Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 03:57, реферат
Рубеж ХХ–ХХI столетий — судьбоносный для человечества: необходимо обеспечить выживание цивилизации, сохранение уникальности человека, культуры, биосферы Земли. ХХ век: значительное увеличение и творческих возможностей человека, и его деструктивных сил. Усиливается разрыв между научно-техническим, социальным и нравственным прогрессом, формируются антигуманные ценностные ориентации в современном обществе. Цивилизация оказалась расколотой. В основе этого раскола лежит современная экономика как основополагающий вид человеческой деятельности, важнейшая сфера культуры.
Введение 2
Историческая эволюция основных понятий философии экономики 4
Философия экономики: ее объект и предмет 4
Основные понятия философии экономики 5
Хозяйство 5
Труд 8
Экономический человек 11
Свобода индивида и экономическая свобода 13
План и рынок 15
Богатство и бедность 18
Современная философия экономики: гуманистический потенциал 21
Рубеж ХХ–ХХI столетий — судьбоносный для человечества: необходимо обеспечить выживание цивилизации, сохранение уникальности человека, культуры, биосферы Земли. ХХ век: значительное увеличение и творческих возможностей человека, и его деструктивных сил. Усиливается разрыв между научно-техническим, социальным и нравственным прогрессом, формируются антигуманные ценностные ориентации в современном обществе. Цивилизация оказалась расколотой. В основе этого раскола лежит современная экономика как основополагающий вид человеческой деятельности, важнейшая сфера культуры.
Состояние современной мировой экономики ставит под вопрос вообще существование цивилизации, свидетельствует о всесторонней недостаточности наших знаний об обществе, человеке, о несовершенстве мировоззренческих, теоретико-методологических основ, понятийного инструментария экономической науки. Существенно повысилась ее ответственность за разрабатываемые модели хозяйства. Возникла необходимость кардинального переосмысления современной сущности экономической деятельности человека в условиях всемирно-исторических процессов информатизации и глобализации, глобального экологического кризиса.
Человек перешел все допустимые пределы воздействия на биосферу. "Мир болен раком, и этот рак - человек", - таков устрашающий эпиграф к одной из глав доклада Римскому клубу, подготовленного его видными деятелями М. Месаровичем и Е. Пестелем.
Современная стихийно и интенсивно саморазрушающаяся цивилизация оказалась способной уничтожить самое себя. Выживание Земной цивилизации, сохранение уникальности биосферы, человека, культуры является судьбоносной Сверхзадачей всего рода человеческого.
Переживаемая нами эпоха возлагает на общественную мысль, философию - миссию по осуществлению переоценки мировоззренческих и социокультурных ценностей цивилизации. Необходимо создание новой концепции человека, его места в Мире, взаимоотношений с природой, нужна выработка критериев, ценностей неогуманизма, глобальной этики, понимания содержания прогресса исходя из императива выживания как высшей ценности человечества.
Деятели Римского клуба А. Кинг и Б. Шнайдер пишут: "В наше трудное и сложное время мы начинаем осознавать, что поиск мудрости - главная задача, стоящая сейчас перед человечеством". Обретение мудрости - важный фактор взросления человечества, и способствовать обретению оной - есть историческая задача современной философской мысли, которая за два тысячелетия накопила богатый опыт изучения человека, его ценностных ориентаций, мотиваций, характера его деятельности в мире.
В результате усиления взаимодействия
экономической науки и
На рубеже неолита, последней эпохи каменного века (8–3 тыс. до н. э.), присваивающая экономика, охота и собирательство не гарантировали выживание растущей численности населения, нависла угроза вымирания. Но гений человека совершил величайшую революцию — создал производящую экономику, которая, как цивилизационное Благо создала возможность противоречивого нелинейного прогресса человечества в формах материальной и духовной культуры, который реализуется через социальные антагонизмы, эксплуатацию человека человеком, в условиях раскола цивилизации, экономических кризисов, войн.
Философия экономики стремится
выявить смысл этого всемирно-
Объектом философии экономики выступает экономическое бытие общества, первооснова функционирования всех его сфер.
Предметом философии экономики является знание о производящей экономике, сверхсложной самоорганизующейся системе как сущности экономического бытия, универсальных законах его развития, связи с социально-нравственным началом, проектировании гуманистически ориентированных моделей субъектов хозяйственной деятельности и форм ведения хозяйства.
Философия экономики разбирает философский смысл некоторых основных экономических категорий, таких, как хозяйство, труд, свобода, рациональность, желание и потребность, "экономический человек", богатство, бедность и т.п. Эти понятия по своему значению выходят за сферу экономики, их смысл изменяется со временем. Пытаясь разобраться в их содержании, мы получаем общее представление о природе хозяйственной деятельности, о ее месте в жизненном мире человека. В результате оказывается, что философия экономики - это не экономика, изложенная в общем виде, но философия, затрагивающая ряд очень важных сторон существования человека.
Формы хозяйства включены в общую человеческую историю и меняются вместе с ней. В самом общем плане различают традиционную (до-индустриальную) и индустриальную экономические эпохи. Считается также, что приблизительно с 1960-х гг. наиболее развитые страны мира стали переходить к постиндустриальному типу развития с характерным для него доминированием наукоемких технологий, "индустрии знания" и сферы коммуникаций.
Эта историческая эволюция определяет
и особенности экономического знания.
Как самостоятельная наука
Экономия как домоуправление. Слово "экономика" происходит от греческого слова "ойкономия" - домострой, домоуправление. В античности ойкономия означала умение главы дома управлять своим хозяйством. Ученик Сократа Ксенофонт изложил принципы ойкономии в работе "Домострой". Этот анализ продолжил Аристотель: как и Ксенофонт, он рассуждал о "целом доме" как единстве жилья и хозяйственной деятельности, что соответствовало основной экономической структуре традиционного общества - отдельному земледельческому хозяйству, которое от своего возникновения в глубокой древности вплоть до XIX в. составляло фундамент социальной структуры.
Такое хозяйство характеризуется двумя основными признаками: самообеспечением, слабой зависимостью от рынка и центральным управлением хозяйством со стороны главы дома.
К такого рода хозяйству Аристотель применял понятие "автаркия" - самодостаточность. Правда, прежде всего он говорил об автаркии полиса как объединения домохозяйств. Самодостаточность отдельного домохозяйства должна существовать, но она не может и не должна быть полной. Аристотель не отрицал необходимости торговли. В принципе не отдельное домохозяйство должно отвечать идеалу автаркии, но полис в целом как гармоничное объединение домохозяйств.
Однако уже в античности наряду с простым, централизованно управляемым домохозяйством стал возникать связующий эти хозяйства и полисы рынок с его отношениями обмена, наемного труда и денежными связями. Аристотель видел это движение к хозяйству рыночного типа, но осуждал его. Он считал, что рыночные формы отличаются от домохозяйства тем, что нацелены на меновые стоимости и накопление денег. Они разжигают желания людей, ведут к нарушению центрального принципа жизнедеятельности - умеренности, меры, делают людей ненасытными. Эту форму экономической деятельности в соответствии с ее целью - умножением денег (chremata) - Аристотель называл "хрематистикой".
Учения о богатстве. С возникновением ранних капиталистических форм хозяйства произошел своего рода переворот: то, что относилось к периферии экономической мысли (хрематистика), вышло на передний план. В XVII - XVIII вв. внутри философии и политико-правовой мысли сложился устойчивый тип рассуждений о стоимости и деньгах, цене и торговле в рамках общего представления о богатстве. Это понятие задавало общее мировоззрение, в котором сфера богатства понималась как место одновременного существования всех этих экономических реалий. Так, в меркантилизме деньги предстают в качестве главного инструмента представления и анализа любого возможного богатства, а сам круговорот богатств определялся приливами и отливами денег. Этот тип экономической мысли и соответствующий ему период развития хозяйства (стержнем которого была торговля) можно обозначить как переходный от старых учений о "домохозяйстве" к последующим теориям политической экономии.
Политическая экономия - экономия
труда и производства. Становление
промышленного капитализма
А. Смит является родоначальником этой новой науки. В своих трудах он говорит о том, что богатство - это не деньги, не золото и серебро, а продукт труда. Весь круговорот товаров, денег, богатств происходят благодаря труду, все порядки обменов устанавливаются, в конечном счете, единицами труда, вложенного в товары. Если на уровне субъективно-психологического опыта кажется, что люди обмениваются тем, что им необходимо или приятно, то для экономиста под видом вещей обращается именно труд. Поэтому нужно изучать прежде всего время и тяготы труда - явные и скрытые, забытые и преобразованные.
В результате "маржиналистской революции" 1870-х годов и последующих за ней преобразований экономическая наука во многом сменила свой предмет и даже, что бывает нечасто, изменила свое название.
"Экономикс" - анализ выборов
хозяйствующего субъекта. Термин "политическая
экономия" был вытеснен понятием
"экономика", или "экономикс"
(economics). Под этой новой экономикой
стала пониматься
Таким образом, с изменением доминирующих типов хозяйственной деятельности людей изменялись и формы экономического знания - от учения о простом и центрально управляемом домохозяйстве до теорий рационального поведения в рыночной среде.
Труд - это основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека. Поэтому труд не может рассматриваться лишь в контексте собственно экономических учений, например трудовой теории стоимости. Нужно принимать во внимание и другие - ценностно-этические, религиозные и философские - представления о труде.
Труд как мука. В рамках античного мировоззрения простой хозяйственный труд представлялся занятием, недостойным свободных людей. Труд был занятием низким, уделом рабов и вольноотпущенников. Доблесть в глазах членов античного общества состояла не в труде, а в созерцании, благородной праздности.
Теология труда. Христианство решительно изменило это негативное отношение к труду, свойственное языческой античной культуре. Труд стал пониматься как позитивная ценность, как богоугодное дело. Средневековую цивилизацию многие историки культуры трактуют как цивилизацию труда.
Одним из интересных проявлений этой новой установки были идеи св. Фомы Аквинского о значимости труда, его своего рода "теология труда", ставшая основанием его известных учений о справедливой цене и греховности ростовщичества.
Социальным идеалом для св. Фомы было замкнутое государство, опирающееся на натуральное аграрное хозяйство. В этом государстве должно быть как можно меньше торговых обменов и денежных операций. Только в труде он видел богоугодный источник дохода, тогда как богатство, наживаемое купеческим сословием и, особенно, ростовщиками, не создающими никакой видимой ценности, с его точки зрения, является греховным. Поэтому барыш от перепродажи и процент от ссуды, достающиеся купцу и ростовщику, должны быть запрещены в обществе, построенном на христианских началах. По аналогии: только труженик, который производит реальные ценности, знает подлинную, справедливую цену произведенных товаров. Эта цена определяется вложенным в продукт трудом. Поэтому справедливая цена должна быть постоянной, не зависящей от колебаний предложений и спроса. Купцы же могут устанавливать надбавку к этой цене лишь за вложенный труд по перемещению товаров из других городов и стран.
Труд и ранний капитализм. В XVI - XVII вв. стали появляться учения, которые отстаивали необходимость упорного труда, высоко оценивали практическую деятельность, ремесла. В качестве примера этому можно привести идеи Ф. Бэкона о Великом Восстановлении. Это радикальная программа, идеалом которой было завоевание всего того знания и умения, которое было утеряно с грехопадением Адама. В саду Эдема Адам с готовностью подчинялся дисциплине труда, и его труд был удовольствием. Благодаря послушанию он получил полное господство и контроль над природой. Адама представал как садовник и натуралист, который владел также горным делом и обработкой металлов. Он умел превращать одни металлы в другие и применять химические процессы. После грехопадения Адам был лишен всего этого, а его потомки были наказаны, приговорены к докучному труду. Но даже после этого Бог оставил человеку возможность изменить ситуацию на более благоприятную. Покаянным трудом возрождающемуся человечеству было дозволено создать упорядоченную цивилизацию, в которой условия жизни человека были бы улучшены до определенной степени.
Информация о работе Современная философия экономики: гуманистический потенциал