Психоаналитическая философия Фрейда, Юнга, Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:22, реферат

Краткое описание

Психоаналитическая философия, эмпирической базой которой является психоанализ, продолжает и углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих позиций стремится объяснить личностные, культурные и социальные явления.
Многочисленные суждения различных авторов, чаще всего западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения.

Содержание

Введение…………………………………………………………….3-4
Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-9
Психоаналитическая философия Юнга……………………10-13
Психоаналитическая философия Фромма…………………14-17
Заключение………………………………………………………….18-19
Список использованной литературы………………………………20

Вложенные файлы: 1 файл

Психоаналитическая философия Фрейда Юнг Форма.docx

— 42.34 Кб (Скачать файл)

     Психоаналитическая  философия Фрейда, Юнга, Фромма 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

     Введение…………………………………………………………….3-4

  1. Психоаналитическая философия З. Фрейда……………….5-9
  2. Психоаналитическая философия Юнга……………………10-13
  3. Психоаналитическая философия Фромма…………………14-17

     Заключение………………………………………………………….18-19

     Список  использованной литературы………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Известно, что главным регулятором человеческого  поведения служит сознание. Фрейд  открыл, что за покровом сознания скрыт  глубинный, "кипящий" пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с  тем, что эти неосознаваемые переживания  и мотивы могут серьезно отягощать  жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это  направило его на поиски средств  избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Фрейдовская теория во многих странах прочно вошла в учебники по психологии, психотерапии, психиатрии.

     Психоаналитическая  философия, эмпирической базой которой  является психоанализ, продолжает и  углубляет иррационалистические тенденции "Философии жизни", со своих  позиций стремится объяснить  личностные, культурные и социальные явления.

     Многочисленные  суждения различных авторов, чаще всего  западных, о психоанализе свидетельствуют о наличии разноплановых, иногда противоположных точек зрения на существо фрейдовского учения.

     Э.Фромм (1900—1980) - самый видный представитель психологии неофрейдизма. Разработал концепцию «гуманистического психоанализа». К психоанализу Фромм пришел после завершения образования социолога. Главное открытие связано с признанием социальной обусловленности теории и терапии психоанализа. «В противоположность точке зрения Фрейда анализ, предложенный в этой книге, основан на предположении, что ключевой проблемой психологии является особого рода связанность индивида с внешним миром, а не удовлетворение или фрустрация тех или иных человеческих инстинктивных потребностей.

     Аналитическая психология — одна из школ глубинной  психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским  психологом Карлом Густавом Юнгом. Юнг предложил достаточно обширную и впечатляющую систему взглядов на природу человеческой психики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Психоаналитическая  философия З. Фрейда
 

     Зигмунд Фрейд – австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа.

     Многие  западные, да и российские исследователи  утверждают, что психоаналитическое учение Фрейда основывается на фактах клинического наблюдения за истерическими  больными и рассмотрении основателем  психоанализа собственных сновидений. Истоки психоанализа лежат, по их убеждению, в психиатрических, физиологических  концепциях конца XIX века. Что касается философских идей, то они не оказали  никакого влияния на Фрейда, ибо  он не только с предубеждением относился  к абстрактным размышлениям философов, но и фактически никогда не обращался  к философским трактатам.

     Другие  исследователи считают, что некоторые  философские идеи вполне могли оказать  воздействие на становление различных  психоаналитических концепций.

     Среди философов, размышления которых  о человеке дали толчок к формированию учения Фрейда, называются имена Аристотеля, Платона, Шопенгауэра, Ницше и др.

     Важно отметить, что далеко не все теоретики  разделяют некогда созданный  и ныне поддерживаемый миф об исключительно  естественнонаучных предпосылках психоанализа. Разумеется, выдвижение Фрейдом психоаналитических идей сопровождалось переосмыслением распространенных в конце XIX века методов лечения истерических больных. Однако, было бы неверным соотносить истоки возникновения психоаналитического учения Фрейда с его врачебной практикой, с теми идеями и теориями, которые были им почерпнуты из неврологии, физиологии и иных естественнонаучных дисциплин.

     В этом отношении можно согласиться  с высказыванием С. Цвейга: "Фрейд  исходит из медицины не в большей  степени, чем Паскаль из математики и Ницше из древнеклассической филологии. Несомненно, этот источник сообщает его работам известную окраску, но не определяет и не ограничивает их ценности".

     Теоретики психоаналитической ориентации долгое время рассматривали Фрейда как  ученого, впервые открывшего сферу  бессознательного и, тем самым, совершившего переворота науке.

     Подобные  представления являются распространенными, но весьма далекими от истинного положения  дел. Так для некоторых учений, возникших в рамках древнеиндийской  философии, было характерным признание  существование "неразумной души", "неразумной жизни", протекающей  таким образом, что человеку становятся "неподвластны чувства".

     В ведийской литературе Упанишад говорится  о "пране", представляющей собой жизненную энергию, которая является изначально бессознательной. Буддийское учение также исходит из признания наличия несознательной жизни.

     Будучи  знаком с философией Платона, Фрейд  мог почерпнуть оттуда представления  о бессознательном, т.к. Платон размышляет о проблеме неосознанного знания человека. Да и другие темы, развиваемые в рамках древнегреческой философии и вплотную примыкавшие к проблеме бессознательного, будь то сновидения или побудительные мотивы деятельности человека, не могли не заинтересовать основателя психоанализа.

     Не  случайно, при обосновании или  оправдании своих психоаналитических постулатов он, хотя и не часто прибегал к авторитетам Эмпедокла и  Аристотеля.

     В философии XVII-ХVIII столетий на передний план осмысления выдвинулись вопросы, связанные с пониманием природы  психики, определением роли и места  сознания в человеческой жизни. Одним  из основных был вопрос о том, следует  ли рассматривать человеческую психику  как наделенную исключительно сознанием, можно ли допустить наличие в  ней чего-то такого, что не обладает свойствами сознательности, или же часть процессов, происходящих автоматически, бессознательно и спонтанно, следует вынести за пределы психической жизни человека.

     Таким образом, еще до Фрейда многие философы обращались к проблеме бессознательного и их идеи, несомненно, оказали влияние  на становление психоаналитического  учения Фрейда и, хотя Фрейда чаще рассматривают  как психиатр, его философского наследия нельзя недооценивать. Э. Фромм в своей работе "Психоанализ и религия" писал: "... Фрейд, последний великий представитель рационализма Просвещения и первый, кто показал его ограниченность. Он осмелился прервать песни триумфа, которые распевал чистый интеллект, Фрейд показал, что разум ценнейшее и человечнейшее из качеств человека сам подвержен искажающему воздействию страстей".

     Специфика психоаналитической философии состоит  в том, что во внимание принимается  только психологическое значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом осмысления, не входят в  остов психоаналитического учения. Другая его особенность заключается в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию всего человеческого бытия. Обращаясь к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить картезианские представления о тождестве человеческой психики с сознанием.

     Фрейд считал, что каждый человек является противником культуры. Развивая это положение, некоторые его последователи попытались свести агрессивность индивида по отношению к природе и культуре в целом к иррациональным наклонностям человека, возникающим в глубинах человеческой психики и переносимым на внешний мир.

     Выступая  против метафизического понимания  бытия человека в мире, психоаналитическая философия Фрейда противостоит двум крайним философским позициям: предельному  рационализму, выводящему эмпирической существование индивида из абсолютной идеи или мирового духа, с одной  стороны, и мистическому рационализму, растворяющему человеческое существо в слепой воле или бессознательном  начале, стоящем вне, помимо и за человеческим бытием как таковым, с  другой.

     Фрейд не приемлет ни объективно-идеалистического понимания, ни субъективно-идеалистического толкования мира в их крайне выраженных формах. Первое отметается им по причине  того, что он признает материальность мира, существующего объективно, независимо от какого-либо духа, парящего над реальностью  и творящей из Я. Фрейд исходит  из реальности внешнего мира, считая, что будучи независимым от познающего его субъекта, этот мир может раскрыться перед человеком в процессе научного познания. Он не вступает в открытую полемику с теми философами, которые интерпретируют мир с объективно или субъективно-идеалистических позиций.

     Специфика психоаналитической философии состоит  в том, что во внимание принимается  только психологическое значение внешнего мира. Все другие составляющие не являются предметом осмысления, не входят в  остов психоаналитического учения. Другая его особенность заключается  в том, что основным объектом исследования у Фрейда становится специфическая  форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера  психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, оказывающие воздействие на организацию  всего человеческого бытия. Обращаясь  к осмыслению психической реальности, Фрейд пытается переосмыслить картезианские  представления о тождестве человеческой психики с сознанием. 

     Для Фрейда быть сознательным - значит иметь  непосредственное и надежное восприятие. Говоря же о восприятии в сфере  бессознательного, он сравнивает восприятие сознанием бессознательных процессов  с восприятием органами чувств внешнего мира. Причем Фрейд исходит из тех  уточнений, которые были внесены  Кантом в понимание данной проблемы.

     Итак, психоаналитические идеи органически  вписываются в концептуальные построения ведущих представителей франкфуртской  школы. Каждый из них по-своему пытается переосмыслить психоаналитические концепции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1. Психоаналитическая  философия Юнга
 

     Аналитическая психология — одна из школ глубинной  психологии, базирующаяся на понятиях и открытиях в области человеческой психики, сделанных швейцарским  психологом Карлом Густавом Юнгом (1875-1961). Среди теоретиков и практиков психоанализа Карл Густав Юнг занимает совершенно особое положение. Недаром он, чтобы и терминологически отмежеваться, называет свое учение аналитической психологией.

     Юнг предложил достаточно обширную и  впечатляющую систему взглядов на природу  человеческой психики. Его труды  — двадцать томов неполного собрания сочинений, выпущенного на немецком и английском языках  — включают глубоко разработанную теорию структуры  и динамики психического — сознательного  и бессознательного, — обстоятельную  теорию психологических типов и  детальное описание универсальных  психических образов, берущих свое начало в глубинных пластах бессознательной  психики. Шестой том этого собрания целиком посвящен психологической  типологии.

     Юнг начал работать над «Психологическими  типами» после своего окончательного разрыва с Фрейдом, когда он вышел  из Психоаналитической ассоциации и  оставил кафедру в Цюрихском университете. Этот критический период (с 1913 по 1918 г.) болезненного одиночества, который сам Юнг позже определил как «время внутренней неуверенности», «кризис середины жизни», оказался интенсивно насыщен образами собственного бессознательного, о чем он впоследствии и написал в автобиографической книге «Воспоминания, сновидения, размышления». Там, среди прочего, есть и такое свидетельство.

     «Эта  работа возникла первоначально из моей потребности определить те пути, по которым мои взгляды отличались от взглядов Фрейда и Адлера. Пытаясь  ответить на этот вопрос, я натолкнулся  на проблему типов, поскольку именно психологический тип с самого начала определяет и ограничивает личностное суждение. Поэтому моя книга стала попыткой заняться взаимоотношениями и связями индивида с внешней средой, другими людьми и вещами. В ней обсуждаются различные аспекты сознания, многочисленные установки сознательного разума к окружающему его миру, и, таким образом, конституируется психология сознания, из которой просматривается то, что можно назвать клиническим углом зрения».

Информация о работе Психоаналитическая философия Фрейда, Юнга, Фромма