Системный метод познания в науке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:53, реферат

Краткое описание

Пристальный анализ показывает, что множество рассматриваемых в системном движении вопросов принадлежит не только науке, типа общей теории систем, но охватывают обширную область научного познания как такового. Системное движение затронуло все аспекты научной деятельности, а в его защиту выдвигается все большее число аргументов.
В основе системного подхода, как методологии научного познания, лежит исследование объектов как систем. Системный подход способствует адекватному и эффективному раскрытию сущности проблем и успешному их решению в различных областях науки и техники.
Системный подход направлен на выявление многообразных типов связи сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину.

Содержание

Введение 3
1. Понятие «система» и «системный подход» 5
2. Онтологический смысл понятия «система» 7
3 Гносеологический смысл понятия «система» 9
4 Разработка сущности системы в естественных науках 10
5 «Система» и «системный подход» в наше время 12
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

реф философ.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

     Что касается истины, то, будучи по своему содержанию независимой от познающего субъекта, она в то же время может  по-разному отражаться в сознании человека. Сознание же человека формируется обществом. Истина не является чем-то сплошным, ровным и одноцветным. Она, как и сама реальность, многогранна и неисчерпаема. Какую сторону, грань, оттенок истины признать за всю истину, в какой степени приближения к абсолюту ее увидеть, во многом зависит от человека, живущего в данное время и в данном обществе. Вот почему понимание истины, относящейся к одним и тем же вещам, явлениям, процессам, разнится и меняется в разные эпохи и в разных общественных системах. Конкретное общество, конкретный образ жизни, так или иначе, изменяют видение мира человеком.

     Отсюда  любая абсолютизация значения какого-либо явления, закона, процесса, взаимодействия, связанная с истолкованием его как исчерпывающего многообразие реальности, глубоко ошибочна и препятствует конструктивному развитию теоретического познания и практики. Истина всегда актуальна. Актуализация знания - вот к чему сознательно или бессознательно стремится каждый ученый. Актуализация истины отнюдь не исключает наличия абсолютных истин. Вращение Земли вокруг Солнца - это абсолютная истина, но понимание этой истины, скажем, Коперником, отличается от ее понимания современным ученым. Как видим, абсолютная истина также актуализируется, обогащается новыми открытиями, новыми представлениями. Методология системного познания и преобразования мира является эффективным средством актуализации знаний.

     Накоплено достаточно фактов, свидетельствующих  о системной организации материи и её свойств. Теперь стоит задача философски осмыслить эти факты, найти общие закономерности и привести в соответствие с новыми идеями все знание, т. е. актуализировать его. Эта задача решается сегодня представителями всех областей науки и практики, в том числе и философами.

     Системное осмысление реальности, системный подход к теоретической и практической деятельности – является одним из принципов диалектики, так же как и категория «система» - это одна из категорий диалектического материализма. Сегодня понятие «система» и принцип системности стали играть важную роль в жизнедеятельности человека. Дело в том, что общее прогрессивное движение науки, знания происходит неравномерно. Всегда выделяются определенные участки, развивающиеся быстрее других, возникают ситуации, требующие более глубокого и детального осмысления, а следовательно, и особого подхода к исследованию нового состояния науки. Поэтому выдвижение и усиленная разработка отдельных моментов диалектического метода, способствующих более глубокому проникновению в объективную реальность, вполне закономерное явление. Метод познания и результаты познания взаимосвязаны, воздействуют друг на друга: метод познания способствует более глубокому проникновению в суть вещей и явлений; в свою очередь, накопленные знания совершенствуют метод.

     В соответствии с текущими практическими  интересами человечества меняется познавательное значение принципов и категорий. Подобный процесс отчетливо наблюдается когда под влиянием практических потребностей происходит усиленная разработка системных идей.

       Системный принцип в настоящее  время, выступает в качестве  элемента диалектического метода как системы и выполняет свою специфическую функцию в познании наряду с другими элементами диалектического метода.

     В настоящее время принцип системности – необходимое методологическое условие, требование любого исследования и практики. Одной из его фундаментальных характеристик является понятие системности бытия, а тем самым и единства наиболее общих законов его развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М.: Политиздат, 2005.
  2. Андреев И.Д. Методологические основы познания социальных явлений. М.,2007.
  3. Андреев И.Д. О методах научного познания. – М., 2004.
  4. Анохин П.К. Философские аспекты функционирования системы.
  5. Блауберг И.В., Юдин В.Г. Становление и сущность системного подхода. М.,2003 
  6. Вернадский В.И. Избранные сочинения М., 2005, т. 2.
  7. Гегель. Наука логики, т1., М., 2003.
  8. Добриянов В.С. Методологические проблемы теоретического и исторического познания. – М., 2008.
  9. Каган М.С. О системном подходе к системному подходу Философские науки, 2003, № 6
  10. Кармин А.С. Общество в свете системного подхода В диапазоне гуманитарного знания. Сборник к 80-летию профессора М.С. Кагана. Серия "Мыслители", выпуск 4. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.
  11. Клир И. Исследования по общей теории систем. М. 
  12. Лабунская Н.А. Основы формирования личностной исследовательской системы студента Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.336-340
  13. Лукашевич В.К. Научный метод: структура, обоснование, развитие ( Науч. ред. А.Н. Есуков. – Мн., 2001.
  14. Проблемы методологии научного познания. – М., 2001.
  15. Роль методологии в развитии науки. – Новосибирск, 2005.
  16. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. – М., 2004.
  17. Современная логика и методология науки. – М., 2007.
  18. Сочивица О.М. Методы и формы научного познания. – М., 2002.
  19. Спицнадель В.Н. К истории развития системного подхода к технике Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. ( Отв ред. М.С. Уваров. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
  20. Фурман А.Е. Материалистическая диалектика. М., 2009.
  21. Штофф В.А. Проблемы методологии научного познания. – М., 2008.

Информация о работе Системный метод познания в науке