Пространство и время как философские категории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 22:30, реферат

Краткое описание

Пространство и время принадлежат к числу категорий, разработка которых имеет большое значение не только для развития марксистской философии, но и для развития науки, искусства, практики, человеческой культуры в целом. От того, как человек воспринимает, осмысливает пространственно-временные аспекты окружающего мира, как он относится к пространству и времени, во многом зависит эффективность и целенаправленность его деятельности. Мировоззренческое осознание пространственно-временного фактора в жизнедеятельности общества позволяет глубже проанализировать структуру и динамику общественного сознания. Необходимость выявления качественной специфики нынешнего периода общественного развития и осознания принципиальных изменений как внутри страны, так и па международной арене требует выработки новых пространственно-временных ориентации. Анализ «включенности» этих ориентации в процесс практической деятельности, их неоднозначного и противоречивого характера позволяет глубже рассмотреть сложнейшие механизмы формирования и функционирования коммунистического мировоззрения трудящихся. Актуальность этой проблемы трудно переоценить в условиях ускорения социально-экономического развития нашей страны, цель которого вывести социализм на качественно новые рубежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...1
1. Пространство и время как философские категории……………………….2-4
2. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени…………………………………………………………………………5-10
3. Основные свойства пространства и времени……………………………10-12
4. Сущность социально-экономического пространства и времени и их особенности на современном этапе…………………………………………12-18
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы………………………………………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Пространство.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)
n="justify">     Важно учитывать, что мировоззренческие  категории, в том числе и категории  пространства, не просто отражают общественное бытие, но и активно воздействуют на общественную жизнь. Они функционируют в качестве своеобразной матрицы, в соответствии с которой в определенные эпохи воспроизводится свойственный им образ жизни людей. Действуя в соответствии с этой матрицей, усвоив содержащееся в ней понимание пространства, человек своей реальной деятельностью воспроизводит определенные типы отношений социального пространства, включающие не только отношения предметов, но и их связи с человеком.

     Чтобы понять особую природу социально-экономического пространства как объективно существующего, важно выработать представление о целостной системе общественной жизни. Эта система включает в качестве своих компонентов предметный мир, который человек создает и обновляет в своей деятельности, самого человека и его отношения к другим людям, состояния человеческого сознания, регулирующие его деятельность. Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей - мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов - все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами по себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.

     Например, в пространстве городской архитектуры  выражены особенности производственной жизни и быта людей того или иного этапа истории общества, специфика их социальных связей (города античной эпохи непохожи в своей пространственной композиции ни на города средневековья, ни на современные), особенности этнических и национальных традиций (одна и та же эпоха дает множество образцов городской архитектуры разных народов: неповторимы Лондон или Париж; китайские и индийские города несут на себе печать национально уникальных черт)21. Историческое развитие меняет городскую пространственную среду, и новые пространственные формы как бы наслаиваются на прежние, видоизменяя их.

     Специфика социального пространства тесно  связана со спецификой социального  времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как  бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов.

     Социальное  время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически  возникающих преобразований в жизни  людей. На разных стадиях общественного  развития ритмы социальных процессов  были замедленными. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций22. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.

     Идея  направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной эпохе с ее бурно развертывающимся научно-техническим прогрессом. Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса. В переломную неспокойную эпоху разное спрессовывание исторического времени, его насыщение порой неоднозначными событиями происходит в значительно большей степени, чем в периоды относительно спокойного развития.

     Социальное  время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно  возникает как наложение друг на друга различных временных  структур. Здесь можно выделить также  и время индивидуального бытия  человека, которое определяется протеканием  различных социально и индивидуально значимых для него событий.

     Проблема  полиструктурности социального  пространства-времени, его изменения  на различных этапах человеческой истории  является предметом дискуссий и  обсуждений в философской литературе. Особую важность приобретает анализ пространственно-временной структуры на разных этапах истории общества, изучение механизма ее изменения и развития.  
 
 
 
 

     Заключение

     По  моему мнению, проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти. Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.

     Прошлый век - век бурного развития науки  был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными. Тем не менее, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым. Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна, – «пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы:

  1. Алексеев П.В., Панин А.В., «Философия», учебник, 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003.
  2. Капра Ф., «Дао физики. Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока», перевод с англ. под ред. В.Г. Трилиса, СПб: Орис, 1994.
  3. Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. - М.: Наука, 1985.
  4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2005 год.
  5. Философия: Учебник для вузов. / Под ред. В.Н. Лавриенко В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2002 год.
  6. «Философский энциклопедический словарь», М.: Советская энциклопедия, 1983 г.
  7. Франкфорт Г., Франкфорт Г. А., Уилсон Дж., Якобсон Т. В преддверии философии. М., 1984.

Информация о работе Пространство и время как философские категории