Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция

Краткое описание

Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.

Вложенные файлы: 1 файл

подготовка к философии.docx

— 285.04 Кб (Скачать файл)

В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика.

Общенаучными логическими  приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный  и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается  эмпирический уровень, то есть накопленный  фактический материал — итоги  наблюдений и экспериментов, и уровень  теоретический, то есть обобщение эмпирического  материала, выраженное в соответствующих  теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных  наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов  и законов, в формировании мировоззренческих  и методологических сторон научного познания в целом.

 

3. Предмет и основные проблемы философии 

 

 

 

Мировоззренческая трактовка  философии позволяет определить ее предмет.

Поскольку философия является мировоззрением  основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.

Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и  человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.

1) Во-первых, бытие и человек  рассматриваются в виде социально-культурных отношений. т.е. взаимоотношения человека и бытия происходит в рамках человеческого общества  т.е. философия начинается там, где взаимоотношения человека и мира перестают носить чисто природный характер, появляются социальные отношения. Осознается, что человек обладает особыми свойствами - душой, сознанием. В связи с этим Маркс и Энгельс включали философию в комплекс общественно-исторических дисциплин, относящихся к обществу, а не прости к природе. Философия, по их мнению, является формой социально-исторического знания.

2) Во-вторых, в философии  бытие и человек рассматриваются  в ценностно-смысловом отношении. Т.е. бытие рассматривается с точки зрения ценности его в целом и отдельных компонент не вообще (это сложно оценить объективно), а для человека. Таким образом, выявляется еще один философский вопрос - о соотношении объективного и субъективного, а так же вопрос о познаваемости мира человеком (имеется в виду смысла бытия)  появляется 2 трактовки этого вопроса - познавательный оптимизм и противостоящий ему скептицизм и агностицизм (а = отрицание, gnosis - знание). ИЗ контекста ценностно-смысловых отношений бытия и человека следует то часть философии, которая рассматривает и изучает высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего - с нравственными ценностями.

Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция  И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.

3) Кроме того, бытие и  человек рассматриваются в плане материально-духовных отношений - т.к. как бытие и человек связаны с материей и духовностью - к какой субстанции они относятся - из чего возникают и куда попадают.  

 

Из такого рассмотрения следует  еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.

Дискуссия по вопросу о  происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:

1) духа, сознания;

2) природы, материи.

Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира. 

 

Вывод:

Итак, поскольку философия  является учением о бытии и  человеке, рассматриваемых в социально-культурном, ценностно-смысловом и материально-духовных отношениях, то в ее основе лежит  рассмотрение обобщенных образов бытия  и его различных частей (природа, общество и человек) в их взаимодействии. Следствием этого являются такие основные разделы философии, как:

а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;

б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении мира и человека;

в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;

г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;

д) логика - учение о формах мышления.

Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.

По мнению И.Канта, философ отвечает на 3 основных вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я тогу надеяться?

которые, в сущности, можно  свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?

В той или иной формулировке, такой постановкой вопроса занимались (?) многие философы.

Философия также имеет  своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого  человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет  на себя функцию рационализации и  систематизации знания, критикует нефилософские  формы мировоззрения, расшатывает  устаревшие догмы.

К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых  идей, мировоззренческих образов, идеалов.

Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик  проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.

 

4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

 

     Ретроспективный  взгляд на  развитие  индуизма  позволяет  выделить  три

основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела  существенные

метаморфозы.

 

   1. Ведический период. 15-6 вв.до  н.э.  Период  написания ранних  «Вед»,

      характеризующийся  привнесением  концепции Дхармы  –   универсального

      закона,  устанавливающего  правила  общественной  и  личной  жизни   и

      нацеленного  на достижение гармонии и счастья.  Веды (дословно знания) –

      религиозно  – философские трактаты, которые   создавались  пришедшими  в

      Индию после  15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана  племенами

      арийцев.  Наибольший интерес у исследователей  древнеиндийской философии

      вызывают заключительные части  вед-упанишады  (дословно  с  санскрита-

      «сидение  у ног  учителя»),  в  которых   дается  философская  трактовка

      содержания  вед.

      Как правило,  веды  состояли  из  нескольких  частей.  Это  «священное

      писание», религиозные  гимны «самхиты».  Далее  шло  описание  ритуалов

      «брахманы», написанные брахманами (жрецами)  и  используемые  ими  при

      отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки»)

      и философские  комментарии к ведам («упанишады»).

       В ведах  запечатлены все знания Ариев  того времени о самих себе  и  об

      окружающем  мире.  Известны  четыре  веды:   Ригведа  (веда   гимнов),

      Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных

      формул) и  Атхарведа ( веда магических заклинаний).

 

   2.  Эпический   этап.  6-2  вв.до  н.э.  Приземленная   концепция   Дхармы

      трансформируется  в  стремление  освобождения  от  бесконечного  цикла

      перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы  не отбрасывается ,  но

      обогащается  понятием личного духовного освобождения  (мокши),  которое

      становится  доминирующим.  Наиболее  известными  источниками   периода

      являются  две поэмы  –  эпосы   «Махабхарата»  и  «Рамаяна»,  в  которых

      затрагиваются  многие философские  проблемы  эпохи.  Также  это  период

      становления  основных классических школ философии.  Философские  течения

      индуистской   мысли   подразделяются   на   ортодоксальные   –   астика

      (основанные  на ведийских  знаниях) и   оппозиционные  –  настика  .   К

      последним    относятся     буддизм,     джайнизм,     чарвана-лакаята.

      Ортодоксальных  школ шесть, и, как правило  они представлены  попарно:

      ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта.

 

   3. Эра сутр. 2в. до  н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры

      вво

      дится понятие бхакти -  служение и любовь к личному божеству.  В этот

      период основной  целью становится не  столько   уход  от  череды  земных

      воплощений, сколько достижение единения  с  божеством  еще  при   жизни.

      Сутра   –  краткий  философский   трактат,   рассматривающий   отдельные

      проблемы (например,  «нама-сутра» и др.). Эра сутр  завершает период

      древнеиндийской  философии.

 

       В дальнейшем (в средние века) господствующее  положение  в  индийской

философии заняло учение Гаутамы  Будды – буддизм. В 18  –  20  вв.  индийская

философия  обогатилась  достижениями  европейской   философской   мысли   (в

частности английской).

                     ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

     Онтология индийской  философии (учение о бытие и  небытие)  опирается  на

закон   Риты   –    космической    эволюции,    цикличности,    порядка    и

взаимосвязанности. Бытие  и небытие ассоциируются соответственно с  вдохом  и

выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою  очередь,  Брахма  –  Космос

живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и

наступает  абсолютное  небытие,  которое  длится  также  100  космических  (

8 640 000 000 земных ) лет – до  нового  рождения  Брахмы.  Вся бесконечная

история – это чередование  жизни  Космоса  (Маха  Манвантара)  и Абсолютного

Небытия  (Маха  Пралайя),  которые сменяют друг  друга через каждые  100

космических  лет.  При  каждом  новом  рождении  Брахмы  –  Космоса   заново

появляется жизнь, но в  более  совершенной  форме.  Мир  Взаимосвязан.  Любое

событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь  Космоса.  Цель

эволюции,  развития  –  достижение  все  более   совершенного   духа   через

постоянную смену материальных форм.

 

 

                    ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

 

     Главной особенностью  древнеиндийской гносеологии  (учения  о  познании)

является не изучение внешних (видимых) признаков предметов  и  явлений  (что

характерно  для  европейского  типа  познания),  а  изучение   процессов   ,

происходящих в сознании при соприкосновении с миром  предметов и  явлений.  В

этой связи индийская  философия выделяет три вида  сознания  :  «пракрити»  -

материальное сознание, «пуруша» - чистое  сознание  (первичная  энергия,  из

которой возникли Вселенная и люди) и «майя» -  сознание  сновидения,  мираж.

Каждое из данных видов  сознания  согласно  индийской  философии  реально  и

заслуживает изучения – в  отличие от европейской философии, которая  признает

только  материальное  сознание  и   длительное   время   (до   И.Канта)   не

рассматривала  вопросы  подлинного  и   неподлинного   бытия,   сущности   и

иллюзорности.

 

 

                        НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ

 

БРАХМАН. Монотеистические религии  – иудаизм , христианство  и ислам – под

словом Бог подразумевают  созидательную силу и в то  же  время  рассматривают

творца как некую невыразимую, хотя и  антропоморфную  сущность,  объект  для

моления и духовного общения.  В  этом  смысле  мышление  индуса  кардинально

отличается   от   образа   мысли   представителей   других   конфессий.   На

экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи  богов

и богинь  (классический  индуистский  пантеон  насчитывает  триста  тридцать

миллионов  богов  и  богинь),  и  все  они   имеют   свою   сферу   влияния,

географическую  принадлежность  или   покровительствуют   конкретному   виду

деятельности. Например, принято  считать, что бог с головой  слона , Ганеша  ,

приносит удачу и способствует успеху в  научных  изысканиях.  Поэтому  люди,

занимающиеся наукой, относятся,  относятся к этому божеству  с трепетным

уважением.

      Особое  место  в  индуистском   пантеоне  занимает  триада  (тримурти),

представленная тремя  богами в онтологическом  и  функциональном  единстве  :

Брахма – творец мира, Вишну –  хранитель  мира  и  Шива  –  разрушитель.  Их

Изображения символизируют  фундаментальные процессы перемен,  происходящих  в

природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия,  тождественна,

творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция  Брахмана,  выражающая

Абсолютную Реальность, под  которой  подразумевается  вся  полнота  (пустота)

вселенной  со   всем   сонмом   бесчисленных   богов   и   богинь.   Брахман

рассматривается как непроявленная  реальность всего сущего. Что  же  касается

второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные  и  функционально

ограниченные  аспекты  Брахмана.   Из  всего  вышесказанного  можно  сделать

следующий вывод: индуизм  занимает концептуальную позицию,  согласно  которой

Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии