Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
Третья часть раздела
отведена отечественной философской
мысли от ее зарождения и до конца
эпохи Нового времени. Будучи относительно
самостоятельным течением мировой
философской мысли, философия в
России, в силу ее культурно-исторической
специфики, связанной в первую очередь
с принятием христианства византийского
образца, больше тяготела к западной
философии, нежели к «восточной». Поэтому
ее иногда считают представительницей
восточноевропейской
Наконец, четвертая часть
раздела посвящена рассмотрению
современной философии, которая, будучи
принципиально новым
Мировоззрение
— это сложное, синтетическое,
интегральное образование
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский
этнограф Б. Малиновский отмечал, что
миф, как он существовал в первобытной
общине, то есть в его живой первозданной
форме — это не история, которую
рассказывают, а реальность, которой
живут. Это не интеллектуальное упражнение
или художественное творчество, а
практическое руководство к действиям
первобытного коллектива. Задача мифа
не состоит в том, чтобы дать человеку
какое-то знание или объяснение. Миф
служит для оправдания определенных
общественных установок, для санкционирования
определенного типа верований и
поведения. В период господства мифологического
мышления еще не возникла потребность
в получении специальных
Основным принципом
решения мировоззренческих
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов? Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией.
Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое.
Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.
Итак, мифологически-религиозное
По мере развития
человеческого общества, установления
человеком определенных закономерностей,
совершенствования
Термин «философия» в переводе с греческого языка означает любовь к мудрости. Слово «философ» впервые употребил греческий математики мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле и цели человеческого существования. Возникновение философии означало появление особой духовной установки — поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.
Философия унаследовала от мифологии
и религии их мировоззренческий
характер, их мировоззренческие схемы,
то есть всю совокупность вопросов
о происхождении мира в целом,
о его строении, о происхождении
человека и его положении в
мире и т. д. Она унаследовала также
весь объем позитивного знания, которое
на протяжении тысячелетий накопило
человечество. Однако решение мировоззренческих
проблем в зарождающейся
История свидетельствует,
что теоретическая форма
После того как сформировались самостоятельные
отрасли научного знания — математика,
физика, биология, химия и т. д., философия
утратила функцию быть единственной формой
теоретического освоения действительности.
Но в этих условиях более четко обнаружилась
специфика философии как формы универсального
теоретического познания. Философия —
это форма познания наиболее общих, а точнее,
всеобщих оснований бытия. Философской
мысли присуще рассмотрение мира за пределами
человеческого опыта. Никакой опыт не
позволяет постичь мир как целостную,
беспредельную в пространстве и непреходящую
во времени, бесконечно превосходящую
человеческие силы, не зависящую от индивида
и человечества в целом объективную реальность,
с которой люди должны постоянно считаться.
Целостное понимание мира дает мировоззренческую
опору конкретным научным исследованиям,
позволяет им двигаться вперед, правильно
ставить и решать свои проблемы. Итак,
универсализм — характерный признак философского
способа освоения действительности.
Важной особенностью философского способа освоения действительности является субстанционализм (от латинского слова «субстанция», то есть сущность, лежащая в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Субстанционализм проявляется в стремлении философов объяснить происходящее, внутреннее устройство и развитие мира не генетически, а через единое устойчивое начало. Следует подчеркнуть, что универсализм и субстанционализм — это не два разных, а единый характерный признак философии, ибо предельные обобщения в философии всегда простираются до выявления субстанции всех вещей. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.
Специфика философии на самых ранних этапах ее развития проявляется не в особых средствах выражения своих идей, а в особой установке, в особом стиле мышления, который, помимо универсализма и субстанционализма, проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Таким образом, одной из характерных черт философского размышления является сомнение. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны определённые человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания.
Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленна на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования. Наука — это одновременно и система знаний и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения материи, но и их отражение в сознании, то есть сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии