Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат
Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.
Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34
Позже Сунь сы Мяо написал еще 30-ти томное продолжение к своему труду, что в совокупности составило медицинскую энциклопедию для Китая, которой долгое время пользовались не только китайские врачеватели, но и также японские, корейские и многие другие.
Особенностью развития китайской медицины в 7 веке было появление сочинений, посвященных отдельным медицинским специальностям, отдельным заболеваниям и способам их лечения. В этот период медицина Китая разделилась на 7 отраслей: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа; заклинания.
Специальностей у врачевателей было меньше: болезни взрослых; болезни детей; глазные и ушные болезни; болезни зубов и полости рта; наружные болезни; наука массажа;
Китайские врачи в 9–8 вв. до н.э. считали, что человек – это космос в миниатюре, действующий под влиянием тех же сил, которые господствуют в природе. Они разработали учение о противоборстве и взаимосвязи двух жизненных начал «инь» – темного, женского, инертного и «янь» – светлого, мужского, активного. Все процессы в организме сводились к взаимодействию этих 2-х жизненных начал и участию 5 первоэлементов (космических элементов) металл, вода, огонь, дерево, земля. Представление о жизненных началах привело к трем новым терапевтическим приемам, придавшим китайской медицине особый колорит. Это мокса, массаж, акупунктура. Итак, правильное соотношение этих начал обуславливает здоровье, неправильное – ведет к заболеваниям. Для восстановления нарушенного соотношения китайцы придумали три названных приема.
Мокса – состоит в прижигании больного места или отдаленной от этого места точки пучками горящей травы. Цель этого мероприятия – усилить движение начала «инь». К этому приему китайцы пришли, исходя из фантастического представления, но оказывается в нем имеется и практический смысл; приемы местного воздействия на больной организм не только в зонах повышенной чувствительности, но и отдаленных от этих зон точках в самых разнообразных формах применяются и теперь (диатермия, электрическая искра), хотя на других теоретических основах.
Второй прием – массаж. Врачи Древнего Китая также применяли его с целью усилить движение начала «инь». Со временем тот фантастический смысл, который китайцы придавали массажу, был забыт, и осталось только то, что называется рациональным в этом терапевтическом приеме.
Третий прием – акупунктура – состоял во введении иглы в орган, считавшийся больным, или в какую-нибудь отдаленную от него точку тела. Иглу обычно тут же вынимали из тела, но иногда оставляли ее на сутки и более, т.к. сущностью заболевания считалось нарушение пропорции между началами «янь» и «инь», то иглы делались полыми внутри на тот случай, что какое-нибудь из этих начал окажется в избытке и тогда, этот избыток сможет выйти наружу через канал иглы. Наоборот, если предполагается недостаток начала «янь», его можно было в виде подогретого воздуха ввести в организм через тот же канал. Для проведения данной терапевтической операции, необходимо было хорошо знать точки, в которые надлежало делать уколы в каждом отдельном случае. Для допуска к акупунктуре устраивался экзамен: манекен, с проделанными в нем отверстиями, обклеивался бумагой, а внутрь его наливалась краска. Сдающий экзамен сквозь бумагу должен был ввести иглу в назначенную точку; доказательством удачи было истечение краски из канала иглы.
На основе тех же представлений о началах «инь» и «янь» китайские врачи внесли в медицину еще один важнейший момент: они начали исследовать пульс своих больных и создали учение о пульсе, хотя в других странах в то время оно распространения не получило. На основании пульса китайцы проводили различные методы лечения, которые состояли в очищении крови и соков, укреплении желудка, удалении газов. Для этого применялись в больших количествах слабительные, рвотные, противоглистные лекарства.
В Китае за 1000 лет до н.э. применяли предупредительные меры против оспы, для этого в ноздри вкладывали вату, пропитанную содержимым человеческого оспенного струпа. Как мера предупреждения чумоподобных болезней применялась самоизоляция, покидание человеком насиженных мест при эпизоотии грызунов (крыс и мышей).
Лекарственное врачевание в древнем Китае достигло высокого совершенства. Из народной китайской медицины вошли в мировую практику: из растений – женьшень, лимонник, камфора, чай, ревень, смола; из продуктов животного происхождения – панты оленя, печень, желатина; из минеральных веществ – железо, ртуть, сера и т.д. В 502 году была создана первая из известных в мире китайская фармакопея, в семи книгах которой дано описание 730 видов лекарственных растений. В древнем Китае существовали учреждения, которые сегодня называются аптеками.
Тем не менее, все дошедшие до нас труды о лекарственных средствах были составлены не в древнем (рабовладельческом), а в феодальном Китае, т.е. в период средних веков – время бурного расцвета традиционной китайской культуры и медицины.
Медицина и фармация Древней Индии
Рассуждая о роли философии в древнеиндийской медицине, мы приходим к выводу о том, что Древнеиндийская медицина была пропитана философско-религиозными представлениями о душе, влияющей на все состояния человеческого тела, была осознана неразрывность психического состояния с телесным здоровьем. Учение о сохранении здоровья входило в религиозно-философские трактаты. Мифологические учения Индии повествуют об основателях медицины – богах Сива и Давантари. Культура врачевания была достаточно высокой. Для лечения использовалось множество растений. Супрушта (8-9вв. до н.э.) описывал лекарственное действие 760 растений. В области гигиены описывалось влияние климата, времён года, пищи на здоровье человека. Предпринимались попытки теоретически и практически обосновать поиски эликсира «бессмертия». Если античная медицина тяготела к рационалистическим аргументам, то в научных трактатах Индии часто представлены канонизированные правила, подкрепляемые в лучшем случае ссылкой на древнюю легенду. Имелись ведийские тексты, которые содержали упоминания о разнообразных заболеваниях глаз, ушей, сердца, желудка, легких, кожи, мускулов и нервной системы. Перечислено около трехсот различных частей и органов человеческого тела. Священные ведийские тексты рекомендовали в случае болезни или ранения обращаться к богам — небесным врачевателям. Это Индра — бог грозы, дарующий дождь; Рудра — владыка лекарственных трав; близнецы Ашвины — боги-врачеватели; Агни — бог огня и возрождающейся жизни. Особое место среди них принадлежит Варуне — «владыке вод». Именно он был «хранителем небесного равновесия и порядка» и карал болезнями за нарушение этого порядка не только людей, но также животных и растения.
Медицинские знания древних индусов традиционно включали в себя сведения о болезнях людей, растений и животных. Медицинские сочинения содержат подробные рассуждения о молодости и зрелости растений, о лечении их заболеваний в период бодрствования и «сонливости», причинах увядания и опадания листвы, о влиянии климата, ветра и жары на здоровье растений. Предписывалось ухаживать за растением как за человеком: обкладывать его корни лечебной глиной, поливать водой с молоком. Описание прививания отростков одного дерева на другое подобно описанию хирургических операций.
Традиционно в систему медицинских знаний Древней Индии включалась ветеринария; медицинские трактаты часто содержали рекомендации по лечению скота, прежде всего — коров. Известно множество индийских рисунков, на которых отшельники, живущие в горных хижинах, изображены в окружении птиц, змей и разнообразных животных, гор и лесов.
Уже в первые века нашей эры в Индии открывались больницы не только для людей, но и для животных. Позже появились специальные сочинения о лечении лошадей и слонов. Индийские сочинения, посвященные ветеринарии, в эпоху средневековья были переведены на арабский язык и распространились в разных странах Востока.
В Древней Индии очень ценили воду. С водой связывали представление об очищении, внутреннем и внешнем. Вода была универсальным лекарством, особенно дождевая вода и роса, которые у многих народов считались пришедшими с неба. Омовение водами рек было частью священного ритуала. В индийской мифологии Варуна — бог дождя, воды и моря, ассоциировался с Гангой. Эта речная богиня изображалась обычно в виде сидящей на рыбе красивой, приветливой женщины с четырьмя руками. В руках она держит вазы изобилия. Главные места паломничества в Индии расположены вдоль русла Танги, культ которой связан с рождением и плодородием. Обращенные к Варуне просьбы об исцелении от болезней — «покаянные гимны» по содержанию, настроению и высоким литературным достоинствам подобны исповедям-заклинаниям, тексты которых сохранились на клинописных табличках Древней Месопотамии.
Внезапное заболевание считалось проявлением злого начала, идущего либо от демонов, либо от проникающих в организм червей. Большое значение придавалось диете, при этом особое место в диетических предписаниях занимают молоко, мед и рис. Более поздние медицинские сочинения называли молоко священным напитком, который сохранял силу и ум человека, предохранял от болезней.
В качестве лекарства в Дрейней Индии (а также и других народов) почетное место занимал мед как универсальное лекарственное вещество. Мед применяли как внутрь, так и для лечения ран в составе мазей и примочек, для лечения глазных болезней. Иногда в нем параллельно приводится два рода рецептов для изготовления пилюль: без меда для мужчин и с медом для женщин. В папирусе Смита содержится много интересных сведений по применению меда в хирургии.
В мифологии Древней Индии пчелы занимали почетное место, поскольку бог Вишну, олицетворяющий небо и жизнь Вселенной, часто изображался в виде маленькой пчелы, отдыхающей в чашке цветка лотоса. Древние Греки считали мед драгоценным даром природы и приносили в жертву богам обмазанные медом фрукты.
Великий Гиппократ широко и успешно применял мед при лечении многих заболеваний и рекомендовал постоянно употреблять его для сохранения здоровья. Согласно легенде, на его могиле поселился рой пчел, которые давали целебный мед особого качества. Посещая могилу, люди не только отдавали дань памяти Гиппократа, но и уносили с собой бесценное лекарство. Мед традиционно входил в состав рецептов лекарственных препаратов, излечивающих многие заболевания. Он считался основным противоядием при отравлении минеральными, растительными и животными ядами. В Древнем Египте, Вавилоне, Индии был известен не только пчелиный мед, но и пчелиный яд — чрезвычайно эффективное лекарственное средство. Самую большую сложность представлял процесс «добычи» этого вещества. В XVII в. медики, желая получить пчелиный яд, высушивали и истирали пчел целиком, чтобы потом подмешать в питье полученный порошок. Огромный и разнообразный мир насекомых таит в себе неисчерпаемые возможности для поиска новых лекарств. Это одно из наиболее перспективных направлений современной фармакологии. Пока лишь пчелы изучены с этой точки зрения, однако и у них постоянно обнаруживают что-то новое: ценными лекарственными средствами оказались маточное молоко, перга — цветочная пыльца, обработанная пчелами, прополис — пчелиный клей.
Разнообразные лекарства, которые применяла индийская медицина, готовились из продуктов растительного, минерального и животного происхождения. Большую роль в искусстве врачевания играли благородные металлы. В состав мазей часто входили цинк, свинец, сера, сурьма, нашатырь, но чаще всего применялась ртуть и ее соли. «Врач, знакомый с целебными свойствами кореньев — человек, знающий силу молитв — пророк, знающий же свойства ртути — бог», — учит старинная индийская поговорка. Уже в ведических текстах был приведен рецепт ртутной мази, которая готовилась из металлической ртути, серы и животного жира. Широкое применение ртути в древнеиндийской медицине было связано с высоким уровнем развития алхимии. О роли ртути и ее соединений в алхимических превращениях говорит средневековое название индийской алхимии — «расаяна» («путь ртути»). Соединение ртути с серой должно было открыть путь к получению эликсира бессмертия. Алхимические сведения содержались преимущественно в медицинских текстах, где подробно описывалась «расашала» — помещение для химических опытов. Просторную лабораторию, снабженную раковинами, разнообразной стеклянной посудой, сушильнями, приспособлениями для промывания составов, надувными мехами для горна и многим другим, украшали многочисленные изображения богов и религиозные символы. Ртуть, предназначенную для получения лекарств и алхимических соединений, освобождали от примесей, «лечили» с помощью лекарственных трав — алоэ, лимона и красной горчицы.
Медицина и фармация Древнего Рима
Из истории философии медицины Древнего Рима известно, что римская наука периода империи имела импирически - описательный и прикладной характер, свойственный римскому практицизму. Она сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточной культур. В истории науки Клавдий Гален (2 век н.э.) был и остаётся родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом, врачом-философом и исследователем. Клавдий Гален в своём учении опирался на принципы философии Платона и Аристотеля. Он широко применил в классификации болезней принципы аристотелевской логики.
Различные заболевания традиционно лечили лекарственными растениями. Считалось, что лучшие из них произрастают на острове Крит, поэтому римляне часто посылали туда собирателей трав. Кроме того, в Риме, как и в Греции, целебные растения выращивали в специальных садах. Римляне занимались садоводством с особой любовью, у них впервые появились парники, где молодые растения оберегались от холода и освещались солнечными тучами через слюдяные окна. В поэзии римлян продолжалась греческая традиция посвящения хвалебных эпиграмм лекарственным растениям. Жители античного мира ценили ароматы лекарственных трав. Например, считалось, что запах мяты поднимает настроение, возбуждает работу мысли и способствует оживленной беседе. Римский писатель и историк Плиний Старший постоянно носил на голове венок из свежих листьев мяты. В Риме во время праздничных пиров такие венки раздавали гостям, мятными листьями натирали столы и обрызгивали залы мятной водой.
Среди выдающихся римских авторов необходимо прежде всего упомянуть Авла Корнелия Цельса (I в. до н.э.- I в. н.э.) и Диоскорида (I в.). В их трудах нашли отражение разнообразные медицинские знания римлян. Цельс пишет, что медицина в его время распалась на три направления: эмпирическое, методическое и догматическое. Первые два были основаны соответственно на трудах врачей Александрийской школы и учении Асклепиада, основой третьего было учение Гиппократа. Цельс разделил лекарства на общие и специальные. Под общими понимались те, которые рекомендовал Гиппократ в соответствии с гуморальной теорией — холодные, горячие, сухие и влажные. Специальными лекарствами назывались такие, которые подбирались эмпирическим путем для лечения конкретного состояния: кровоостанавливающие (лед, уксус), очистительные (бычья желчь), стягивающие (квасцы, бура), прижигающие (перец, чеснок) и т.д.
Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей