Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 09:50, курсовая работа
Теоретическое осознание проблемы смысла жизни происходит на разных уровнях и средствами разных общественных дисциплин. Эта проблема поднимается в социологии, психологии, этике, эстетике, философии. К концу ХХ в. в общественных науках сложилось множество направлений, с разных точек зрения, анализирующих вопросы сущности, смысла бытия, проблемы смерти и бессмертия. Кстати говоря, проблема смерти и бессмертия считаются самыми первыми проблемами, которые в античные времена и послужили основой для рождения такой науки, как философия.
1. ТО, О ЧЕМ ВОТ УЖЕ ДВА ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ СПОРЯТ ФИЛОСОФЫ
2. ПОВСЕДНЕВНОСТЬ. УТРАТА СМЫСЛА И ЖИЗНЕУТВЕРЖДЕНИЕ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ
3. МЕЖДУ РЕАЛЬНОСТЬЮ ВЫМЫСЛА И ИЛЛЮЗИЕЙ СМЫСЛА ВОЗМОЖЕН ЛИ ВЫХОД
4. СЛАГАЕМЫЕ СЧАСТЬЯ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
К сожалению, описать подобные переживания
словами не просто, хотя каждый из нас
неоднократно испытывал их в жизни.
Вспомните приятную приподнятость
или даже потрясение от созерцания
удивительного пейзажа или
Специфика таких переживаний во многом зависит от того, какая из потребностей человека лежит в их основе. В современной научной литературе существует десятки определений понятия «потребность», подчас сильно отличающихся друг от друга. Думается, нам нет нужды разбираться здесь в многообразии существующих подходов, их достоинствах и недостатках. В наиболее общем виде потребность можно определить как состояние человека, обусловлено между наличным и необходимым и побуждающее к действию по устранению данного противоречия. Любая потребность предполагает нужду в предмете. Причем он не обязательно должен быть каким-либо физическим объектом. Предметом потребности могут выступать и духовные образования и определенные отношения к действительности, как, например сочувствие, любовь к окружающим людям, стремление оказывать им помощь, поддержку, являющиеся предметом так называемой альтруистической потребности.
Это, что касается потребности. Но
как эту потребность в чем-то
реализовать. Есть прекрасная пословица:
«приди и возьми». Но если то, что
нужно «взять» недоступно, как
быть тогда, ведь нельзя для своего
собственного удовлетворения нарушать
уже устоявшиеся моральные
В данном случае необходимо либо придумать как можно было бы обойтись без этого предмета, либо… таки взять его. При этом надо помнить, если перефразировать знаменитую пословицу: «только в любви все способы хороши».
Итак, мы пришли к выводу, что обретение счастья есть не что иное, как одна из целей жизни. И пожалуй основная. Беда лишь в том, что для каждого из нас определение этого слова разное. Можно конечно определить несколько вещей, которые составляют понятие счастья. Прежде всего – это успешная карьера, а как следствие и обретение своего места в этой жизни. Дальше, хорошая семья, а как следствие – внутренняя гармония. И конечно все мы мечтаем о детях. Ведь это цветы жизни, самое прекрасное, что оставит человек после себя.
ВЫВОДЫ
Люди обсуждают проблему смысла жизни и на обыденном уровне сознания. Одни видят его в том, чтобы иметь семью, детей, дать им образование, хорошую специальность, вывести их “в люди”. Другие, в частности ветераны Великой Отечественной войны, с большой гордостью говорят о том, что, пройдя через “огонь и воду”, остались живы и внесли свою лепту в победу над фашизмом. И в этом они видят свое счастье, находят смысл своей жизни. А некоторые из молодых людей заявляют о том, что они хотят стать миллионерами и смысл жизни видят в обретении богатств.
Итак, философы и мыслители вкладывают в смысл жизни человека разнообразное содержание: одни отрицают его, считая, что смысла жизни нет (“все суета сует”); другие хотя и признают, но вкладывают в него все негативное, отрицательное (“страдание”, например); третьи признают смысл жизни, подразумевая что-то “положительное” – “счастье”, “нравственность” и т.д.
По моему мнению, совершают ошибку те, кто отрицает смысл жизни. Нельзя согласиться и с теми, кто вкладывает в него пессимистический смысл. Иначе возникает однобокое, метафизическое решение проблемы, происходит абсолютизация трудностей жизни, доказывается полная зависимость человека от окружающего мира (природы, общества, других людей). Подобное толкование смысла жизни препятствует укреплению сил человеческого духа в борьбе с действительными трудностями и противоречиями. В то же время во всякой теории имеется немалая доля истины.
Для новейшей эпохи с ее глобальными проблемами свойственно обостренное отношение людей к поиску смысла жизни. Так, природа приносит человеку множество страданий и лишений: землетрясения, вулканы, засухи, пожары и т.д. И устройство человеческого общества далеко не только от идеала, но даже от нормального состояния. Постоянные войны, кризисы, безработица, голод, революции, межнациональные конфликты – это такие социальные стихии, которые приводят не только к страданиям, но и к гибели людей.
Конец ХХ века не только не сгладил, но еще больше обострил испытываемые людьми трудности и противоречия. Я полагаю, бремя мировых войн позади, но возникли так называемые локальные, межнациональные войны и как следствие – миллионы жертв.
Моя позиция состоит в том, что пессимистические теории о смысле жизни, в конечном итоге, не отражают всего содержания реальной и возможной жизни людей. Эти теории нельзя признать полностью истинными. Общеизвестно, что жизнь людей имеет и вторую сторону – позитивную. Можно привести множество фактов, которые свидетельствуют: в целом жизнь действительно хороша и интересна – в ней можно быть счастливым и испытать много радостей. Немало счастья человеку приносит брак по любви, рождение ребенка, любовь, успешное окончание вуза, научные открытия, защита диссертаций и т.д. То есть я отдаю предпочтение теориям, которые признают смысл жизни человека. Не признавать смысла жизни – все равно что недооценивать человека и его жизнь.
Признавая смысл жизни, нельзя его
сводить к одному какому-либо свойству,
хотя и очень важному: “быть нравственным”,
“быть личностью”, “быть счастливым”,
“быть богатым” и т.д. По моему
глубокому убеждению, такое сложное
понятие, как “смысл жизни”, следует
рассматривать во взаимосвязи со
следующими феноменами: сущность человека
(биосоциальная природа и
Прочитав этот проект Вы, скорее всего, вместо того, чтобы найти ответ на интересующие Вас вопросы, получите множество новых. Если так, то могу сказать, что я достиг своей цели. Ибо у вас есть пища для ума, то есть Вам есть над чем поразмыслить. Ну а если после прочтения сего проекта Вы в чем-то не согласны со мной, ПОЗДРАВЛЯЮ. Потому что именно с собственного мнения начинается путь к формированию незаурядной личности. Остается лишь добавить: «Я мыслю, а следовательно существую».