Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:21, реферат
Огромное практическое значение науки в XX в. сделало ее той областью знания, к которой массовое сознание испытывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, и оттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точную фотографию реальной действительности, за изображение Вселенной такой, как она есть на самом деле, независимо от нас.
Новое время – эпоха бурных смен одной картины мира другой. Они возникали буквально в течение ста и менее лет. После открытия И. Ньютоном законов механики и закона всемирного тяготения господствующее положение примерно в течение века занимала механистическая картина мира. Она оказала сильное воздействие на все стороны жизни. Весь мир представлялся как собрание механических существ и объектов природы. Даже человеческое общество в умах некоторых ученых выглядело как какая-то гигантская машина, действующая по раз навсегда установленным механическим законам. Р. Декарт представлял людей своеобразными машинами. После создания Дж. Максвеллом (1831-1879 гг.) электромагнитной теории механистическая картина мира уступила место электромагнитной. Затем Луи Бройль (1875-1960 гг.) открыл кванты и появилась квантомеханическая картина мира. К. Маркс, Ф. Энгельс, их последователи, на основе развития производительных сил и общественных отношений, создали социальные картины, представляющие собой общественно-экономические формации. Уже в ХIХ веке появились цивилизационные картины общества (А. Тойнби, Н.Я. Данилевский и др.). В ХIХ в. философы попытались объединить естественнонаучные картины мира с социальными. Л. Берталанфи (1901-1972), Г. Хакен, И. Пригожин создали системно-синергетическую картину мира. Следует заметить, что ни одна из картин мира, созданных за время существования человечества, бесследно не исчезла. Каждая новая вбирала в себя все ценное, что было в предыдущих, и не отменяла прежние. Люди с увлечением читают древние мифы и создают новые. Электромагнитная картина внесла в механистическую картину движение новых мельчайших частиц – электронов, а квантово-механическая дополнила их движение еще более мелкими частицами – квантами. Химики, биологи, астрономы обогатили предыдущие картины мира своими данными и в своих областях знания создали свои частные картины мира. Академик В.И. Вернадский в ХХ веке развернул все предыдущие картины мира в историческом плане и создал геолого-био-ноосферную картину мира.
Последние десятилетия ХХ столетия обогатили все уровни мира (метамира, мегамира, микромира) новыми знаниями, открывающими новое представление о мироздании. Проникновение человека в космос позволило открыть не только новые миры, отстоящие от земли на миллиарды световых лет, достаточно подробно обследовать ближайшие планеты солнечной системы, но и установить, что межзвездное пространство не представляет собой вакуума, а наполнено бесчисленным количеством больших и малых тел, микрочастиц, свойственных и земному миру. Метеоры, метеориты, достигающие земли, как выяснилось, состоят из тех же самых элементов, что и земные минералы. А это дает основание утверждать, что мир в своем элементном составе един. Таблица Д.И. Менделеева распространяется на всю обозримую вселенную.
Мир, независимо от среды и характеристики материалов (твердых, газов, жидкостей, других) полон разнополярных или нейтральных частиц энергии, несущихся с огромными скоростями (в ряде случаев со скоростью света, например, нейтрино), проникающих все среды, наполняющих все пространство вселенной и постоянно образующих новые вещества. Эти частицы служат источниками и переносчиками самой разнообразной информации. Таким образом, догадки А. Августина о всепроникающем «божественном свете, не разрывающем покровов», подтверждается ныне эмпирическими данными. Только речь уже идет не о «божественном свете», а о потоке естественных, реально существующих микрочастиц, в том числе и солнечных. Каждая частица несет с собой механическую, физическую, химическую и иную информацию, заряжена положительной, отрицательной или нейтральной энергией, представляет собой то или иное вещество. Причем главными характеристиками выступают информация, энергетика и вещество. Таким образом, можно сказать, что весь обозримый мир представляет собой единую целостную систему, основными структурными компонентами которой являются единые химические элементы, одинаковые микрочастицы, несущие в себе информацию, энергию, вещество. Поэтому имеет смысл назвать новую картину мира информационно-энергетической системой.
Под информацией в расхожем значении понимаются сведения о качественном и количественном содержании того или иного предмета. Это толкование можно принять в качестве рабочего, но при этом следует помнить, что информация представляет собой достаточно сложную систему, образующую несколько классов:
1) искусственных –
от простейших регуляторов до
глобальных компьютерных сетей;
2) естественных (живых) – от генов до социальных систем;
3) смешанных, например, взаимодействие искусственного органа с организмом.
Все типы информации взаимодействуют между собой, как взаимодействуют друг с другом химические элементы и микрочастицы, постоянно изменяя и обновляя информацию о предмете, перенося информацию от одной частицы к другой, преобразуя ее в новый, часто не встречающийся в природе вид. Информация органически связана с такими фундаментальными понятиями, как пространство и время. Поскольку они бесконечны, то и информация также бесконечна. Существенной характеристикой информации является то, что она в значительной мере порождается и используется человеком. Поэтому информация проникает в любое тело и испускается любым телом во всех трех сферах (метамире, мегамире, микромире), в какой бы точке вселенной оно не находилось. Качественной характеристикой информации является наличие в ней определенной программы, без которой невозможно появление каких-либо природных, органических, социальных тел, явлений, процессов. Выявление элементов информации и ее программы позволяет (хотя бы гипотетически) восстанавливать картину мира до момента зарождения жизни или высказывать основанные на научных данных догадки по поводу того, как происходило зарождение жизни.
Начиная с 30-х гг. прошлого столетия, ученые стали обнаруживать в космосе облака пыли и газа, а в них сначала двухатомные соединения: углерод-водород (СН), углерод-азот (CN), кислород-водород (ОН), а с конца шестидесятых годов и трехсоставные атомные соединения (Н2О) и даже четырехатомные молекулы аммиака (NH3), наконец, были обнаружены соединения из 13 атомов. Ученые стали высказывать все более смелые предположения о том, что в космосе могут существовать простейшие микроорганизмы. Их переносчиками, скорее всего, могут служить кометы, в хвостах которых они больше всего и скапливаются. В пользу этой версии говорят данные, полученные в результате наблюдения за кометой Хейла-Боппа в 1997 г., в которой обнаружены следы веществ, из которых состоят все земные организмы.
Еще в ХVII в. итальянский биолог Франческо Реди провозгласил известный принцип «все живое происходит из живого», который в полной мере разделял и известный российский естествоиспытатель В.И. Вернадский. Жизнь ниоткуда не происходила, она изначально присутствует во Вселенной и передавалась всегда биогенезом (от живого к живому), считал Вернадский. Она вечна, поскольку вечен космос… Он полагал, что семена жизни разносятся по всей Вселенной, «осеменяя» одну планету за другой.
Современные деятели религии стремятся приблизить теорию креационизма к теории самозарождения жизни. Священник Михаил Дудко, секретарь по взаимодействию церкви и общества Московской Патриархии, на вопрос журналиста журнала «Новый век»: «А каким образом происходило творение? Создавались ли те или иные виды живых организмов сразу, либо все-таки имела место эволюция?», - отвечает, прибегая к научной терминологии и фактам науки: «Бог давал творческие импульсы. К примеру, в Библии говорится: «И сказал Бог: да будет… И стало так». Это и есть некие творческие импульсы, за которыми следовали почти мгновенные, в масштабах геологических эпох, изменения. Раскопки палеонтологов подтверждают, что эволюция в какие-то моменты вдруг необычайно ускорялась: в довольно короткий промежуток времени появлялась масса новых видов, а потом их сменяли периоды относительной стабильности».
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего, наиболее развитое в иудаизме, христианстве, исламе.
Доктор биологических наук, кандидат химических и философских наук С. Зенин связывает зарождение жизни напрямую с «программой жизни»: «Передача информации идет от ячейки к ячейке, поэтому в каждой точке пространства присутствует информация обо всех явлениях и процессах, происходящих в мире, в том числе и информация о жизни, иначе говоря «программа жизни». Это же мнение высказывал и известный российский психолог профессор Пушкин, который считал, что жизнь была занесена на землю не в виде молекулярных структур, а в виде информации, подтолкнувшей эволюцию земного вещества. Для того чтобы возникла жизнь, нужны не только энергия и вещество, но и организация – программа, утверждал Пушкин. Вещество и энергию для жизни на земле в свое время в изобилии поставляли вулканы, но не хватало программы – организации. Ее-то на определенном этапе предбиологической эволюции и внесло вечное информационное поле Вселенной».
Под энергией понимается способность тел, частиц (в том числе – микрочастиц) воздействовать друг на друга. Энергия обозначает активное состояние предмета или частицы. Их взаимодействие вызывает переход тела из одного состояния в другое, из одной вида в другой, порождает новые формы материи, в том числе искусственные («вторую материю»). Энергия играет решающую роль в движении, переносе информации. Именно благодаря движению энергии люди разговаривают друг с другом, видят один другого, ощущают запахи, испытывают друг к другу симпатию или антипатию, стимулируется рост растений, животных, убиваются болезнетворные микробы, вырабатываются античастицы и т.д. Сгустки энергии, вырывающиеся из недр Солнца во время его активности, регулярно, согласно расчетам А.Л. Чижевского, через 11,5 лет, порождают на Земле природные и социальные катаклизмы огромных размеров. Можно с уверенностью говорить, что без энергии ни информация, ни ее движение, ни сама жизнь невозможны. Интенсивность взаимодействия предметов, частиц, химических элементов содействует ускорению (замедлению) передачи информации, ее превращению из одного вида в другой (к примеру, цифровой - в звуковую, членораздельную речь; изобретены мобильные телефоны, способные переводить цифровую информацию на любой язык мира и т.д.). Химические, физические, биологические и др. реакции, с одной стороны, вызывают движения различных видов материи, обеспечивающих жизнь на Земле, а, с другой, - угрожают ее существованию.
Исследованию роли энергии в организации связи тел вселенной и повседневной жизни на земле посвятил не одну страницу священник П.А. Флоренский. По его данным, слово обладает звуковой энергией, равной тяжести в 50 гр., опускающейся на 1 метр по вертикали и развивающей энергию, достаточную для произведения звука обычным голосом в течение десяти тысяч лет без перерыва. По его мнению, « звуковая энергия… есть звук чрезвычайно выработанный, звуковая энергия, весьма тонко организованная, имеющая определенное и высокодифференцированное строение».
Познание, убежден Флоренский, происходит тогда, когда энергия познающего соединяется, объединяется с энергией познаваемого. «В акте познания нельзя рассечь субъект познания от его объекта: познание есть и тот и другой сразу; точнее сказать, оно есть именно познание субъектом объекта, - такое единство, в котором только отвлеченно может быть различаем тот и другой, но вместе с тем, этим объединением объект не уничтожается в субъекте, как последний в свой черед – не растворяется во внешнем ему предмете познания. И соединяясь, они не поглощают один другого, хотя храня самостоятельность, не остаются и разделенными» (стиль, синтаксис П.А. Флоренского – А.Я.). В бытиях (выражение Флоренского – А.Я.) он выделяет внутреннюю и внешнюю стороны. Но они существуют не раздельно, а в единстве. Флоренский пытается раскрыть и механизм объединения этих сторон в единое целое. Этим объединяющим механизмом он считает энергию, перетекающую от объекта к субъекту познания и от субъекта к объекту: «…бытия могут, оставаясь по сущности своей неслиянными, не сводимыми друг на друга, не растворимыми, - могут быть и подлинно объединены между собою своими энергиями: тогда это объединение может быть мыслимо не как приложение деятельности к деятельности, не как механический толчок одним бытием другого, а в виде взаимопрорастания энергий, содействия их, … в котором нет уже врозь ни той, ни другой энергии, а есть нечто новое. Взаимоотношение бытий мыслится тогда не механически, а органически, или, еще глубже, онтологически: это познавательный брак, от которого рождается третье, ребенок, и ребенок этот, причастный бытию и материнскому и отцовскому, есть, однако, большее, нежели сколько имели бытийственной энергии самораскрытия оба родителя – в сумме».
Онтология – учение о бытии.
Слияние энергий объективно необходимо, доказывает Флоренский. Если энергия одного бытия не слилась с энергией другого, то бытие остается не познанным: «бытие остается неоткрытым, неявленным и, следовательно, непознанным». Если потоки энергий духовного и материального бытия не встречаются друг с другом, не воспринимаются друг другом, то они остаются не воспринятыми, идут мимо друг друга, и процесс познания оказывается невозможным». А дальше он подтверждает свой вывод чисто физическим (но вполне однотипным, по сути, с познанием) примером. «Так, электромагнитные волны минуют ненастроенный на них проводящий контур, и электромагнитного взаимодействия связи с некоторой другой колеблющейся цепью не осуществляется; чтобы связь установилась, контур должен проявить деятельность отклика и поглощения падающей энергии. И тогда эта деятельность уже не будет только его деятельностью, потому что колебаний резонанса не отделить от колебаний, возбуждающих резонанс: резонанс есть уже не деятельность той или другой цепи, а содеятельность цепей. В резонаторе колеблется не его только энергия, и не энергия только вибратора, синергия того и другого, и наличием этой последней две цепи, хотя и разделенные пространственно, делаются одною» (стиль, синтаксис, разрядка Флоренского - А.Я.).
Столь многочисленное и объемное цитирование рассуждений священника Флоренского объясняется тем, что он в данном случае выступал не как богослов, а как естествоиспытатель, анализировавший роль энергии в объединении «бытий», в процессе познания. Думается, что суждения выдающегося мыслителя в священнической рясе являются одними из наиболее наглядных и убедительных среди всех имеющихся суждений по этим вопросам. Они важны не только для философов, но и для исследователей в области естествознания.
Вещество – это не конкретное природное или искусственное вещество, это то, из чего состоит любая материя – от микрочастицы до звезды – и способна воспроизводить и переносить информацию или энергию. Без вещества ни информации, ни энергия невозможны. Категории «информация», «энергия», «вещество» стали фундаментальными категориями современной картины мира, равно как «бытие», «материя», «пространство», «время», «необходимость», «случайность» и т.п. Проникновение в микромир, открытие биополей организмов и органов позволяют приступить к раскрытию самой сокровенной тайны природы – души человека, и постепенно стирать грань между материальным и идеальным. Мышление все больше приобретает очертания движения мельчайших микрочастиц, разнозаряженных или нейтральных, воспринимающих, перерабатывающих и испускающих с определенной энергией информацию. Эта энергия вызывает в мозгу биохимические реакции, меняя структурно-функциональное назначение миллиардов клеток мозга, благодаря чему и происходит восприятие людьми энергетических импульсов, информационных сигналов, трансформирующихся в образы, смысловые речевые сигналы и т.п. Движение микрочастиц, проникновение их друг в друга, возникающие между ними биохимические реакции и образует то, что мы называем мышлением или душой. Идеальное, таким образом, все больше приобретает свойства материального, грань между ними стирается и, видимо, недалек тот день, когда она вовсе исчезнет.