Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:22, курсовая работа
Постклассическая философия критически оценивает претензии разума, интенсифицирует интерес к человеку – в - мире, обнаруживает стремление к анализу различных типов языковой реальности, характеризуется значительной фрагментацией проблемного поля. В рамках постклассической философии выделяют следующие типы философствования:
Введение…………………………………………………………………………3
Иррационализм и философия жизни…………………………………………..4
Позитивистская традиция в философии………………………………………7
Психоанализ (фрейдизм и неофрейдизм)……………………………………...9
Экзистенциализм……………………………………………………………….12
Современная западная религиозная философия………………………………15
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм………………………..17
Феноменология. Герменевтика…………………………………………………21
Список использованных источников…………………………………………..23
Космогенез представляет собой процесс перехода всего существующего из потенции в акт, от низших уровней ощущения возможностей к высшим.
Человек – продукт божественного творения, конечный дух в материальном. Душа по отношению к телу является формообразующим принципом и выступает основой личности. Способностями человеческой души является:
1) познание
2) свобода воли.
Вершину знаний образует теология,
посередине располагается философия,
а остальные науки образуют подножие
пирамиды. Неотомисты различают 3 рода
познания: чувственное (постигает единичное),
разумное (общее), божественное. Свобода
воли ставит перед человеком необходимость
выбора между мирскими и евангельскими
ценностями. В середине ХХ в. томистская
философия встала перед необходимостью
осовременивания своих
Силой эволюции выступает не естественный отбор, а влияние внутренних духовных сил. Идеал – активное отношение к миру, созидательный труд, борьба с проявлениями зла.
Шарден сформулировал
ряд диалектических положений: принцип
всеобщей связи, взаимозависимости
явлений и предметов
В модернизированном томизме учение о Боге корректируется и разбавляется учением об основаниях и смысле человеческой жизни. Рисуется утопическая картина общества, в котором все сферы жизни человека освящаются религиозным культом. Если традиционная томистика ориентировалась на богопослушание, то современные религиозные авторы на первый план выдвигают поиски человеком своего неповторимого «я». Зло проистекает из того, что люди неправильно пользуются дарованной им свыше свободой. Борьба со злом переносится из социально-политической области в сферу морали и считается, что нравственное совершенствование человека возможно исключительно на религиозных началах. Духовные ценности ставятся выше материальных.
В русле гуманистического
осовременивания томизма
Исходный пункт философии
персонализма – самосознающая человеческая
индивидуальность, проявляющая себя
в свободе, иррациональной творческой
самодеятельности личности, которая
первична, обуславливает существование
и смысл объективной
Личностное «я» неразрывно
связано с другими «я», однако
коммуникативность по природе не
социальна, а религиозна. Осознание
человеком своего единства с другими
людьми имеет в качестве прообраза
извечную связь человека с Богом.
Основная задача – содействовать
духовному
Структурализм. Постструктурализм. Постмодернизм (французская философия от середины до конца ХХ в.)
Структура в переводе с латинского означает строение, порядок, относительно устойчивый способ организации системы, ее внутренних отношений. Философский подход, в основе которого лежит идея структуры, и называется структурализмом. С точки зрения структуралиста следует начинать с рассуждений об обществе. Общество выступает как совокупность отношений между людьми; отдельный человек есть выражение этих отношений.
Важнейшее значение для структурализма имели разработки швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. Он рассматривал язык в качестве знаковой системы. В любом естественном языке существуют многочисленные закономерные связи, т.е. структуры. Именно они должны привлекать внимание в первую очередь.
Идеи Соссюра оказались
весьма плодотворными для философии:
социальные феномены являются знаковыми
структурами. Любые социальные отношения
стали рассматриваться в
Фуко настаивал на конкретно-историческом
подходе к анализу совокупности
высказываний, т.е. дискурсов. Его главный
девиз: дайте осуществиться богатству
дискурса и детальнейшим образом
освойтесь в нем. Дело философа показать,
как в дискурсах
Итак, философия – это дискурсы, т.е. практики, не всегда подчиняющиеся строгим правилам науки. Они часто имеют игровой характер, перекрещиваются друг с другом, вступают в конфликты. Будучи вовлеченными в дискурсивные практики, люди формируют свою волю к желанию, знанию, власти, эстетическим и моральным ценностям. Человек рождается в практике дискурса в силу своей активности, переоценки правил и установлений.
Наука, чувственность, мораль – все это присутствует в практике дискурсов в форме некоторых принципов их связности, которые, раз возникнув, не остаются неизменными, а рассеиваются игрой случая.
Жак Деррида (род. в 1930 г.) – один из самых эксцентричных философов современности. Часто его философствование обозначается термином деконструктивизм. Термин «деконструкция» многозначен. В нем присутствует и указание на определенные структуры, и желание к конструированию, и к разрушению, деконструированию. Деррида полагает, что философствование осуществляется в языке, тексте, оно означает освоение языка. Но что значит освоиться в языке? Осуществить работу деконструирования.
Что такое деконструкция?
Нескончаемое замещение слов и предложений
цепочкой заместителей. Допустим, наше
внимание привлек вопрос о природе
любви. Дать однозначное определение
любви невозможно. Это благосклонность,
симпатия, нежность, восхищение и др.
Наше представление о любви
У Дерриды привычная научная логика уничтожается, а эстетики больше, нежели этики. Деконструктивизм Дерриды оказался весьма востребованным в литературе. В науке и этике его значение весьма дискуссионно.
Жан Лиотар (1924-1998) является основателем постмодернизма. Во второй половине ХХ в. благодаря широкому распространению информационных технологий возник новый тип культуры – постмодерн.
Согласно Лиотару, для постмодерна характерно окончательное разрушение принципа универсального языка, «никто не владеет целым». Возникло много новых языковых игр, кибернетических, логических, математических, так называемых теорий игр и катастроф. Изменился характер знания. Старое знание, функционирующее в форме больших рассказов (толстых книг) и занятое проблемой истины, вызывает недоверие. Теперь ценность научной информации определяется по степени ее операциональности. На первый план выходят критерии эффективности и прибыльности. На смену логике универсальных принципов пришла паралогика (отклонение). Эти связи осуществляются в условиях противоборства, агонистики.
Паралогика – это обращение к агонистике многообразных языковых игр и «маленьких рассказов», творчество и научное воображение, открытая система, стимуляция новых идей, установка на свободу и воображение, принятие ответственности на себя, отказ от единства, идентичности и безопасности, стремление к возвышенному.
Укажем следующие доминанты философского постмодернизма:
- дисконсенсус (а не консенсус);
- дискретность (а не непрерывность и прогресс);
- нестабильность (а не стабильность);
- случайность (а не
- игра (а не цель);
- анархия (а не иерархия);
- рассеивание (а не
- неопределенность (а не определенность);
- эстетика парадоксально-
- виртуальное (а не устойчивое вещно-представимое);
- ирония по поводу утопий и признающихся устоявшимися ценностей.
Философский постмодернизм в наши дни культивируется в двух вариантах – умеренном и авангардистско-анархическом. Умеренный постмодернизм является вполне оправданной реакцией на реалии конца ХХ в., на возрастание многообразия. В авангардистско-анархическом постмодернизме все отрицается, в нем преобладает эпатаж. Такая философия приветствуется немногими профессиональными философами.
Существует вполне определенная
преемственность между
Структуралисты интересовались закономерностями естественных языков и аналогичных им образований. Фуко – процессом возникновения, становления и трансформации дискурсивных (языковых) практик. Деррида – динамикой создания новых дискурсов, которую он видит в деконструкции. Лиотар эту же динамику характеризует как паралогику, ядром которой является интуиция теории игр и теории катастроф.
Философствование
Феноменология. Герменевтика
Одним из основных философских направлений ХХ в. является феноменология, что буквально означает учение о феноменах. Его основателем считается немец Эдмунд Гуссерль. Гуссерль под феноменом понимает возникающие в сознании смыслы предметов.
Гуссерль стремится внести полную ясность в вопрос о постижении сущности вещей, реализуемом посредством научных понятий. Каким образом удается человеку постигнуть суть вещей?
Внешний мир дан субъекту в потоке феноменов и философ должен строить все свои выводы исходя из этого факта. Следовательно, на время анализа нужно «заключить в скобки» как внешний мир, так и различного рода некритически принимаемые в качестве истинных воззрения типа натурализма и субъективизма. Феноменолог временно воздерживается от суждений о внешнем мире, осуществляя так называемую феноменологическую редукцию, т.е. сведение поля анализа к потоку феноменов, где только и можно обнаружить подлинные смыслы. Сознание всегда направлено на предмет, оно интенционально (в пер. с лат. – стремление). Оперируя феноменами, философ имеет дело не только с внешним, но и с внутренним миром человека. Сама деятельность по конструированию синтетического многообразия автоматически приводит к научным понятиям. Категориальная интуиция не представляет собой тайну, ибо ее механизм разъясняется: желаешь обнаружить сущность вещей, конструируй многообразие переживаний о них. Наиболее полно жизненный мир дан субъекту в идеях (научных понятиях), образующих поток сознания. Феноменология предостерегает от забвения жизненного мира. Гуссерль считал, что преодоление кризиса наук возможно на основе феноменологических рецептов.
Недостаток феноменологии – узкое понимание проблемы практики, которая сводится к сопоставлению феноменов сознания; эклектичность – недостаточно четкое разделение чувственных и рациональных форм познания.
Герменевтика – способ философствования, центром которого является процесс понимания Основной принцип экзистенциализма. Согласно древнегреческим мифам, посланник богов Гермес должен был разъяснять людям смысл божественных вестей.
В ХХ в. культивируются две
формы философской
Обе формы философской герменевтики считают важнейшей особенностью понимания так называемый герменевтический круг: для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. Понимание начала текста предполагает понимание всего текста, понимание середины или конца текста в значительной степени определяется его началом.
Важнейшим герменевтическим приемом считается налаживание продуктивного диалога между собеседниками. Герменевтик сознания стремится за счет диалога проникнуть в психику собеседника. Герменевтик бытия видит в диалоге путь постижения сути дела.
Герменевтику часто определяют
как философию понимания
Герменевтиков сознания интересует сопереживание, диалог личностей, своеобразие, уникальность этого диалога, единичное. Герменевтиков бытия – область деяний и языковой практики, отход от идеалов науки и переход к идеалам искусства.
Список использованных источников
1. Канке В.А. Философия.
2. Каверин Б.И., Демидов И.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина - М.: Юриспруденция, 2001. - 272 с.
3. В.И. Стрюковский Основы
4. Калмыков В.Н. Философия:
5. Демидов, А.Б. Философия и методология науки: курс лекций / А.Б. Демидов., 2009 - 102