Происхождение и сущность человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 10:02, контрольная работа

Краткое описание

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.
Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. Это и понятно: человек – это вселенная во Вселенной! [с113, 1]

Содержание

Понятие человека. 3-6 с.
Проблема антропогенеза (концепции происхождения человека). 7-14 с.
Природное, социальное и духовное измерения человека. 15-16 с.
Список литературы 17 с.

Вложенные файлы: 1 файл

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.doc

— 90.50 Кб (Скачать файл)


 

ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

по дисциплине  «Философия»

 

на тему: «Происхождение и сущность человека»

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

 

Выполнил:

 

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург, 2011г.

План

 

  1. Понятие человека.                                                                               3-6 с.
  2. Проблема антропогенеза (концепции происхождения человека). 7-14 с.
  3. Природное, социальное и духовное измерения человека.             15-16 с.

Список литературы                                                                                  17 с.                                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие человека.

 

Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек.

Д.Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и  к которому все должно возвращаться.

Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется  до смешного простым: в самом деле кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего, лучше  всего знакомо, оказывается и  самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. Это и понятно: человек – это вселенная во Вселенной! [с113, 1]

Человек по своей природе  многомерное и загадочное явление, скрывающее в себе тайну всех прекраснейших  вещей сущего мира. Именно эту мысль в ряде своих работ проводит Н.А. Бердяев, отмечая, что человек является величайшей загадкой в мире, он и сегодня хотел бы знать, «кто он, откуда он пришел и куда он идет». Это же мнение разделяет и другой мыслитель XX века М. Бубер, настойчиво подчеркивая: человек загадочен, необъясним, он представляет собой некую тайну, достойную удивления. С незапамятных времен человек знает о себе, что он предмет, достойный самого пристального внимания, но именно к этому предмету во всей его целостности, со всем, что в нем есть, он как раз И боится приступить».[3]

Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на ”препарирование” его. Философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их помощью выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, стать творцом собственной судьбы.

История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, в своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу – судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело, качественно противоположные друг другу как возвышенное и неизменное

[с 448, 2]

Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признания автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.

Идеалистическая философия XIX - начала XX в. Гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, в других же, напротив, - к иррациональному. Хотя понимание действительной сущности человека часто уже просматривалось в различных теориях, более или менее адекватно формулировалось теми или иными философами, например Гегелем, который рассматривал индивида в контексте социально-исторического целого как продукт деятельного взаимодействия, в котором происходит опредмечивание человеческой сущности и весь предметный мир вокруг человека есть не что иное, как результат этого опредмечивания, все-таки целостного учения о человеке еще не было.

[с 449, 2] 

Начиная с марксизма, человек становится в центр философского знания, от которого идут нити, связывающие  его через общество со всей необъятной Вселенной. Были заложены основные принципы диалектико-материалистической концепции человека, построение же гармоничного во всех отношениях здания цельной философии человека – это в принципе незавершимый процесс в человеческом самопознании, ибо проявления человеческой сущности крайне многообразны – это и разум, и воля, и характер, и эмоции, и труд, и общение… Человек думает, радуется, страдает, любит и ненавидит, постоянно к чему-то стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь им, устремляется к новым целям и идеалам.

Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного  предка в человека. В труде человек  постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобального изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинению контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности – интуицию.

Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях – как человек разумный и как человек общественный. Подчеркивая универсальность социального начала в человеке,    К. Маркс писал: “…сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений.” Такое понимание человека подготовлялось уже в немецкой классической философии. И. Г. Фихте считал, например, что понятие человека относится не к единичному человеку, ибо такового нельзя помыслить, а только к роду. Л. Фейербах, создавший материалистическую концепцию философской антропологий, послужившую исходным началом для рассуждений Маркса о человеке, его сущности, тоже писал, что изолированного человека не существует. Понятие человека непременно предполагает другого человека, или точнее, других людей, и только в этом отношении человек есть человек в полном смысле этого слова.

Таким образом, человек  является, общностью всего человечества, всех людей живущих на Земле, объединенных единой целью спасения нашей планеты от угрозы ее уничтожения. Это первый аспект понимания человека. Второй его аспект связан с представлением о нем как единстве природного (биологического) и общественного (социального).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблема антропогенеза (концепции происхождения человека).

 

Человек — сложная  целостная система, которая в  свою очередь является компонентом  более сложных систем — биологической и социальной. Это обусловлено тем, что он — существо как биологическое, так и социальное. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру.

 Первый вопрос, на который  следует ответить, заключается в том, как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза. Причем термин «проблема» здесь как нельзя более кстати, ибо перед наукой стоит действительно актуальная задача, требующая решения.

 Сразу оговоримся: мы оставляем  в стороне различного рода  мистические и фантастические  концепции объяснения происхождения человека и будем рассматривать научное решение этого вопроса, опирающееся на современное естествознание, хотя в данном случае антропогенез в нынешней научной картине мира предстает как процесс со многими неизвестными. Это объясняется тем, что, по словам блестящего философа, биолога, палеонтолога и антрополога П. Тейяра де Шардена, человек является «осью и вершиной эволюции» мира и «расшифровать человека, значит, в сущности, попытаться узнать, как образовался мир и как он должен продолжать образовываться».

 До XIX в. в европейской мысли  господствовала теистическая антропологическая  концепция, согласно которой мир  появился в результате акта  божественного творения по принципу: «И сказал Бог: да будет... и  стало...». Это же относится и к акту творения человека. В Библии сказано: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его: мужчину и женщину сотворил их». Согласно данной концепции, мир не имеет развития в истории. Прошлое и будущее являются точно такими же, как настоящее. Это полностью относится и к человеку. Мир появился потому, что так сказал Бог. Вот единственная причина его сотворения. Таким образом, в приведенной концепции отсутствует то главное, что делает эту теорию научной, — объяснение естественных причин и закономерностей появления и развития мира и человека.

 Интенсивное научное осмысление  проблемы антропогенеза началось  в XIX в., И главное достижение  в этой области было связано с утверждением эволюционной теории. Так, уже в 1795 г. шотландский ученый, геолог Дж. Геттон сформулировал теорию эволюции геологических формаций. Он представил геологическую историю Земли как повторение циклов разрушения одних континентов и возникновения других, указав при этом на сходство современных и древних геологических процессов.

 Вслед за ним в 1796 г.  французский астроном, математик  и физик П. С. Лаплас предложил  свою космогоническую гипотезу  происхождения Солнечной системы  (гипотеза Лапласа). Хотя следует иметь в виду, что задолго до него подобная гипотеза была сформулирована немецким философом И. Кантом.

 В том же году дед знаменитого  Ч. Дарвина, английский врач  и натуралист Э. Дарвин, опубликовал  теорию эволюции жизни в виде  эпической поэмы «Зоономия». В ней в натурфилософской форме он развивал представления об эволюции животных под влиянием внешней среды.

 Значительный вклад в утверждение  эволюционизма внес и предшественник  Ч. Дарвина французский естествоиспытатель  Ж.Б. Ламарк. Он создал достаточно целостную концепцию эволюции живой природы, согласно которой виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Ламарк провозгласил принцип эволюции всеобщим законом живой природы, хотя и не вскрыл ее подлинных причин. Одновременно с немецким ученым Г.Р. Травиранусом он ввел термин «биология».

 Таковы были естественно-научные  предпосылки возникновения эволюционной  теории Ч.Дарвина, опубликовавшего в 1859 г. свой знаменитый труд «Происхождение видов путем естественного отбора». В этой работе на основе обобщения результатов собственных наблюдений и достижений биологии и селекционной практики он вскрыл основные факторы и причины эволюции органического мира. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин выдвинул гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка.[5]

 Дарвин преодолел однолинейный  детерминизм Ламарка и показал,  что эволюция в органическом мире осуществляется в результате трех основных факторов: изменчивости, наследственности и естественного отбора. Изменчивость является основой образования новых признаков в строении и функциях организмов.[с 12, 4] Наследственность закрепляет их. Под воздействием естественного отбора в процессе борьбы за существование устраняются организмы, которые не могут приспособиться к условиям жизни. Благодаря этому единому процессу организмы в результате эволюции накапливают все новые приспособительные признаки, что и ведет в конечном счете к образованию новых видов.

 Таким образом,  Дарвин установил движущие силы  эволюции органического мира  и объяснил естественно-научным  путем процесс становления и  развития биологических видов. Его теория дата причинное объяснение развития видов и тем самым изложила основы научной концепции эволюции. С тех пор стало ясно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

 Однако, разработав  теорию естественного происхождения  человека, он не включил в нее  влияние социального фактора  на его развитие. Кроме того, в  теории Дарвина отсутствует качественное отличие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

Информация о работе Происхождение и сущность человека