее бытия. Между тем сторонники абсолютной свободы воли полагают, что поскольку поведенческие поступки человека строго детерминированы внешними условиями и обстоятельствами, он не может и не должен нести ответственность за социальные последствия этих поступков. Считается, таким образом, что воля человека не может быть свободной при сохранении внешней детерминации: либо свобода, либо необходимость.

 

Свобода порождает добро, а несвобода, рабство во все времена  плодили зло.

 

Свобода и ответственность  представляются нам как противоположности. Нам говорят - без ответственности  не бывает свободы. Точнее нам говорят  еще жестче - ты хочешь свободы - но ты помни, что за это бывает. Нас пытаются ограничить, не дать поступать, как  мы хотим, проявлять свою свободу. И  ответственность здесь используется, как способ ограничения. В руках  тех, кто хочет нами владеть, ответственность - средство власти.

 

 Заключение 

 

Целью данной контрольной  работы выступал анализ свободы и  ответственности личности.

 

Были реализованы следующие  задачи:

 

1. Провести анализ литературы  по данной тематике.

 

2. Рассмотреть свободу  и ответственность личности.

 

3. Проанализировать современное  состояние вопроса свободы и  ответственности.

 

И в заключение необходимо отметить, что различие между свободами  человека и гражданина состоит прежде всего в том, что любой гражданин - это человек, но не каждый человек - гражданин. То есть эти понятия отличаются по своему объему. С свободами человека связаны такие слова, как "любой", "каждый человек", "никто", "все лица", а с свободами гражданина - "гражданин", "граждане данного государства", "правовой статус человека". Свобода гражданина существуют "здесь" и "сейчас", то есть на определенном этапе исторического развития данной страны. В каждом государстве конституция провозглашает и наделяет своих верноподданных определенными правами, свободами и обязанностями. Между государствами в этом отношении могут быть существенные отличия, особенно между демократическими и тоталитарными политическими системами.

 

Свобода же человека носят  всеобщий и универсальный характер, они присущи любому человеческому  существу, кем бы он ни был, где бы ни находился. Свобода человека - это  неотъемлемое, естественное свойство личности. Они составляют духовно-нравственную основу прав гражданина. В рамках определенного  государства и правовой системы  свобода гражданина выступают как  субъективные юридические права. Они  представляют собой вид и меру возможного поведения, предоставленную  законом гражданину страны в целях  удовлетворения его интересов.

 

Различия между свободами  человека и гражданина выражаются и  в том, что основная роль прав человека - обеспечение большей свободы  и формирование самобытной личности. Главное же значение прав гражданина состоит в унификации, гарантировании правового равенства различных  по своим индивидуальным особенностям людей.

 

Признание различий между  свободами человека и гражданина имеет важное теоретическое и  практическое значение. Их смешение, как  показывает исторический опыт, чревато  серьезными социально-политическими  потрясениями для общества. Это ярко проявилось во время Великой французской  революции, Октябрьской революции  в России и в последующий период, а также в условиях многочисленных современных этнических и религиозных  конфликтов и т.д.

 

Свобода и ответственность - это ЦЕЛОЕ. Они слиты воедино. Наш ум делит мир на противоположные  части, мир ума двоится. Мы легко  видим день и ночь, право и лево, конец и начало, жизнь и смерть, мужчину и женщину, верх и низ, плохое и хорошее, голод и сытость, тепло и холод - список бесконечен. Но ум не умеет видеть ЦЕЛОЕ, то есть ЕДИНСТВО этих противоположностей. А  единство их в том, что друг без  друга противоположностей не бывает. Отнимите у медали одну сторону - медаль ИСЧЕЗНЕТ, ее просто не будет. Противоположность  не может существовать без своего "антипода". Если нет тьмы - как  вы увидите свет?

 

 Список литературы 

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В.  Философия. - М., 2005.

 

2. Максимов А.М., Природа  человека и его свобода., 2005.

 

3. Лосский Н.О., Свобода воли. Избранное. - М., 2004.

 

4. Словарь философских  терминов. - М., 2005.

 

5. Философия в вопросах  и ответах. - М., 2005.


Информация о работе Проблема свободы и ответственности