Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 15:36, реферат
Пьер Абеляр (1079 - 1142) один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели- трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира.
Введение.................................................................................................................3
1. Биография...........................................................................................................5
2. Творчество Пьера Абеляра...............................................................................8
3. Учение Абеляра о нравственности христианина………………………….11
Заключение...........................................................................................................13
Список использованных источников.................................................................15
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Кафедра гуманитарных дисциплин
по дисциплине «Философия»
на тему «П. Абеляр о нравственности христианина»
Выполнил: О. К. Ким, студент 2-го курса
заочной формы обучения
факультета таможенного дела
группаТ121ЗСс
Проверил:_____________________
(инициалы, фамилия преподавателя)
______________________________
(уч. степень, уч. звание)
Оценка:_______________________
Подпись:______________________
« » ____________ 2013 г.
Люберцы
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Биография.....................
2. Творчество Пьера Абеляра......
3. Учение Абеляра о нравственности христианина………………………….11
Заключение....................
Список использованных источников....................
ВВЕДЕНИЕ
Пьер Абеляр (1079 - 1142) один из замечательнейших представителей духовной жизни средних веков. Современники любили называть его Сократом Галлии, Платоном Запада, Аристотелем своей эпохи, новые писатели- трубадуром философии, странствующим рыцарем диалектики. При жизни он был осужден как еретик церковью, которая впоследствии, однако, положила большинство его сочинений в основу своей науки. Он славился также как поэт и музыкант, наконец, как герой трогательного романа, сделавшего имя его возлюбленной Элоизы популярным далеко за пределами ученого мира.
Пьер Абеляр был незаурядной личностью. Его жизнь и творчество наполнены триумфами и драмами, успехами и неудачами, о чем свидетельствует его автобиография - исповедь "История моих бедствий". Взгляды Абеляра на проблему универсалий прошли определенную эволюцию. Сначала Абеляр был крайним номиналистом, затем, заставив Гильома изменить свои взгляды, сам приблизился к реализму.
В целом же, в этическом
учении Абеляра постоянно проводится
мысль о том, что мораль, нравственность
являются следствием разума, практическим
воплощением разумных убеждений
человека, которые, в первую очередь,
и заложены в человеческое сознание
Богом. И с этой точки зрения, Абеляр
впервые обозначил этику как
практическую науку, называл этику
“целью всех наук”, ибо в конечном
итоге всякое знание должно находить
свое выражение в моральном
1. Биография
Пьер Абеляр родился в
деревушке Пале близ Нанта, в провинции Бретань.
Первоначально предназначен был для военной
службы, но непреодолимая любознательность
и в особенности стремление к схоластической
диалектике побудили его посвятить себя
изучению наук. В юном возрасте слушал
лекции Иоанна Росцелина, основателя номинализма.
В 1099 году прибыл в Париж, чтобы учиться
у представителя реализма -
Однако вскоре стал соперником и противником своего учителя: с 1102 года Абеляр уже сам учил в Мелюне, Корбеле и Сен-Женевьеве, и число его учеников все более и более возрастало. В итоге, он приобрёл себе непримиримого врага в лице Гийома из Шампо. После того как последний был возведён в звание шалонского епископа, Абеляр в 1113 году принял управление училищем при церкви Богоматери и в это время достиг апогея своей славы. Он был учителем многих знаменитых впоследствии людей, из которых наиболее известны: папа римский Целестин II, Пётр Ломбардский и Арнольд Брешианский.
Абеляр был всеми признанный глава диалектиков и ясностью и красотой своего изложения превзошёл прочих учителей Парижа, тогдашнего средоточия философии и богословия. В то время в Париже жила 17-летняя племянница каноника Фульбера Элоиза, славившаяся красотой, умом и познаниями. Абеляр воспылал страстью к Элоизе, ответившей ему полной взаимностью. Благодаря Фульберу Абеляр стал учителем и домашним человеком у Элоизы, и оба влюблённых наслаждались полным счастьем, пока об этой связи не узнал Фульбер. Попытка последнего разлучить любовников привела к тому, что Абеляр переправил Элоизу в Бретань, в отчий дом в Пале. Там она родила сына Пьера Астролябия (1118-около 1157) и, хоть и не желая этого, втайне повенчалась. Фульбер заранее дал согласие. Вскоре, однако, Элоиза вернулась в дом дяди и отказалась от брака, не желая препятствовать Абеляру в получении им духовных званий. Фульбер же из мести приказал оскопить Абеляра, дабы таким образом по каноническим законам ему преграждён был путь к высоким церковным должностям. После этого Абеляр удалился простым монахом в монастырь в Сен-Дени, а 18-летняя Элоиза постриглась в Аржантейле. Позднее благодаря Петру Достопочтенному их сын Пьер Астролябий, воспитанный младшей сестрой отца Денизой, получил место каноника в Нанте.
Недовольный монастырскими порядками, Абеляр по совету друзей возобновил чтение лекций в Мезонвильском приорстве; но враги вновь стали возбуждать против него преследования. Его сочинение «Introductio in theologiam» было предано в 1121 году сожжению на соборе в Суассоне, а он сам осуждён на заточение в монастыре св. Медарда. С трудом получив разрешение проживать вне монастырских стен, Абеляр покинул Сен-Дени.
Абеляр стал отшельником в Ножан-сюр-Сэн и в 1125 году выстроил себе в Ножане на Сене часовню и келью, названные Параклетом, где поселились после назначения его аббатом в Сен-Жильдас-де-Рюж в Бретани Элоиза и её благочестивые сестры по монашеству. Освобождённый наконец папой от затрудняемого ему кознями монахов управления монастырём, Абеляр наставшее время спокойствия посвятил пересмотру всех своих сочинений и преподаванию в Мон-Сен-Женевьев.
Его противники с Бернардом Клервоским и Норбертом Ксантенским во главе достигли наконец того, что в 1141 году на соборе в Сансе его учение было осуждено и приговор этот утверждён папой с приказанием подвергнуть Абеляра заточению. Однако аббату в Клюни, преподобному Петру Достопочтенному, удалось примирить Абеляра с его врагами и с папским престолом.
Абеляр удалился в Клюни, где умер в монастыре Сен-Марсель-сюр-Сон в 1142 году в Жак-Марине.
Тело Абеляра перевезли в Параклет, а затем похоронили на кладбище Пер-Лашез в Париже. Рядом с ним затем была похоронена его возлюбленная Элоиза, которая умерла в 1164 году.
История жизни Абеляра описана в его автобиографии «Historia Calamitatum» («История моих бедствий»).
2. Творчество Пьера Абеляра
Основной принцип его
философских исканий был
Основные произведения Абеляра: "Да и нет", "Познай самого себя", "Диалог между философом, иудеем и христианином", "Христианская теология" и др. Он был широко образованным человеком, знакомым с произведениями Платона, Аристотеля, Цицерона, с другими памятниками античной культуры.
Главная проблема в творчестве
Абеляра - соотношение веры и разума,
эта проблема была основной и для
всей схоластической философии. Абеляр
отдавал предпочтение разуму, знанию
перед слепой верой, поэтому вера
у него должна иметь рассудочное
обоснование. Абеляр - ревностный сторонник
и адепт схоластической логики, диалектики,
которая в состоянии
Согласно Абеляру, диалектика должна состоять в том, чтобы подвергать сомнению утверждения авторитетов, в самостоятельности философов, в критическом отношении к теологии.
Взгляды Абеляра осуждены церковью на Суассоиском соборе (1121), и по его приговору он сам бросил свою книгу "Божественное единство и троичность" в огонь. (В этой книге он доказывал, что существует лишь один-единственный Бог-отец, а Бог-сын и Бог-дух святой- лишь. проявления его могущества.)
В произведений "Диалектика" Абеляр излагает свои взгляды по проблеме универсалий. Он пытался примирить крайне реалистические и крайне номиналистические позиции. Крайнего номинализма придерживался учитель Абеляра Росцелин, а крайнего реализма - тоже учитель Абеляра - Гильом из Шампо. Росцелин полагал, что существуют лишь единичные вещи, общего вообще не существует, общее - это лишь названия. Гильом из Шампо, наоборот, считал, что общее существует в вещах как неизменная сущность, а единичные вещи лишь привносят индивидуальное разнообразие в единую общую сущность. Абеляр полагал, что человек в процессе своего чувственного познания вырабатывает общие понятия, которые выражаются в словах, имеющих тот или иной смысл. Универсалии создаются человеком на основе чувственного опыта посредством абстрагирования в уме тех свойств вещи, которые общи для многих предметов. В результате этого процесса абстрагирования происходит образование универсалий, которые существуют лишь в уме человека. Такая позиция, преодолевающая крайности номинализма и реализма, впоследствии получила название концептуализма. Абеляр выступал против схоластических умозрительных и идеалистических спекуляций в отношении знания, существовавших в то время.
В произведении "Диалог между философом, иудеем и христианином" Абеляр проводит идею веротерпимости. Он доказывает, что каждая религия содержит в себе зерно истины, поэтому христианство не может считать, что она единственно истинная религия. Только философия может достичь истины; она направляется естественным законом, который свободен от всевозможных священных авторитетов. В следовании естественному закону и состоит нравственное познание. Кроме этого естественного закона, люди следуют еще всевозможным предписаниям, но они лишь ненужные добавления к естественному закону, которому следуют все люди, - совести.
Этические воззрения Абеляра изложены в двух произведениях -"Познай самого себя и "Диалоге между философом иудеем и христианином". Они находятся в тесной зависимости с его теологией. Основной принцип этической концепции Абеляра - утверждение полной моральной ответственности человека за свои поступки - как добродетельные, так и греховные. Такое воззрение - продолжение абеляровской позиции в области гносеологии, подчеркивание субъективной роли человека в познании. Деятельность человека определяется его намерениями. Сам по себе ни один поступок не является ни добрым, ни злым. Все зависит от намерений. Греховный поступок - такой, который совершен в противоречии с убеждениями человека.
В соответствии с этими своими убеждениями Абеляр полагал, что язычники, которые преследовали Христа, не совершали никаких греховных действий, так как эти действия не находились в противоречии с их убеждениями. Не были греховны и античные философы, хотя и не являвшиеся сторонниками христианства, но действовавшие в соответствии со своими высокими моральными принципами. Абеляр подверг сомнению утверждение об искупительной миссии Христа, которая состояла не в том, что он снял грех Адама и Евы с рода человеческого, а в том, что был примером высокой морали, которой должно следовать все человечество. Абеляр полагал, что человечество унаследовало от Адама и Евы не способность к греху, а лишь Способность раскаиваться в нем. Согласно Абеляру, божественная благодать нужна человеку не для осуществления добрых поступков, а в качестве награды за их осуществление. Все это противоречило распространенным тогда религиозным догматикам и было осуждено Санским собором (1140) как ересь.
Этика была представлена у
Абеляра как дисциплина, предмет
которой предполагает оценку деятельности
как человечества в целом, так
и конкретного поколения людей.
С возникновением в XI в. мощного светского
интеллектуального запроса
Позиция Петра Абеляра, выраженная в трактате
“Этика, или Познай самого себя”, состояла
во введении в этику понятия интенции
(intentio) - осознанного умысла поступка, в
отрицании воли как инициатора поступка
(воля, обузданная добродетелью воздержания,
перестает быть основанием для греха),
в переносе внимания с поступка на оценку
состояния души, которое позволяет выявить
при внешне одинаковых поступках различные
намерения (“двое вешают некоего преступника.
Один движим ревностью к справедливости,
а другой - застарелой вражеской ненавистью,
и хотя совершают одно и то же деяние...
из-за разницы в намерении одно и то же
делается разно: одно - со злом, другое
с добром”[2]). Следствия такого отношения
к греху таковы: поскольку грех определялся
через интенцию и искупался осознанным
раскаянием и покаянием, что происходило
благодаря внутреннему вопрошанию души,
то 1) грешнику не нужен посредник (священник)
в общении с Богом; 2) грешниками не являются
люди, совершившие грех по неведению или
в силу неприятия евангельской проповеди
(например, палачи Христа); 3) человек наследует
не первородный грех, а наказание за этот
грех.