Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34
В медицинских текстах древних шумеров касторовое масло называется «кровь черной змеи», а белый сок маковых головок — «львиный жир». Эти тексты, написанные на глиняных табличках, археологи относят к середине II тысячелетия до н.э. В античных и средневековых рецептах «кровью дракона» называли смолистый сок драконова дерева, растущего в Сомали, Абиссинии, на Сокотре и Канарских островах. В древности сок этого дерева, которое достигает 20 м в высоту живет иногда до 5-6 тысяч лет, применяли для бальзамирования умерших и лечения различных заболеваний. Использует его и современная фармацевтическая промышленность.
Большое количество «символических имен» растений в древних текстах напоминает о том, что медицина Древнего мира была тесно связана с алхимией. Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства, приготовленные алхимиками. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений. Так, например, серу называли «масло», «точность», «красный человек»; ртуть — «белое золото», «белое покрывало», «холод», «терпение»; соль — «белая змея».
К сравнению частей растения с частями тел животных часто приводит и сам стиль описания лекарственных трав.
Часто история происхождения фольклорных названий лекарственных трав в разных языках дает возможность увидеть их единый исток, который находится, как правило, в латыни или греческом языке. Так, например, «кошачьи лапки» — трава, которую с древних времен применяют как кровоостанавливающее средство, имеет латинское название « Antennaria», от «antennae» — антенны. Так называли усики насекомых с утолщениями на концах. На них похожи пушистые белые соцветия этого растения. Однако в его
соцветиях можно увидеть и сходство с подушечками кошачьих лап. Мы встречаемся с удивительным на первый взгляд совпадением названия этого растения на языках разных европейских народов. Буквально совпадают с русским «кошачьи лапки» английское « cat's foot», французское « pied de chat», немецкое «Katzenpfotchen». Разгадка кроется не в современном, а в старом латинском названии. Травники, написанные сотни лет назад, называют эту траву «Pescati» — «кошачьи лапки». Современные названия в разных языках — перевод этого старого имени.
Согласно китайской народной легенде драгоценные лекарственные растения помещались на Горе целебных трав. Склоны ее были круты и обрывисты, а вершина казалась совсем неприступной. И все-таки одному человеку удалось до неё добраться. Его звали Дай-фу (кит. «приносящий счастье»). Ученик старого лекаря, на вершине этой горы он встретил фею — прекрасную девушку в зеленой одежде. Она подарила ему волшебную корзинку: любую целебную траву можно было в ней найти. Вот как говорит о лекарственных травах один из священных гимнов Древней Индии «Хвала лечебным травам»: «Травы, что поднялись из земли в древние времена, что на три века старше богов, об их темноцветных 107 силах хочу я говорить... Тот, у кого в руках запасы трав, подобен царю, окруженному множеством подданных. Лекарь — вот имя этого мудреца, он поражает демонов и гонит прочь болезнь». Далее гимн рассказывает о том, как травы превращаются в богов и требуют себе поклонения.
Свидетельства мифов и легенд о лекарственном использовании растений в каменном веке были подтверждены археологической находкой. Экспедиция под руководством польского археолога И.Солецки в 1960 г. обнаружила в пещере Шанидар в Ираке 9 скелетов людей каменного века. Эти люди были больными или калеками и нуждались в постоянной помощи: их останки говорят о болезнях костей и позвоночника, а один из скелетов имеет следы ампутации нижней части правой руки.
Исследование захоронений в пещере Шанидар представило первое материальное доказательство целенаправленного использования лекарственных трав. Люди помещались на ложе из растений восьми видов, среди которых были те, которыми мы и сейчас пользуемся для лечения болезней: тысячелистник, алтей, золототысячник, эфедра. Цветы были связаны в букетики и разложены по всему ложу.
Сохранились многочисленные легенды и свидетельства о том, как люди догадывались о лекарственных свойствах растений, наблюдая за животными. Это было основным направлением развития эмпирической медицины в древности. «Змеи, которые ослабли в зимней спячке, — сообщает средневековый арабский трактат, — весной ищут фенхель... Творец-Бог создал траву для лечения». Народное название лекарственной левзеи — «оленья трава» напоминает о том, что олени едят корень этой травы при болезни и истощении. Чтобы добраться до него, они подкапывают землю копытами. Наблюдения за животными помогали определить и ядовитые растения. В «Атласе тибетской медицины» возле изображения борца ядовитого нарисовано отравленное животное. Такие растения обычно относили к «сильным лекарствам», поскольку свои целебные свойства они проявляли в очень малых дозах.
Напоминание о лекарственных свойствах растений иногда можно найти в их латинских и русских названиях, а также в названиях современных лекарств. Приведем несколько примеров:
— резеда (от греч. «resedo» — исцелять) применялась для лечения ушибов;
Животное, отравленное «борцом ядовитым», символизирует «силу лекарства».
— латинское название медуницы Ptilmonaria (от лат. «pulmo» — легкое) напоминает о том, что листья этого растения применялись для лечения легочных заболеваний;
— от латинского имени мака «papaver» произошло название успокоительного
лекарства папаверин
— латинское имя ивы «salix» дало название салициловой кислоте — основ
аспирина. Долгое время это лекарство получали из ивы, и только в начале XX в.удалось синтезировать салициловую кислоту в химической лаборатории.
— лекарственное растение валериана получило название от латинского «valere»,что значит — быть здоровым.
Применение лекарств, полученных из растений, характерно для медицины разных стран Древнего мира. Кроме того, растения служили основой для приготовления наркотических «напитков бессмертия», которые применялись при совершении религиозных и магических ритуалов, а также для обезболивания во время операций.
Магические
представления древней
Магические приемы в медицине бывают так тесно связаны с лечением травами, что их трудно отделить друг от друга. Эта связь отражена во множестве древних мифов. Согласно греческой мифологии, лекарства из растений готовила Панацея — дочь Асклепия, греческого бога врачевания. Однако травы приобретали целебные свойства лишь после того, как она прикасалась ими к капюшону своего младшего брата Телесфора — гения магического врачевания. Его изображали в виде маленького мальчика, фигуру, а иногда и лицо которого скрывал просторный плащ с капюшоном.
Множество представлений о лекарственных свойствах растений связано с законом подобия (с. 19). Так, например, в комнате тяжело больного человека европейские врачи эпохи Возрождения рекомендовали ставить зеленые растения с вьющимся стеблем, «ползущим» по стенам. Считалось, что они способны не просто «забрать» на себя часть боли и страданий человека, но и помочь ему «выкарабкаться», «выползти» из болезни и выздороветь подобно тому, как «ползет» и украшается все новыми яркими и сочными листьями стебель растения.
Старые предания иногда дают нам возможность проследить сложный путь поиска лекарственных растений, основанный на законе подобия. Согласно поверью, исцеление болезни можно найти в том месте, где она «прицепилась». Например, было обнаружено, что растущая у воды ива дает целебное средство от ревматизма — заболевания, нередко связанного с долгим пребыванием человека во влажной местности. Закон подобия связывал магической связью причину болезни и лекарство, исцеляющее от нее.
Медицина и фармация Древнего Китая
Основными источниками сведений о медицине (фармации) Древнего Китая являются: памятники медицинской письменности; данные археологии, этнографии; памятники материальной культуры; ведийский период.
Китайская медицина уходит корнями в глубокое прошлое и связана с древней философией, согласно которой существует Великая Триада: Небо-Человек-Земля. Единство двух начал — Земли и Неба (Инь и Ян) — источник возникновения всех вещей во Вселенной, их сочетание и взаимодействие определяют собой чередование космических явлений. Инь — женское начало, его качества — погружение, падение, покой; Ян — мужское начало, его качества — выплывание, подъем, движение. Инь и Ян — источники пяти первоначал Вселенной.Так возникает вода, огонь, дерево, металл и земля». Из них состоит все многообразие вещей во Вселенной. Философы Древнего Китая считали, что стихии постоянно находятся в движении и взаимосвязи. Так, например, дерево порождает огонь и преодолевает землю, вода порождает дерево и преодолевает огонь. Источники изучения фармации и медицины в Древнем Китае являлись: «медицинский приказ», «Лекарственные средства», «Трактат по инфекционным болезням», «Книга о внутреннем человеке», «Книга о географии». По фармакологическому действию лекарственные вещества впервые классифицированы на 6 групп: ветрогенные, укрепляющие, расслабляющие, потогонные, альтернативные, смягчающие, вяжущие, мочегонные. Вся система взаимосвязей человека и Вселенной, учитывалась китайскими врачами при назначении методов лечения болезней и изготовлении лекарств. Большую роль при этом играла система магических чисел, особое место среди которых принадлежало числу 5.
Один из основоположников Китайской медицины (6 век до н.э.) Бань Цяо путешествуя по стране, знакомился с опытом народной медицины. Он владел всеми известными в то время диагностическими приемами (осмотр, расспрос, прослушивание, исследование пульса и т.п.), он был и терапевтом и хирургом (использовал как лекарственные растения, так хирургические инструменты). Он является автором древнейшей книги о лекарствах «Нань цзинь» (книга о трудном).
В период империи Цинь (3 век до н.э.) появилось сочинение «Травник Шэнь Нуна». Эта древнейшая фармакопея включала в себя 365 лекарственных средств, из которых 240 – растительного происхождения. Все средства были разделены на 3 группы:
– неядовитые лекарства (омолаживающие) – около 120 лекарств, прием которых не ограничивался ни сроком, ни дозировкой;
– тонизирующие лекарства – около 120 лекарств, употребление которых требовало соблюдения определенных правил;
– токсические лекарства – около 125 лекарств, которые оказывают благотворное действие на организм при применении определенных количеств непродолжительное время.
В травнике упоминаются такие лекарственные формы, как порошки, пилюли, отвары, настойки, пластыри и т.п.
При императоре Шэнь Нуне был составлен самый древний в мире гербарий, в котором было представлено более 100 растений, обладающих целебными свойствами.
Первым многотомным источником истории Древнего Китая был «Ши цзи» – исторические записки, которая была составлена в 1 веке до н.э. китайским ученым Сыма Цянем (145–86 гг. до н.э.). В данном источнике широко освещена хроника Ханьской династии, в которой успешно применялся методы «чжэнь-цзю» (иглоукалывание и прижигание) и пульсовой диагностики.
Древнейшим из медицинских текстов Древнего Китая является трактат «Хуанди Нэй цзинь», что дословно переводится, как «Книга о внутреннем Желтого предка» или «Канон врачевания Желтого предка». Данный канон составлен около 3 века до н.э. в форме диалога между врачевателем и легендарным предком китайского народа – Хуанди. «Нэй цзин» состоит из 18 книг. Девять первых – «Су вэнь» (простые вопросы) посвящены строению и жизнедеятельности организма, распознаванию и лечению болезней. В следующих девяти томах – «Лин шу» (чудесные точки» описывается древний метод «чжэнь-цзю». В этом каноне приводятся названия (около 900) и синонимы растений, ботанические описания, время сбора, географическое распространение, микроскопическое описание сырья, фармакологическое действие и применение.
Во 2-ом веке н.э. в Древнем Китае впервые в мировой практике были введены записи течения хода болезни и назначения, которые делались больному. В наше время данные записи носят названия – истории болезни.
Изучение действия растительного сырья позволило обогатить имеющие травники, и в 502 году в Китае была составлена новая фармакопея «Шэнь нун бэн цао цзин». Она состояла из 7 томов и включала в себе более 700 видов лекарственных растений.
Справочник «Мин бэй лу», составленный Тоу Хун Цзин (452–536 гг.) содержал около 16000 рецептов и в настоящее время пользуется огромной популярностью у китайских врачей и фармацевтов.
Сочинение Сюй Дзы Цая «Лэн гунн яо дуй», появившееся в 550 году впервые классифицировала все лекарства по их действию. Все лекарства были разделены на 10 групп: ветрогонные, укрепляющие, мочегонные, вяжущие, слабительные, потогонные, расслабляющие, смягчающие, успокаивающие и альтернативные.
Сунь сы Мяо (581–673 гг.) занимает видное место в истории лекарствоведения Китая. Его исследования были посвящены фармакологии. Его основным трудом был «Цзян цзинь фан» (тысяча золотых рецептов), который внес ценный вклад в лекарствоведение Китая. Данные сочинения включали 30 томов. С первого по четвертый тома были посвящены женским болезням и назывались «Женские болезни и их лечение». Пятый том был посвящен детским болезням и их лечению. С 6 по 21 том назывались «Частная патология и терапия», 22–24 тома – «Отравления и противоядия», 25 том – «Неотложная помощь», 26 и 27 том – «Диетотерапия», 28 том – «Учение о пульсе» и последние 29 и 30 том – «Иглоукалывание и прижигание».
Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей