Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 03:40, контрольная работа
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Попытки философов античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали однозначных ответов на поставленные вопросы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…....
1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА………………………………………………….
1.1 Понятие пространства и времени в античной философии………………….
1.2 Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике………………………………………………………………………….
2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ…………………………………………..
2.1 Специальная теория относительности……………………………………….
2.2 Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской космологии………………………………………………….
2.3 Пространство и время на уровне микромира………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет
Специальность
Кафедра
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВОЙСТВАХ ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ В МАТЕМАТИКЕ И ФИЗИКЕ В XIX-XX ВВ.
ВАРИАНТ №
Студент Группа |
подпись дата |
|
Преподаватель |
подпись дата |
|
Хабаровск 2010
СОДЕРЖАНИЕ |
|
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………… |
3
4 4
6
9 9
14 20 23 24 |
ВВЕДЕНИЕ
Прошло более 2500 лет с
той поры, как было положено начало
осмыслению времени и пространства,
тем не менее, и интерес к проблеме
и споры философов, физиков и
представителей других наук вокруг определения
природы пространства и времени
нисколько не снижаются. Значительный
интерес к проблеме пространства
и времени естественен и
Диалектический материализм
исходит из того, что "в мире нет
ничего, кроме движущейся материи, и
движущаяся материя не может двигаться
иначе, как в пространстве и во
времени". Пространство и время, здесь
выступают в качестве фундаментальных
форм существования материи. Классическая
физика рассматривала пространственно
- временной континуум как
Начинать исследование целесообразно с представлений античной натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно - временных представлений вплоть до наших дней.
Понятие времени возникло
на основе восприятия человеком смены
событий, предоставленной смены
состояний предметов и
Атомистическая доктрина
была развита материалистами Древней
Греции Левкиппом и Демокритом и
во многом предвосхитила фундаментальные
открытия ученных прошлого века. Согласно,
этой доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи
(атомов), которые двигаются, сталкиваются
и сочетаются в пустом пространстве.
Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются
первоначалами мира. Атомы не возникают
и не уничтожаются, их вечность проистекает
из отсутствия начала у времени. Атомы
двигаются в пустоте
Аристотель начинает анализ
с общего вопроса о существовании
времени, затем трансформирует его
в вопрос о существовании делимого
времени. Дальнейший анализ времени
ведётся Аристотелем уже на физическом
уровне, где основное внимание он уделяет
взаимосвязи времени и
Пространство для Аристотеля
выступает в качестве некоего
отношения предметов
Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе пространства и времени были работы представителей классической физики. Как и для античных исследователей мира, для представителей классической физики основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать концепцию абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее отчетливую формулировку в работе И. Ньютона “Математические начала натуральной философии”. Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение пространства, времени, места и движения.
Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику:
«Абсолютное, истинное, материалистическое
время само по себе и своей сущности,
без всякого отношения к чему-
Абсолютное пространство по своей сущности, не связано с объектами, помещенными в него, и безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Время и пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего. При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые помещена материя. У Ньютона абсолютное пространство и время являются ареной движения физических объектов.
Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как материя. Они обладают лишь одним признаком субстанции - абсолютной самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных процессов. Но они не обладают другим важным качеством субстанции - способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей, которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время и привел их в движение. Бог, являясь существом непространственным и вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени, Бог существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создал мир из ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем при творении божественный план развития и его существование прекратиться, а вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды выражались еще Платоном, Аврелием, Августином, Фомой Аквинским и их последователями.
В этих воззрениях, даже с
теологической точки зрения, содержаться
глубокие противоречия. Ведь однократный
акт творения мира и обреченность
его на грядущую гибель не соответствует
бесконечному могуществу, совершенству
и мудрости Бога. Этим божественным
атрибутам более