Развитие фармации в контексте древнефилософских идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 21:47, реферат

Краткое описание

Целью настоящего исследования явилось изучение влияния древнефилософских идей на развитие фармации Древнего мира.
Для достижения указанной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Выявить особенности становления фармацевтических знаний в Древнем Египте, Индии, Китае, Греции, Риме.
Показать взаимодействие национальных и интернациональных факторов в формировании фармацевтических знаний
Выявить объективные закономерности и философские обоснования формирования традиционной медицины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Литературный анализ………………………………………………………….5
Анимистическое мировоззрение. Мифы и легенды………………………..7
Медицина и фармация Древнего Китая……………………………………13
Медицина и фармация Древней Индии…………………………………….18
Медицина и фармация Древнего Рима……………………………………..21
Медицина и фармация Древней Месопотамии……………………………26
Медицина и фармация Древней Греции…………………………………...27
Медицина и фармация Древнего Египта…………………………………..29
Заключение…………………………………………………………………….32
Выводы…………………………………………………………………………33
Литература…………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

NIRS_FILOSOFIYa_6.docx

— 83.48 Кб (Скачать файл)

Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей. Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

В сохранившихся папирусах содержится множество рецептов лекарств. Травы - корни, стебли, листья, плоды - использовались либо сухими, либо свежими, растертыми и просеянными или размоченными и прокипяченными. Они смешивались с пивом, уксусом, медом или жиром. На основании изучения рецептов удалось расшифровать названия отдельных растений. Среди них встречаются такие, которые с успехом применяются и в наши дни: алоэ, анис, белена, семена льна, подорожник, лук, мак, финик, можжевельник. А вот примеры описаний из неразгаданных рецептов: растение «сенутетраста на животе», т.е. ползучее; растение надет» - у него цветы, как у лотоса; а также «гиу», «шау» и т.п.

В качестве примера можно привести рецепт мази для ращения волос: «Когти борзой собаки, цветы финиковой пальмы, ослиные копыта сварить в масле до готовности, растереть и втирать в голову».

Необходимо отметить, что приведенные рекомендации не так уж нелепы, как кажется на первый взгляд. В настоящее время установлено, что копыта, рога и когти состоят из рогового вещества, высоким содержанием сернистых соединений, при термической обработке которых выделяются сернистые соединения. А сера неизменно входит в состав различных современных лекарственных средств для роста волос. Для получения серы сейчас нет необходимости сжигать или варить рога и копыта.

В качестве примера можно привести и рецепт приготовления напитка из «диа-диа», приводящего человека в бесчувственное состояние на несколько часов. Судя по описанию в папирусе Эберса, - это мандрагора, бесстеблевое растение с длинными широкими листьями и сложным корнем. Напиток из мандрагоры действительно приводил человека в бесчувственное состояние на несколько часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

             После близкого знакомства с историей медицины и фармации Древнего мира возникает ощущение, что современная медицина не открыла ничего нового, а только развила уже известные знания и методы лечения. В то далёкое для нас время было открыто практически всё то, чем мы пользуемся сейчас, но в немного изменённом виде. Конечно же, никто из современных врачей не выпишет вам, при ране мягких тканей, прикладывать сырое мясо, а затем замазать рану жиром и мёдом, ведь на смену этим природным средствам пришли фармакологические аналоги. Но  сама  методика  существует и в настоящее время. Если исключить аргоновые лазеры и высокоточные роботизированные хирургические установки, и рассмотреть только «холодные» инструменты современного хирурга, а потом сравнить их в Древнеегипетскими аналогами, разница в их форме и назначении будет минимальной. А если учесть, что не все медицинские папирусы сохранились до наших дней, и, что более вероятно, не все сохранившиеся были найдены, то существует вероятность, что медицина Древнего Египта была гораздо более развитой, чем принято сейчас считать. Но ответ на этот вопрос нам могут дать только последующие археологические открытия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Выводы

 Проведя анализ литературных  источников, нами установлено следующее:

- древние   фармация и медицина находились в одном своде знаний с древней философией, взаимно переплетались и влияли друг на друга;

-   передовой философией в Древнем мире являлась натурфилософия, которой было свойственно  стихийно - и  наивно-диалектическое истолкование природы. Таким образом, в Древнем мире  преобладали  наивный   материализм и стихийная диалектика древних;медицина опиралась  почти исключительно на эмпирическое наболюдение.

   - передовая древнефилософская идея, основанная на натурфилософии и стихийном материализме, распространилась на весь Древний мир, потеснив анимистический взгляд на болезни и их лечение.

     -  для древней фармации и   медицины   характерна антиномия эмпиризма и натурфилософии;

- в Древнем мире происходят поиски единых оснований здоровья и болезни, а также способов лечения болезней. Согласно им жизнь тела находится во власти  воздуха, желчи и мокроты, из сочетания которых и формируется многообразие органов тела. Болезнь возникает от недостатка или избытка какой-либо из стихий. Оба направления обнаруживали уязвимые места в своём антиподе и тем самым способствовали развитию оснований медицины. Сочетание  эмпирического и натурфилософского подхода, достигнутое в школе Гиппократа,  оставило неизгладимый след в истории медицины.

       Следует при этом сознавать, что единство натурфилософии и эмпиризма неравнозначно единству диалектики  и эмпирических достижений медицины: диалектика, как метод, присуща  общему строю мышления античных натурфилософов, в то же время античность не знает ещё диалектики чистых категорий.

         Ни эмпиризм, ни натурфилософия древних людей не могли создать базы для построения теории медицины. Недостаток эмпиризма заключался в преувеличении роли чувственного познания, опыта и недооценке роли  научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления. Натурфилософии древних людей  было свойственно  стихийно- и наивно-материалистическое истолкование природы. Между тем, передовая  древнефилософская идея развивалась в  материалистическом направлении, что привело к появлению диалектического  материализма, который и послужил идеологической базой для создания методологической основы медицины и фармации. Основанием для создания научной базы медицины и фармации также служило развитие естествознания (биологии, физики, химии). Таким образом,  оценка первоначальных медицинских учений должна вестись с исторических позиций. 

               Литература

  1. Бенедиктов И.И., Плотников В.И. Философия и медицина.-Свердловск, 1967.
  2. Чикин С.Я. Врачи - философы. – Медицина, 1990
  3. Царегородцев Г.И. Философия медицины: Учебник для аспирантов. М.: Изд-во СГУ, 2011.
  4. Интернет-обзор \Электронный ресурс. – 2013г. .режим доступа:
  5. Сержантова В.Ф., А.А. Королькова «Философия и медицина». - М., 2008.
  6. Корольков А.А. «Диалектика и теория медицины». - М.: Инфра-М., 2007.
  7. Булгаков Б. Древнеегипетская медицина // Врачебное дело, № 21, 1926.
  8. Мифологический словарь, М., "Советская энциклопедия",1991.

 

 


Информация о работе Развитие фармации в контексте древнефилософских идей