Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2014 в 20:48, лекция
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Особенности исторических типов мировоззрения. Функции философии. Философия и система ориентаций человека в обществе. Структура философского знания. Основные направления в философии: материализм и идеализм, их формы. Агностицизм и вопрос о познаваемости мира. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика. Философия и наука. Философия и культура.
Условия возникновения и развития философии в Древней Греции и Риме. Характеристика основных этапов в развитии античной философии. Место античной философии в историко-культурном развитии человечества.
первозданная, невоплощенная пракрити существует вне времени и причинности,
недоступна для эмпирического восприятия и является бессознательным
(бездуховным) началом.
Другими словами, вселенная возникла из непроявленной материальной
субстанции, недоступной чувственному восприятию. Эта реальность является
комбинацией качеств (гунн), но сама по себе не может быть идентифицирована.
В противоположность первой категории выступает пуруша, как чисто
духовное начало. Это понятие не следует понимать как разум, Эго или
интеллект, так как санкхья трактует последние три понятия как утонченные
материальные формы. Пуруша представляет вечный, неменяющийся принцип
индивидуальности, стоящий вне времени и пространства. Существуют разные
доказательства существования Пуруши, включая предпосылку об очевидности
таких проявлений, как воплощенные в пракрити удовольствие, боль и
безразличие. Помимо этого утверждается, что освобождение от невзгод имеет
смысл лишь в том случае, когда существует независимый от физической
оболочки Дух.
В соответствии с философией санкхья принцип самосознания (джива)
включает в себя одухотворенное пурушей Эго (аханкара), чувства и физическое
тело. Иначе говоря речь идет о двух основополагающих вселенских категориях.
Однако личности, не достигшие просветления, не способны идентифицировать
свое истинное «Я» - пурушу, и мотивация их поступков в основном зависит от
чувственных потребностей физического тела. Поэтому освобождение достижимо
лишь при условии
Иными словами, человек освобождается, как только осознает различие
между собственной духовной природой и подчиненными принципами Эго,
интеллекта, чувственного восприятия и физического тела. Методологию такого
освобождения предлагает Йога.
Стоит сказать несколько слов о гносеологии санкхьи и, в частности, о
позиции этой школы по отношению к причинно-следственным связям. Согласно
санкхье, чувственное познание материального мира воспринимается человеком
через ментальные образы. Не отрицая сущностность внешних проявлений,
признается, что человек не способен до конца познать мир как таковой, а сам
процесс познания сводится к восприятию чувственных впечатлений. Итак, мы
рассмотрели первый из трех источников познания. Вторым и третьим являются,
соответственно, умозаключение (аналогично школе ньяя) и шрути (знание,
почерпнутое из священных текстов). Однако на практике адепты редко
апеллируют к первоисточникам, ограничиваясь восприятием, умозаключением и
аналогией.
Заметим, что здесь можно отметить явное расхождение с позицией
философии ньяя. Последняя рассматривает мир как объект для чувственного
изучения, а с точки зрения философов санкхьи природа вещей до конца не
познаваема., то есть является не более чем чувственным впечатлением.
3. ЙОГА.
Йога представляет
собой совокупность религиозно-
ведущих к освобождению. Основоположником учения считается Патанджали
(живший ок.200 ил 400 г.н.э.), систематизировавший основные методики в
своей «Йога-сутре», древнейшем письменном руководстве по йоге.
Несмотря на то что позиции йоги и санкхьи совпадают, существует и
принципиальное расхождение. В отличие от последней, йога придерживается
концепции личного божества (Ишвары). Доказательство существования Ишвары
сводится к выявлению качественных характеристик бытия. Так, один объект
превосходит другой по размерам и, следовательно, необходим критерий
(эталон) соотнесения величин. Эта посылка в свою очередь подразумевает
наличие Высшего Существа, носителя всех мыслимых категорий и качеств,
относительно которых осуществляется оценка всего сущего. Однако, вечный,
всемогущий Ишвара не считается Творцом материального мира. Эта концепция
Бога существенно отличается как от западной, так и той, что предложена
системой ньяя/вайшешика.
Своей целью
йога ставит освобождение
требует от человека духовной дисциплины. Система самосовершнствования
подразумевает восемь этапов:
1. Воздержание от неправедной жизни (лжи, лихоимства, половой жизни).
2. Соблюдение предписаний
– внутренней и внешней
3. Статические упражнения (позы-асаны).
4. Овладение гармоничным дыханием.
5. Направление сознания внутрь с целью подготовки физ. тела к дух. опыту.
6. Сосредоточение внимания на объекте.
7. Созерцание объекта.
8. Самадхи – состояние глубокой медитации (достижение сверхсознания).
Сам медитативный процесс представляет практическую реализацию природы
реальности, заявленную в философии санкхья. Личный Бог играет роль
источника духовной экзальтации, ибо доказательство его существования
постигается как интуитивное познание Высшего Начала. В то же время служение
Ишваре является неотъемлемой составляющей физической и умственной
подготовки йога.
4. МИМАНСА.
Последователи мимансы подвергли «Веды» логическому обоснованию и
придавали большое значение ведическим гимнам, текстам некоторых «Брахман» и
Упанишад». Это религиозно-философское учение подразделяется на две школы:
1. Пурва – миманса (ранняя) – особое внимание направлено на
соблюдение общественного и религиозного долга (дхармы) в свете ведийских
учений; иногда это направление называют дхарма – мимансой.
2. Уттара – миманса (более позднее учение) – основой является
концепция Брахмана как Первопричины всего сущего; внимание уделяется скорее
исследованию природы реальности, а не управляющим принципам; иногда эту
школу именуют брахма – мимансой.
Уттара – мимансу также называют ведантой, последней из шести
рассматриваемых философских систем. Отметим, что термин «ранняя» следует
понимать не в хронологическом порядке , а в свете того, что система
веданты несколько переосмыслила некоторые базовые принципы, обозначенные в
ведийской литературе. Заметим, что истоки обеих школ не совсем ясны.
Принято считать, что учение было впервые изложено в «Миманса-сутрах»,
Джаймини, жившим в 3 в.н.э. Однако задолго до написания этого трактата
учение передавалось из уст в уста. Наиболее известна поздняя интерпретация
сделанная бхашьей (комментарий к сутре) в период между 3 и 4 вв.н.э.
Отправной точкой учения является предпосылка о том, что имеют смысл только
те утверждения, которые предписывают условия действия причины. Суть такого
заявления заключается в том, что «Веды» рассматриваются как истина в
конечной инстанции. Познаваемы лишь события (факты) личной жизни, что же
касается вечных понятий , то они непостижимы, потому что не поддаются
описанию и идентификации. Таким образом, знания, изложенные в «Ведах»
существуют вне рамок условного мира.
Теория познания мимансы исходит из посылки вечности и непреложности
ведийских знаний: познание самоочевидно и тождественно самосознанию. Иными
словами, голые факты не отражают истинного знания. Итак, налицо явный
дуализм позиции. Разум существует
вне связи с объектами
не является производным от осмысления результатов эмпирического процесса,
но незыблемым и непреложным. Коль скоро извечная истина не может быть
выявлена с помощью фактических свидетельств, стоит принять ее такой, какой
она отображена в «Ведах». Можно сказать , что вклад этой школы в индуизм
состоит в утверждении незыблемости соблюдения законов Дхармы. «Веды» как
основной источник непреходящего знания должны вновь и вновь
переосмысливаться и комментироваться
в свете практического
что выходит за рамки предписаний, представляет очевидную угрозу отягощения
кармы и соответственно, умножения страданий в будущем.
5.ВЕДАНТА.
Философская система веданта (буквально – завершение вед) и поныне
пользуется большой
конечная истина, непостижимая умом, но обретаемая в процессе молитвенного
созерцания и углубленной медитации. Аргументация веданты сводится к
следующему:
? Брахман бескачествен (не являясь частью феноменального мира, он и не то и
не это);
? только обусловленность подразумевает конкретное понятие и качественные
характеристики;
? соответственно, Брахман непостижим в рамках условных понятий.
Согласно веданте, Брахман воплощается в физические формы, но при этом
остается неизменен, является Первопричиной всего сущего, но поскольку он
вечен и неделим, не может рассматриваться в свете причинно-следственных
связей.
Веданта является религиозно – философской системой, объединяющей множество
учений, которые , в свою очередь отличаются богатством идей (порой
противоречивых) и воззрений. Следует помнить, что основные идеи являются
творческим осмыслением «Упанишад». Помимо рукотворных источников знания,
веданта признает заповеди и личные умозаключения.
ОППОЗИЦИОННЫЕ УЧЕНИЯ
Рассмотренные ранее философские течения развивались на основе
ведийской традиции. Все остальные – включая джайнизм, буддизм, локаяту, о
которых речь пойдет далее - развивались самостоятельно. Как правило
территориально эти учения
ассоциируются с северо-
соответствующими современным провинциям Западная Бенгалия и Бихар.
1. ЛОКАЯТА.
Материалистическое учение локаята отрицает существование
внечувственных субстанций и загробной жизни, другими словами, иных миров,
кроме феноменального. Вера в подобные явления считается плодом фантазии.
Коль скоро логическое осмысление непроявленных объектов невозможно, а
умозаключение не является достоверным источником знания, безусловное
доказательство существования духовных категорий несостоятельно.
Умозаключение становится весомым доказательством лишь тогда, когда
подтверждается хотя бы возможностью чувственного восприятия обЪекта.
Однако, как указывал Вернер, истинность (или ложность) исходной посылки
материализма (то что не видимо - не существует) сама по себе недоказуема, а
является своего рода метафизическим постулатом. Иначе говоря, все зависит
от интерпретации эмпирических данных.
Школа локаята рассматривает сознание как результат взаимодействия
элементов, составляющих человека, подобно тому как , пьянящее свойство
алкогольного напитка является результатом ферментации первоначальных
компонентов.
Существовало несколько направлений локаяты, одно их которых
рассматривало Эго как совокупность материальных компонентов, поглощаемых во
время еды (созвучно высказыванию «вы становитесь таким, какова ваша пища»),
другое акцентировало внимание на чувственном восприятии, третье
отождествляло сознание с жизненными силами. Еще одно направление этой школы
признает существование в человеке разумного начала, хотя последнее
считается таким же смертным, как и физическое тело.
Этические нормы учения основаны на конечности земного существования:
человек должен получить максимум удовольствия от жизни, а величайшим
наслаждением является обладание прекрасной женщиной. Жертвенность и
изучение «Вед» считаются бессмысленным времяпровождением глупцов и
импотентов. С дугой стороны последователи локаяты учат тому, что личное
удовольствие не должно причинять страданий другим людям. В этом смысле
жертвоприношения животных и агрессивные действия считаются неприемлимыми.
2. БУДДИЗМ.
В 6 в.до н.э. каждый житель Северной Индии мог быть знаком с одной
из трех философских теорий:
? ортодоксальным индуизмом, основанный на ведийских знаниях и строгом
соблюдении ритуалов и предписаний;
? аскетической практикой и медитацией , которую проповедовали независимые
духовные учителя (отшельники – шраманы),;
? материалистической и гедонистической философией школы локаята.
Эта эпоха характеризовалась развитием торговли, оттоком населения в города
и, как результат, ослаблением внутриклановых связей и племенных традиций.
Эти причины вынуждали людей искать новые духовные ценности.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха
Шакьямуни) (563-483гг. до н.э.), родившийся в княжеской семье в Северной
Информация о работе Роль философии в жизни человека и общества. Исторические типы философии