Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 08:40, доклад
Славя́нская мифоло́гия и рели́гия (славя́нское язы́чество) — совокупность мифологических воззрений, верований и культов славянских народов. В данной статье рассматривается славянская мифология до принятия славянскими народами христианства, то есть примерно до IX-XII веков с привлечением этнографических описаний славянских праздников и обрядов позднейших времён, вплоть до XXI века. Информацию о славянском пантеоне с краткими характеристиками божеств см. в статье «Список славянских богов».
Далее описывается, как при заключении договора русичи-язычники клянутся, положив свои щиты, обнажённые мечи, обручи и прочее оружие. Позже князь Игорь был приведён к присяге греческими послами — он пришёл со своими мужами-язычниками на холм, где стоял Перун, и они сложили своё оружие, щиты и золото, и присягнули. Судя по клятве, у русичей имелось представление о загробной жизни и о возможности рабского состояния в ней.
Из договора 971 года мы узнаём следующее:
А если выше сказанного не выполним…, да будем прокляты Богом, в которого веруем, Перуном и Волосом, скотьим богом, да будем желты, как золото, и да будем посечены своим оружием. Оригинальный текст ( |
Совместное упоминание Перуна и Волоса в этой клятве дало почву для многочисленных спекуляций — некоторые Перуна сопоставляют с оружием и войной, а Волоса — с золотом и торговлей, кто-то связывает Перуна с правящей верхушкой (или варягами-русью), а Волоса — с простым народом (славянами и даже финнами), другие вообще противопоставляют Волоса Перуну. В остальном же данные этой клятвы не дают ничего нового, за исключением пассажа о золоте, который уже был рассмотрен выше, в разделе «Вселенная древних славян».
Пантеон князя Владимира
Один из важнейших источников по славянской (точнее древнерусской) языческой мифологии — это летописный рассказ о так называемой «языческой реформе» князя Владимира Святославича, когда он установил в Киеве идолы шести важнейших божеств:
И начал княжить Владимир
в Киеве один, и поставил идолы
на холме, вне теремного двора: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми
усами, Хорса (и)Дажьбога, Стри Оригинальный текст ( |
Существует огромное количество интерпретаций
данного фрагмента «Повести временных лет» —
начиная от функций божеств и заканчивая
их числом. Наиболее убедительно следующее.
Перун расположен в списке на первом месте,
он начинает список богов, поэтому логично
считать его главным и важнейшим из божеств
(по крайней мере для князя и дружины).
Имена Хорс и Дажьбог в списке стоят рядом,
а в некоторых вариантах летописи не разделяются,
как другие божества, союзом «и». Поэтому
можно предположить определённое сходство,
связь (или даже тождественность) между
этими божествами, так как оба они являются
солярными, связанными с солнцем. Стрибог
и Симаргл, видимо, были не так значимы,
как Перун и Хорс с Дажьбогом, раз упоминаются
после них. Мокошь, судя по всему, это женское божество, поэтому и замыкает список.
Из шести божеств списка двое имеют иранские
корни — это Хорс и Симаргл. Это объясняется
тем, что пантеон был установлен в Киеве,
а на восточных славян Южной Руси большое
влияние оказали растворившиеся в них сарматские и аланские плем
Сутью языческой реформы Владимира
исследователи считают
Пантеон «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» является уникальнейшим памятником древнерусской эпической традиции. Оно содержит немало мифологических данных, прежде всего ряд имён языческих богов, хоть и было создано уже в XII-XIII веках. Д. С. Лихачёв объясняет это так называемым «Возрождением язычества» — явлением общеевропейского масштаба, имевшим место и на Руси. Причины его заключались в том, что язычество уже почти исчезло и больше не представляло угрозы для христианства, поэтому его перестали «бояться». Оно, напротив, стало играть совершенно иную роль в культуре — эстетическую, архаизирующую, национально-идеологическую.
В «Слове» упоминаются, как правило, «внуки» различных божеств — художественные словосочетания-метафоры для синонимичной замены или эпитета. По мнению Д. С. Лихачёва, «внук в данном случае несомненно имеет значение „потомка“», так как в «Слове» вообще весьма заметны «пережитки религии ещё родового строя».
С другой стороны, обозначение народов
сыновьями героев и внуками богов
свойственно исключительно
Сказитель Боян в «Слове» называется внуком бога Велеса:
Или бы так воспел ты, вещий Боян, Велесов внук… Оригинальный текст ( |
Исходя из этого отрывка Велеса считают древнерусским языческим покровителем поэзии и певцов-сказителей.
Ветры в «Слове» называются внуками Стрибога:
Это ветры, Стрибожьи внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы! Оригинальный текст ( |
На основании данного отрывка С
Русский народ, от князя до земледельца, в «Слове» называется внуками Дажьбога:
Тогда, при Олеге Гориславиче, разоряла, раздирала усобица, погубляла добро Даждьбожа внука. В княжих крамолах век человеческий сократился. Тогда по русской земле редко пахари покрикивали… Оригинальный текст ( |
Сгубила усобица силу Дажьбожа внука… Оригинальный текст ( |
На основании этих двух отрывков можно сказать, что Дажьбог вообще был довольно значимым божеством в Древней Руси, которое олицетворяло благополучие, мир и единство Русской земли. Упоминается в «Слове» и другое солярное божество:
Из Киева, до петухов, добегал до Тмутороканя, великому Хорсу волком путь перебегал! Оригинальный текст ( |
Князь Всеслав Полоцкий, путешествуя на юг, пересекает путь видимого дневного движения солнца, которое здесь отождествляется с Хорсом. На основании этого можно говорить о том, что Хорс был олицетворённым солнцем в древнерусском язычестве.
Кроме того, в «Слове» встречается
эпический образ князя Всеслава
Кроме вышеперечисленных божеств,
некоторые исследователи
Перевод Хроники Иоанна Малалы
Фрагмент Ипатьевской летописи под 1114 годом, являющийся вставкой из славянского перевода «Хроники» византийского историка Иоанна Малалы, примечателен прежде всего упоминанием имён Сварога и Дажьбога. Славянский переводчик перевёл таким образом соответственно имена Гефеста и Гелиоса, поэтому можно говорить о какой-то связи с огнём и, возможно, кузнечным ремеслом Сварога, и о солярном характере Дажьбога. Сам же сюжет мифологической вставки из «Хроники» в летопись рассказать об именно славянской мифологии, к сожалению, абсолютно ничего не может. На то есть две причины — во-первых этот текст является почти дословным переводом с греческого, а во-вторых он был переведён только в XIII веке, когда о языческих богах и мифах сохранились лишь отрывочные воспоминания.
Другой примечательной чертой данного
источника является тот факт, что
в нём содержится единственное упоминание Сварога вообще в источниках. Исключительная
популярность данного божества в современном неоязычестве объяс
Поучения против язычества
Древнерусские поучения против язычества интересны прежде всего тем, что они отражают верования не только правящей верхушки, но и простого народа, так как адресованы именно ему. В этих поучениях, как правило, перечисляются основные языческие божества, мелкие мифологические персонажи, а также некоторые народные обряды и праздники, сохраняющие свою языческую сущность.
Из «Слова некоего христолюбца и ревнителя правой веры» XIV-XV веков известно следующее:
…Так и этот христианин
не мог терпеть христиан, двоеверн Оригинальный текст ( |
И далее:
…Поэтому не подобает христианам
посещать бесовские игрища, которые
заключаются в плясках, гудении,
пении бесовских песен и Оригинальный текст ( |
Кроме того, судя по поучениям,
древние восточные славяне
Культы божеств
Идолы и капища
Данные как археологии, так и письменных источников свидетельствуют о том, что у славян существовали скульптурные изображения божеств (идолы). Они могли быть как деревянными, так и каменными. Идолы восточных славян отличает простота и известная грубость исполнения, тогда как у западных славян идолы были более искусными и сложными. Кроме того, отличительной чертой западнославянских идолов является поликефалия (многоголовость). О внешнем виде славянских идолов можно судить по широко известному так называемому «Збручскому идолу», а также по описаниям в письменных источниках: известно, например, что идол Перуна, поставленный в Киеве князем Владимиром, был деревянным, с серебряной головой и золотыми усами. Помимо этого известны многочисленные описания многоголовых идолов балтийских славян.
Славяне поклонялись идолам в открытых
святилищах (капищах).
Наличие храмовых помещений
у славян (за исключением западных) не
зафиксировано, однако они вполне могли
иметь место, не оставив после себя следов,
будучи деревянными. На капище проводились
обряды поклонения идолам божеств. Капища
могли быть огорожены, их обычным атрибутом
был костёр, временный или постоянный.
Очевидно, капище было построено князем
Владимиром для его пантеона, однако оно
до сих пор не обнаружено археологами.
Рассуждения Б. А. Рыбакова в этом отношении, поддержавшего
археологов П. П. Толочко и Я.
Помимо идолов, славяне, очевидно, поклонялись и священным камням-валунам. В случае с восточной окраиной славянского пространства, правда, не всегда ясно, кто поклонялся каждому конкретному камню — славяне, или финно-угорские племена. Вполне возможно, что поклонялись и те, и другие (до ассимиляции). Это вероятно тем более, что почитание священных камней встречается у русских вплоть до последнего времени (правда, в городской культуре оно наполнено совершенно иным смыслом и содержанием, нежели втрадиционной).
Жречество
Славяне по сравнению с другими
народами Европы обладали меньшей скоростью
общественно-экономического развития,
поэтому развитого и
К середине I тыс. н. э. славянские племена
расселились на довольно большой площади,
поэтому уровни общественного развития
у них различались. Южные славяне очень рано попали под сильное
влияние Византии и,
следовательно, христианства, поэтому
говорить о жречестве у них не представляется
возможным. Западные славяне по уровню
общественного развития обгоняли восточных,
поэтому, как видно по источникам, жречество
у балтийских славян достигло значительного
влияния, а порой сосредоточивало в своих
руках и политическую власть. Судя по всему,
жречество как сословие у восточных славян
находилось только в процессе формирования,
который был прерван введением христианства.
Тем не менее, жрецы языческих божеств
у восточных славян в дохристианские времена
скорее всего были. Однако их, видимо, было
не так много — гораздо больше было гадателей,
колдунов и знахарей. Древнерусские источники называют
их следующим образом: волхвы, ведуны, обавники, зелейники, наузники,
чародеи, кудесники, ворожеи, «бабы богомерзкие» и т. д. Как
правило, основными их функциями были
знахарство — лечение заговорами, ритуалами и естественными
лекарственными средствами; бытовая магия —
любовная и защитная (с помощью ритуалов,
зелий, амулетов, оберегов и т.