Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 21:20, лекция
Начнем с того же Эриха Фромма: «Переход от «влюбленности» к иллюзии любви-"обладания" можно часто со всеми конкретными подробностями наблюдать на примере мужчин и женщин, "влюбившихся друг в друга". В период ухаживания оба еще не уверены друг в друге, однако каждый старается покорить другого. Оба полны жизни, привлекательны, интересны, даже прекрасны — поскольку радость жизни всегда делает лицо прекрасным. Оба еще не обладают друг другом; следовательно, энергия каждого из них направлена на то, чтобы быть, то есть отдавать другому и стимулировать его.
Свободная любовь, брак и семья
Начнем с того же Эриха
Фромма: «Переход от «влюбленности» к
иллюзии любви-"обладания" можно
часто со всеми конкретными
Как правило, каждый из них пытается отыскать причину подобной перемены в своем партнере и чувствует себя обманутым. И ни один из них не видит, что теперь они уже не те, какими были в период влюбленности друг в друга; что ошибочное представление, согласно которому любовь можно иметь, привело их к тому, что они перестали любить. Теперь вместо того, чтобы любить друг друга, они довольствуются совместным владением тем, что имеют: деньгами, общественным положением, домом, детьми. Таким образом, в некоторых случаях брак, основывавшийся сначала на любви, превращается в мирное совместное владение собственностью, некую корпорацию, в которой эгоизм одного соединяется с эгоизмом другого и образует нечто целое: "семью"»
Свободная любовь не может никак противоречить браку или семье, если конечно подбраком понимать свободный, добровольный, равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувстве взаимной любви и уважения, заключаемый для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. Но есть и другое понимание брака — буржуазное понимание, брак — это гражданско-правовая сделка, договор, где на первом месте стоит собственность, точнее вопрос о режиме имущества будущих супругов. Брак это экономическая сделка. Какая тут может быть любовь, если важнее не с кем жить и не как жить, а чем владеть? В понимании человека с буржуазной психикой «по договору» его собственностью становится другой человек. И если потом этот «другой» начинает изменять, то вопрос о сохранении семьи полностью начинает зависеть от остального «не живого» имущества. Так капитализм внутренне разрушает семью.
«Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической экзистенциальной сущности обоих партнеров и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т. д., пытаются, насколько я могу судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом «любовников» вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного», — пишет Эрих Фромм дальше. А вот что пишет по этому поводу Инесса Арманд: «…сам брак буржуа является также одной из форм проституции, так как он основан не на любви, а на приличии, на наживе, на капитале.
Но с исчезновением капиталистического строя и с переходом власти в руки пролетариата исчезнет и «коммунизм жен», то есть официальная и неофициальная проституция, исчезнет и продажный буржуазный брак, брак сделка, брак кабала, который должен быть закреплен как всякая сделка, либо государственными, либо церковными учреждениями.
Таким образом, буржуазная семья не является чем-то извечным. Семья есть следствие определенного строя, и изменяется вместе с ним. Исчезнет и буржуазная семья вместе с уничтожением капитализма.»
Вся проблема состоит именно
и только в отношениях между людьми.
Посмотрите, как разительно отличаются
оба определения брака, одно основано
на любви другое на собственности. Но
и в одном и в другом человек
берет на себя обязательства. Взять
на себя обязательства означает потерять
свободу? Нет, это означает нести
ответственность за свои поступки,
тут нет места принуждению, все
совершается добровольно и
Большой интерес представляет
мнение по вопросу нового брака А.М.
Коллонтай: «Прежде всего, общество
должно научиться признавать все
формы брачного общения, какие бы
непривычные контуры они ни имели,
при двух условиях: чтобы они не
наносили ущерба расе и не определялись
гнетом экономического фактора. Как
идеал остается моногамный союз, основанный
на «большой любви». Но «не бессменный»
и застывший. Чем сложнее психика
человека, тем неизбежнее «смены». «Конкубинат»,
или «последовательная
Второе требование — признание
не на словах только, но и на доле «святости»
материнства. Общество обязано во всех
формах и видах расставить на пути
женщины «спасительные станции»
Новый брак должен означать и новое со стороны общества к нему отношение.
§ 4. Любовь, брак, семья
Семья и проблемы межличностной совместимости. Семья составляет существенное звено в цепи социального бытия, ведь каждая нация и государство слагаются из отдельных семей: семья является первым базисом государства. Семья - это первичная ячейка общества, объединяющая супругов и их потомство. В семье отдельная личность, поступаясь некоторыми своими особенностями, входит в качестве члена в некое целое. Жизнь семьи связана с половым и возрастным разделением труда, ведением домашнего хозяйства, взаимной помощью людей в быту, интимной жизнью супругов, продлением рода, а следовательно, воспроизведением народа, воспитанием нового поколения, а также с нравственными, правовыми и психологическими отношениями. Семья - важнейший инструмент индивидуального становления личности: именно здесь ребенок впервые включается в общественную жизнь, усваивает ее ценности, нормы поведения, способы мышления, язык. Иначе говоря, семья - это школа воспитания, передачи опыта жизни, житейской мудрости.
Полноценная брачная связь
мужчины и женщины предполагает
раздельность соединяющейся пары, т.е.
такую их связь, в силу которой
они не исключают, а взаимно полагают
друг друга, находя каждый в другом
полноту собственной жизни. Только
при этом условии можно говорить
об истинной совместимости супругов.
Проблема межличностной совместимости
- это чрезвычайно тонкая и неимоверно
сложная проблема. Люди, вступающие
в общение (в процессе коммуникации,
совместной трудовой деятельности, учебы,
игровых действий или личных отношений
между мужчиной и женщиной), оказываются
совместимыми или малосовместимыми,
а то и вовсе несовместимыми. Межличностная
совместимость - это взаимное приятие
партнеров по общению, совместной деятельности
или жизни в браке, основанное
на оптимальном сочетании (сходстве
или взаимодополнительности) ценностных
ориентаций, социальных и нравственных
позиций, вкусов, темпераментов и
характеров, эмоционального и интеллектуального
уровня и настроя, мировоззрения, отношения
к труду и т.п. В отношениях
между мужчиной и женщиной, в дружбе
и любви большую роль играет еще
ряд личностных качеств, например возможность
эротического взаимоудовлетворения. Психологическая
тонкость полового взаимоудовлетворения,
а тем самым и совместимости,
заключается, кроме всего прочего,
в том, способна ли женщина отдаваться
мужчине, желая доставить ему
максимум удовольствия, в свою очередь
мужчина делает то же самое для
женщины, или же каждый из них эгоистично
стремится получить максимум удовольствия
для себя, не заботясь о своем
партнере. (Между прочим, во многом именно
на этом держится сила взаимной любви
в той мере, в какой им импонирует
эротический аспект отношений. Ведь
мужчина и женщина могут иметь
и иные очень императивные ценностные
ориентации.) Критерием межличностной
совместимости является удовлетворенность
партнеров результатом и, главное,
процессом взаимодействия, когда
каждый из них оказывается на высоте
требований другого, не нужно создавать
специальные условия для
Принято считать, что мужчины, как правило, - "особи" брутально-активного пола, а женщины - "особи" более сдержанно-ожидательного пола. Женщины - это удивительно утонченные натуры в душевном отношении. Сила их интуиции порой стоит гениальности иных мужчин. Природа наградила их большей, чем мужчин, витальностью и изощренной интуитивностью, что очень нужно в жизни: ведь на них природой возложена сложная и особо тонкая ответственность.
Брак - это юридически оформленные отношения между мужчиной и женщиной. "Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор, а прежде всего моральный союз, возникший на основе взаимной любви и доверия, превращающий супругов в одно лицо" [1].
1 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. М., 1971. С. 68.
О любви. Эмоционально-психологической, нравственной и эстетической основой брака является любовь, хотя и не всякий брак основан на этом чувстве, а любовь может быть и вне брака. Семья - это естественное гнездо любви, уважения и взаимной заботы. Любовь прекрасна, когда она взаимна и когда мы любим цельно, искренне и преданно. Метко сказал Архимед: любовь - это теорема, которую надобно доказывать каждодневно.
Любовь - это индивидуально-
Нравственная природа
любви выявляется в ее устремленности
не просто на существо другого пола,
что характерно для непосредственного
чувственного влечения, а на личность
с ее индивидуальной неповторимостью.
Эстетическая сторона любви проявляется
в том, что любимый человек
вызывает удивительный подъем жизненных
сил, игру воображения, заостренное
чувство восхищения, длительной радости,
муки сомнения, страдания и вообще
весь внутренне противоречивый, а
в целом красочный букет
История брачно-семейных отношений. Как и все человеческое, любовь исторична. Любовь, брак и семья возникли и развивались вместе с появлением и развитием человека и человеческого общества. Правда, единобрачие наблюдается и у некоторых животных, но оно продиктовано инстинктом и естественным отбором.
В глубокой древности половые отношения носили беспорядочный характер и семьи не существовало. Каждая женщина принадлежала каждому мужчине и равным образом каждый мужчина - каждой женщине. Этому противостояла лишь животная ревность, которая обуздывалась общностью материальных интересов первобытного коллектива. В дальнейшем половые отношения развивались по линии выключения из них родителей и детей, а потом братьев и сестер.
В родовом обществе возник
групповой брак. Вступавшие в половую
связь мужчины и женщины