Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
В естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика.
Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятный подходы и многое другое. В каждой науке различается эмпирический уровень, то есть накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и уровень теоретический, то есть обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом.
3. Предмет и основные проблемы философии
Мировоззренческая трактовка философии позволяет определить ее предмет.
Поскольку философия является мировоззрением основные 2 предмета ее исследования: мир (бытие) и человек и их взаимодействии (т.е. отношении между собой). В силу этого основными философскими вопросами являются природа, человек - его природа, чувства, ум и т.п., а также вопросы общественной жизни людей, как взаимодействия человека и бытия.
Раскрытие того, какие типы отношения связывают бытие и человека позволит указать основные проблемы философии более развернуто.
1) Во-первых, бытие и человек
рассматриваются в виде социаль
2) Во-вторых, в философии
бытие и человек
Итогом такого рассмотрения может служить, например, позиция И.Канта, провозгласившего человека, человеческое счастье (благо, блаженство) высшей целью, наряду с достоинством и высоким нравственными долгом.
3) Кроме того, бытие и
человек рассматриваются в
Из такого рассмотрения следует еще один основной вопрос философии - о происхождении мира и человека, их основы и разнообразия.
Дискуссия по вопросу о происхождении бытия и человека как правило сводится к дискуссии о первенстве двух основных начал:
1) духа, сознания;
2) природы, материи.
Первенство 1) отстаивает идеализм, 2) - материализм. При этом, к некоторым философам часто применяют термин дуализм - в случае, если они говорят о равноправии и необходимости 2-х начал для сотворения мира.
Вывод:
Итак, поскольку философия
является учением о бытии и
человеке, рассматриваемых в социально-
а) онтология (ontos - сущее logos - учение) - учение о бытии;
б) праксиология (praktikos - деятельный) - учение о практическом отношении мира и человека;
в) эпистемология (episteme - знание) или гносеология (gnoseos - познание) - учение о познании мира человеком;
г) аксиология (axios - ценный) - учение о ценностных соотношениях человека и мира;
д) логика - учение о формах мышления.
Философия выступает как универсальное теоретическое познание, которое берет на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего.
По мнению И.Канта, философ отвечает на 3 основных вопроса:
Что я могу знать?
Что я должен делать?
На что я тогу надеяться?
которые, в сущности, можно свести к единственному, 4-ому: Что есть человек?
В той или иной формулировке,
такой постановкой вопроса
Философия также имеет своей целью экспликацию (выявление) универсалий - выявление общих категорий, которые составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта (логика), а также философия берет на себя функцию рационализации и систематизации знания, критикует нефилософские формы мировоззрения, расшатывает устаревшие догмы.
К тому же, философия обращена и к будущему. Она обладает возможностью формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образов, идеалов.
Философия имеет динамическое содержание, и поэтому резюмирует прошлое, определяет конкретный облик проблемы в современных условиях и прогностически осмысливает будущее.
4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ
Ретроспективный взгляд на развитие индуизма позволяет выделить три
основных этапа, в течение которых философская мысль претерпела существенные
метаморфозы.
1. Ведический период. 15-6 вв.до н.э. Период написания ранних «Вед»,
характеризующийся привнесением концепции Дхармы – универсального
закона, устанавливающего правила общественной и личной жизни и
нацеленного
на достижение гармонии и
религиозно – философские трактаты, которые создавались пришедшими в
Индию после 15 в. до н.э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами
арийцев.
Наибольший интерес у
вызывают заключительные части вед-упанишады (дословно с санскрита-
«сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка
содержания вед.
Как правило, веды состояли из нескольких частей. Это «священное
писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов
«брахманы», написанные брахманами (жрецами) и используемые ими при
отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников («араньяки»)
и философские
комментарии к ведам («
В ведах запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об
окружающем мире. Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов),
Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных
формул) и Атхарведа ( веда магических заклинаний).
2. Эпический этап. 6-2 вв.до н.э. Приземленная концепция Дхармы
трансформируется в стремление освобождения от бесконечного цикла
перерождений.
Прежняя смысловая нагрузка
обогащается
понятием личного духовного
становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода
являются две поэмы – эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых
затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период
становления
основных классических школ
индуистской мысли подразделяются на ортодоксальные – астика
(основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика . К
последним относятся буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.
Ортодоксальных школ шесть, и, как правило они представлены попарно:
ньяя / вайшешика, санкхья / йога и миманса / веданта.
3. Эра сутр. 2в. до н.э. – 7 в.н.э. В середине 1го тысячелетия нашей эры
вво
дится понятие бхакти - служение и любовь к личному божеству. В этот
период основной целью становится не столько уход от череды земных
воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни.
Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные
проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период
древнеиндийской философии.
В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской
философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18 – 20 вв. индийская
философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в
частности английской).
ОНТОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ
Онтология индийской философии (учение о бытие и небытие) опирается на
закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и
взаимосвязанности. Бытие
и небытие ассоциируются
выдохом Брахмы –Космоса (Бога – творца). В свою очередь, Брахма – Космос
живет 100 космических ( 8 640 000 000 земных ) лет, после чего он умирает и
наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (
8 640 000 000 земных ) лет – до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная
история – это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного
Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100
космических лет. При каждом новом рождении Брахмы – Космоса заново
появляется жизнь, но в более совершенной форме. Мир Взаимосвязан. Любое
событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель
эволюции, развития – достижение все более совершенного духа через
постоянную смену материальных форм.
ГНОСЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании)
является не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что
характерно для европейского типа познания), а изучение процессов ,
происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В
этой связи индийская философия выделяет три вида сознания : «пракрити» -
материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из
которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж.
Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и
заслуживает изучения – в отличие от европейской философии, которая признает
только материальное сознание и длительное время (до И.Канта) не
рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и
иллюзорности.
НЕКОТОРЫЕ КЛЮЧЕВЫЕ КОНЦЕПЦИИ
БРАХМАН. Монотеистические религии – иудаизм , христианство и ислам – под
словом Бог подразумевают созидательную силу и в то же время рассматривают
творца как некую невыразимую, хотя и антропоморфную сущность, объект для
моления и духовного общения. В этом смысле мышление индуса кардинально
отличается от образа мысли представителей других конфессий. На
экзотерическом , т.е. общественном, уровне сознания существуют тысячи богов
и богинь (классический индуистский пантеон насчитывает триста тридцать
миллионов богов и богинь), и все они имеют свою сферу влияния,
географическую принадлежность или покровительствуют конкретному виду
деятельности. Например, принято считать, что бог с головой слона , Ганеша ,
приносит удачу и способствует успеху в научных изысканиях. Поэтому люди,
занимающиеся наукой, относятся, относятся к этому божеству с трепетным
уважением.
Особое место в индуистском пантеоне занимает триада (тримурти),
представленная тремя богами в онтологическом и функциональном единстве :
Брахма – творец мира, Вишну – хранитель мира и Шива – разрушитель. Их
Изображения символизируют фундаментальные процессы перемен, происходящих в
природе (пракрити – вечное материальное начало, первоматерия, тождественна,
творческой силе природы). Венчает эту троицу концепция Брахмана, выражающая
Абсолютную Реальность, под которой подразумевается вся полнота (пустота)
вселенной со всем сонмом бесчисленных богов и богинь. Брахман
рассматривается как непроявленная реальность всего сущего. Что же касается
второстепенных богов, то они представляют лишь воплощенные и функционально
ограниченные аспекты Брахмана. Из всего вышесказанного можно сделать
следующий вывод: индуизм занимает концептуальную позицию, согласно которой
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии