Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 19:47, курсовая работа
Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие "свобода личности" все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Введение…………………………………………………………………1
Раздел 1:Биография……………………………………………………...2
Раздел 2: Становление философских взглядов Н.А. Бердяева……….4
Раздел 3: Персонализм Бердяева. Центральное место проблемы свободы человеческой личности в его философии……………………………...7
Раздел 4: Богочеловека в концепции свободы личности…………….12
Раздел 5: Творчество как реализация свободы, путь к гармонизации бытия…………………………………………………………………….14
Раздел 6: Философия Свободы Н.А. Бердяева………………………..18
Заключение……………………………………………………………....25
Литература……………………………………………………………….26
МОСКОВСКИЙ
ГУМАНИТАРНО-
Дисциплина:философия
Тема:
«Свобода и творчество в философии Н. Бердяева.»
Выполнил:
студент группы П-5-10
Матвеева А.Н.
Научный руководитель:
К.филос.н., доцент
Кузнецова М.А.
Защищена | Оценка |
«_____» 2011 г. | «_____» |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Раздел 1:Биография…………………………………………………
Раздел 2:
Становление философских взглядов Н.А.
Бердяева……….4
Раздел 3: Персонализм Бердяева. Центральное
место проблемы свободы человеческой
личности в его философии……………………………...7
Раздел 4:
Богочеловека в концепции свободы личности…………….12
Раздел 5:
Творчество как реализация свободы, путь
к гармонизации
бытия…………………………………………………………………
Раздел 6: Философия Свободы Н.А. Бердяева………………………..18
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Сегодня в современном нам обществе мы
пытаемся восстановить ценность свободы
личности, которая формально воспринимается
нами как одно из прав человека и гражданина.
Понятие "свобода личности" все чаще
употребляется в средствах массовой информации,
в выступлениях политических лидеров,
декларируется Конституцией нашего государства.
Однако смысл, вкладываемый в это понятие
разными людьми, различен, зачастую предлагаются
самые противоположные пути решения проблемы
свободы человеческой личности. Но при
этом сама категория свободы не подвергается
достаточно серьезному анализу.
Свобода как одна из основных философских
категорий характеризует сущность человека
и его существование. В истории философской
мысли это понятие прошло длительную эволюцию
- от "отрицательной" (свобода от)
до "положительной" (свобода для)
трактовки. Философия свободы была предметом
размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра
и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева.
Диапазон понимания этого понятия чрезвычайно
широк - от полного отрицания самой возможности
свободного выбора до обоснования
"бегства от свободы" (Э. Фромм) в условиях
современного цивилизованного общества.
Представление свободы как "осознанной
необходимости", на мой взгляд, ведет
к тому, что человек уподобляется физическим
предметам, подчиняющимся только неумолимым
законам природы. Только понимание свободы
как потенциальной способности человека
к свободному выбору альтернативы, как
возможности мыслить и поступать в соответствии
со своими представлениями и желаниями,
а не вследствие внутреннего или внешнего
принуждения дает личности возможность
обретения духовной свободы, обретения
человеком самого себя. Например, Н.А. Бердяев
пишет: "Идея свободы для меня первичнее
идеи совершенства, потому что нельзя
принять принудительного, насильственного
совершенства". Возможно именно поэтому
нам сегодня интересна его точка зрения
как одного из выдающихся русских философов,
который еще в первой половине нашего
века выделил тему свободы личности как
центральную проблему философской мысли
и предложил пути ее решения.
Как отмечают многие исследователи творчества
Бердяева, идея свободы личности у него
окрашена прямо противоположными настроениями
и трагизмом и решимостью совершить "революцию
духа", переживаниями одиночества и
порывом к всепобеждающей соборности,
чувством падшества
бытия и истории и верой в преображающую и спасительную силу человеческой свободы.
РАЗДЕЛ 1.Биография
Н.А.Бердяев
родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки
по отцовской линии принадлежали к высшей
военной аристократии. Мать - из рода князей
Кудашевых (по отцу) и графов Шуазель-Гуффье
(по матери). В 1894 г. он поступил в киевский
кадетский корпус. Однако обстановка военного
учебного заведения оказалась для него
совершенно чуждой, и Бердяев поступает
на естественный факультет киевского
Университета Святого Владимира.
Студенческая среда весьма существенно
повлияля на характер и жизненные ориентиры
Бердяева. Несовершенство мира теперь
порождает в нем желание изменить мир,
искоренить зло и несправедливость. Ответа
на вопрос, как этого достичь, Бердяев
ищет в теории научного социализма, которую
начинает изучать с 1894 г., в одном из киевских
социал-демократических кружков. Одновременно
он продолжает свои занятия философией,
посещая лекции и семинары профессора
Г.И.Челпанова.
Участие в студенческом движении заканчивается
для Бердяева арестом в 1898 г., месячным
тюремным заключением, судом и ссылкой
в Вологду (1901 - 1902 гг.), где в то время уже
находились А.А.Богданов и А.В.Луночарский,
Б.В.Савинков, Б.А.Кистяковский (автор известной
статьи в сборнике "Вехи"), А.М.Ремизов
и П.Е.Щеглов. К этому времени Бердяев уже
был известен как "критический марксист",
автор статьи "А.Ф.Ланге и критическая
философия в их отношении к социализму",
которую К.Каутский опубликовал в органе
германской социал-демократической партии
"Новое Время" (№№ 32-34 за 1899-1900 гг.).
Вскоре этот философский дебют Бердяева
был дополнен появлениям его первой книги
- "Субъективизм и индивидуализм в общественной
философии. Критический этюдН.К.Михайловском"(Спб.,
Уже в ссылке Бердяев начинает осозновать
невозможность соединения в целостном
мировоззрении материалистического понимания
истории и философского идеализма, а к
1903 г. окончательно укрепляется на пути,
по которому уже пошли бывшие "легальные"
марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк.
Это в конечном счете привело его в 1904
г. в журнал "Новый путь" - трибуну
религиозно-философских собраний, организованных
в Петербурге Д.С.Мережковским. Но идеализм
для Бердяева оказался лишь переходной
философской формой. Конечным же пунктом
становится еще неясный образ религиозно-христианской
философии, призванной выразить целостым
и универсальным образом человеческийопыт.
В 1905-1906 гг. совместно с С.Н.Булгаковым
Бердяев редактирует
журнал
"Вопросы жизни", стремясь сделать
его центром единения новаторских течений
в социально-политической, религиозно-философской
и художественной сфере. Поездка зимой
1907-1908 гг. в Париж и интенсивное общение
с Мережковским и его кругом стимулирует
обращение Бердяева к Православию. По
возвращению в Россию он поселяется в
Москве, сближается с кругом философов,
объединенных вокруг книгоиздательства
"Путь" (Г.А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой,
В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и
принимает деятельное участие в организации
религиозно-философского общества памяти
Вл.Соловьева. Итогом творческих поисков
этого периода становится опубликованная
в 1911г."Философиясвободы".
В "Философии свободы" Бердяев выступает
как продолжатель главных традиций русской
философии XIX века. Устремленность Бердяева
к всемирной соборности, призванной преодолеть
церковный конфессионализм, находится
в русле универсализма Вл.Соловьева и
его ученияо"Богочеловечестве".
Зимой 1912-1913 гг. Бердяев вместе с женой
Л.Ю.Трушевой едет в Италию и привозит
оттуда замысел и первые страницы новой
книги, законченной к февралю 1914 г. Это
был опубликованный в 1916 г. "Смысл творчества",
в котором, отмечал Бердяев, его " религиозная
философия" впервые была вполне осознана
и выражена (см.: "Самопознание. Опыт
философской автобиографии", Париж,1949,
с.174).
Февраль 1917 г. Бердяев приветствовал.
Падение "священного русского царства"
как лже-теократии и "мужицкого царства"
воспринималось им в русле творческих
задач эпохи. Однако с течением времени
Бердяев становится пессимистичней. За
10 дней до падения Временного правительства
он пишет: "Традиционная история русской
интеллигенции кончена... она побывала
у власти, и на земле воцарился ад. Поистине
русская революция имеет какую-то большую
миссию, но миссию не творческую, отрицательную
- она должна изобличить ложь и пустоту
какой-то идеи, которой была одержима русская
интеллигенция и которой она отравила
русский народ" (см.: Русская свобода.
1917. №№ 24-25. С.5).
В 1918 г. Бердяев создает Вольную Академию
Духовной Культуры, при которой начинают
работу несколько семинаров. Он читает
курс лекций по философии истории, участвует
в семинаре по Достоевскому, а также пишет
книгу "Философия неравенства" (опубликована
в Берлине в 1923 г.). В 1920 г. историко-филологический
факультет Московского университета избирает
его профессором. А в 1921 г. он подвергается
аресту в связи с делом так называемого
"тактического центра". Летом 1922 г.
последовал еще один арест, осенью - высылка
за пределы страны
С 1922 по 1924 г. Бердяев живет в Берлине.
Уже в эту эпоху он приобретает репутацию
ведущего философа послевоенной Европы.
У него завязываются знакомства с О.Шпенглером,
М.Шелером, Г.фон
Кайзерлингом.
Начало второй мировой войны и война фашистской
Германии с СССробострила патриотические
чувства Бердяева... Первой послевоенной
книгой стала "Русская идея" (Париж,
1946), посвященная осмыслению истории русскойфилософии.
Умер Бердяев 23 марта 1948 года за рабочим
столом в своем доме в пригороде Парижа,
Кламаре.
РАЗДЕЛ
2. Становление философских взглядов Н.А.
Бердяева.
Духовная эволюция Николая Александровича
Бердяева прошла путь от "легального
марксизма", когда он (наряду с другими
марксистами) выступал против идеологии
народничества, к религиозному миросозерцанию.
Николай Александрович Бердяев родился
в Киеве в 1874 году в аристократической
семье. Учился в Киевском кадетском корпусе,
в 1894 году поступил на естественный факультет
Киевского университета, затем перешел
на юридический. Систематические занятия
философией Бердяева начались в университете
под руководством Г.И. Челпанова. Тогда
же он включился в социал-демократическую
работу, став пропагандистом марксизма,
за что при разгроме киевского "Союза
борьбы за освобождение рабочего класса"
в 1898 г. был арестован и исключен из университета.
В опубликованной в 1901 г. работе "Субъективизм
и индивидуализм в общественной философии.
Критический этюд о Н.К. Михайловском"
наметился поворот к идеализму, закрепленный
участием Бердяева в сборнике "Проблемы
идеализма" в 1902 г. С 1901 по 1903 г. писатель
находился в административной ссылке,
где отошел от социал-демократии и примкнул
к либеральному "Союзу освобождения".
Причиной разрыва с марксизмом для Бердяева
было неприятие им идеи диктатуры и революционного
насилия, несогласие с тем, что историческая
истина зависит от классовой идеологии,
от чьих бы то ни было интересов. В противоположность
этим утверждениям он подчеркивает, что
объективная (абсолютная) истина существует
независимо от классового (эмпирического)
сознания и может лишь в той или иной мере
открываться человеку - в зависимости
от его жизненного опыта и ценностных
установок. Но, не приняв марксистской
философии истории, постулируя априорную
систему логических условий познания
и нравственных норм, он не отрицал социологической
значимости марксизма.
Его отход от "легального марксизма"
совершился достаточно
безболезненно:
Бердяев, по впечатлениям его современников,
вообще никогда не был фанатиком какой-либо
одной идеи, одного культа. Его отличала
"безумная расточительность" ума,
вызывавшая нередко самые серьезные нарекания.
Шестов, например, иронизирует по поводу
стремительной эволюции его взглядов:
"Как только он покидает какой-либо
строй идей ради нового, он уже в своем
прежнем идейном богатстве не находит
ничего достойного внимания. Все - старье,
ветошь, ни к чему не нужное... Он стал христианином
прежде, чем выучился четко выговаривать
все слова символа веры". Но даже
встав на позиции христианства, он искал
не веры, а знания, он и в религиозной жизни
хотел сохранить свободу искания,свободутворчества.
В 1908 году Бердяев переехал в Москву, где
принимал участие в различных сборниках.
Поиск собственного философского обоснования
"неохристианства" завершился книгами
"Философия свободы" (1911) и, в особенности,
"Смысл творчества. Опыт оправдания
человека" (1916), которую он ценил как
первое выражение самостоятельности своей
религиозной философии. 1-я мировая война
была воспринята Бердяевым как завершение
гуманистического периода истории с доминированием
западноевропейских культур и начало
преобладания новых исторических сил,
прежде всего России, исполняющей миссию
христианского соединения человечества
(о чем он писал в сборнике "Судьба России",
1918). Бердяев приветствовал народный характер
Февральской революции и вел большую пропагандистскую
работу по предотвращению "большевизации"
революционного процесса, с тем чтобы
направить его в "русло социально-политической
эволюции". Октябрьскую революцию расценил
как национальную катастрофу. В советский
период жизни Бердяев создал в Москве
Вольную академию духовной культуры, где
читал лекции по философии, в том числе
по проблемам религиозной философии истории,
которые составили основу книги "Смысл
истории".
В 1922 году Бердяев наряду с другими видными
деятелями русской культуры был насильственно
выдворен за пределы страны. В 1922 - 1924 годах
жил в Берлине. Выход в свет его эссе "Новое
средневековье. Размышление о судьбе России
и Европы" (1924) принес Бердяеву европейскую
известность. В 1924 г. Бердяев переехал
в Кламар под Парижем, где прожил до конца
своих дней. В условиях эмиграции основными
в его творчестве становятся темы этики,
религии, философии истории и философии
личности. Писатель вел активную творческую,
общественно-культурную и редакционно-издательскую
работу, включался в различные общественно-политические
и общественно-церковные дискуссии в эмигрантской
среде, осуществлял в своем творчестве
связь русской и западноевропейской философской
мысли. Он отстаивает в своих трудах первенство
личности над обществом, "примат свободы
над бытием". Резко критикуя - за антидемократизм
и тоталитаризм - идеологию и
Информация о работе Свобода и творчество в философии Н. Бердяева