Сознание и бессознательное в естественных науках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 09:42, контрольная работа

Краткое описание

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это — те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Вложенные файлы: 1 файл

философия.docx

— 50.76 Кб (Скачать файл)

o Склонность к чувственному, а не аналитическому восприятию;

o Нетерпимость критики;

o Консервативность;

o Презирание слабой власти, подчинение сильной;

o Подчинение обаянию лица и идеи;

o Одновременное недоверие к избраннику;

o И чем больше толпа, тем сильнее у неё выражены эти черты.

Все эти качества понемногу, крупинками заложены в каждом из нас, и при  накоплении могут образовывать настоящую  лавину, ждущую своего выстрела. Эта  теория была развита нашим современником  А. Авторхановым в труде «Политическая жизнь общества». Использование бессознательности толпы было не раз использовано ораторами последних двух веков, поведавших немало революций, войн и переворотов. Эти методы не устарели и по сей день. Тут уместно вспомнить слова нашего отечественного философа Н. Бердяева: «У меня отвращение к политике… она всегда основана на лжи». Выходит, знанием бессознательности большой толпы, которая заранее предсказуема, можно заменить реальные действия? Далеко ходить не надо, стоит лишь бегло вспомнить историю России последних десятилетий. Даже одного. Выходит, можно.

3. СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание и бессознательное  постоянно переплетаются во многих действиях человека, они способны влиять друг на друга и психику  человека в целом. Иногда мы сознательно  доверяемся бессознательному («внутреннему голосу», интуиции, предчувствию), когда  не можем найти более подходящего  решения. Используя мысль Д.И. Дубровского, можно сказать, что бессознательно - психические явления органически  включены в субъективную реальность.

Есть даже теория, что бессознательное  связано с космическим с помощью  биополя, которое есть и у людей, и у растений, и у животных. Через его посредство осуществляется их взаимодействие на уровне, непосредственно не доступном сознанию. Этим предположением пытались объяснить экстрасенсорные способности некоторых людей, которые способны были указать нахождение человека в радиусе в десятки километров. Якобы они чувствовали его биополе. «Подтверждения» этому просачивались в желтую прессу в 70-90 гг., когда просто было принято всё брать на веру. Сегодня журналисты поняли, что это уже вышло из моды, и перестали радовать нас столь интересными статьями. У людей, которые занимались подобными вещами вовсе не экстрасенсорные способности, и называть их надо уже соответственно.

Однако если предположить о существовании  вышеуказанной связи сознания и  бессознательного, то можно допустить, что это и есть тот путь, по которому наше собственное бессознательное  время от времени влияет на ход  событий. Интуиция предчувствие - другими  словами это наши влечения (как  бы выразился Маркс) и страхи, которые  не всегда дают идти событиям вразрез  нашим чувствам.

На понимании космической связи  основано на множестве фактов и теоретических  разработок, выполненных 3. Фрейдом  и его последователями. Однако он несколько изменил данный подход, и стало утверждаться мнение, что  сознание связано с космическим  посредством бессознательного. Подробнее об этом в соответствующем разделе.

К сфере бессознательно - психического относится та часть психики, познавательные образы которой непосредственно неосознаваемы. Об их существовании можно судить лишь опосредованно, путем применения специальных методов и высокого искусства раскрытия внутреннего мира. В то же время бессознательное не отделено неприступной стеной сознательного. Но возможности перевода очень специфичны, затруднены, а во многом непосредственно недостижимы. Итак, проявления бессознательного в сознательном:

· Бессознательная память - это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь - это внутренняя речь.

· Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях.

· Бессознательное в личности человека - это те качества, интересы, потребности  и т. п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи  и проявляются в разнообразных  непроизвольных реакциях, действиях, психических  явлениях.

o Одно из таких явлений - ошибочные действия, оговорки, описки.

o В основе другой группы бессознательных явлений лежит непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий - всего, имеющего для человека малую значимость.

o Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится, к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением:сновидения, грезы, мечты. Грезы и мечты происходят при работающем, но несколько ослабленном сознании, а сновидения - и вовсе без его контроля.

Сознательное связано и с общественным информационным полем. Оно регулирует поведение человеческого тела в соответствии с требованиями общества. Оно не понимает языка бессознательного и его управление телом часто идет вразрез с требованиями бессознательного. Разлад сознательного и бессознательного ведет к драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность жизнью, его посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда они работают в унисон, человек достигает счастья жизни. Отсюда извечное стремление человека найти это состояние, уловить его мгновение. Философские размышления о сознательном и бессознательном направлены на поиски данной гармонии. О ней говорят как о единстве тела и духа, космического и человеческого.

Наличие сознательного и бессознательного в психике усложняет задачу индивида. Ему необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого  можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного и бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается значение одной  из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой потери, когда  принижают значение сознательного, уходят в сферу бессознательного. Такое проникновение в бессознательное не превращает его в сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту часть психики, которая относится к сфере сознания, бессознательное не следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и способностью к агрессивности. В этой связи встает вопрос, может ли человек оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление сознания, вялость и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой агрессии человек помогает сам, если он возвышает бессознательное и через него хочет обо всем узнать. Такие случаи известны психиатрии, о чем пишет ученик К.Г. Юнга Джозеф Хендерсон. «Определенные молодые люди впадают в позицию собственной грандиозности, имеющей много общего с комплексом неполноценности по А. Адлеру. Инфляция эго-сознания проявляется как героическая позиция». В случае агрессии бессознательного, слова «познай себя и ты познаешь весь мир» интерпретируются как исключительная направленность на бессознательное. Погружение в этот мир, поиски скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к научно - популярной и художественной литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.

Третий тип бессознательных  явлений - те, о которых говорит 3. Фрейд касающихся личностного бессознательного. Это - желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры. Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией.

4. ДИНАМИКА СОЗНАТЕЛЬНОГО И БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

«Взаимосвязь сознательного и  бессознательного является основной предпосылкой психоанализа, и только она дает ему возможность понять и приобщить  науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ  не может перенести сущность психического в сознание, но должен рассматривать  сознание как качество психического, которое может присоединяться или не присоединяться к другим его качествам.

Было бы неверно на том основании, что бессознательное и сознание - это противоположные друг другу понятия, приравнивать бессознательное и сознательное к животной и человеческой психике соответственно. Бессознательное - это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Быть сознательным - это прежде всего чисто описательный термин, который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает нам далее, что любой психический элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что оно было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, мы также дадим правильное описание. Это бессознательное в таком случае совпадает со скрыто или потенциально сознательным.

К понятию бессознательного мы пришли путем разработки опыта, в котором  большую роль играет душевная динамика. Мы видели, т.е. вынуждены были признать, что существуют весьма напряженные  душевные процессы или представления - здесь прежде всего приходится иметь дело с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут иметь такие же последствия для душевной жизни, как и все другие представления, между прочим, и такие последствия, которые могут быть осознаны опять-таки как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными.

Состояние, в котором они находились до осознания, мы называем вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается  нами во время нашей психоаналитической работы как сопротивление.

Понятие бессознательного мы, таким  образом, получаем из учения о вытеснении. Вытесненное мы рассматриваем как типичный пример бессознательного. Мы видим, однако, что есть двоякое бессознательное: скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное, которое само по себе и без дальнейшего не может стать сознательным».

Таким образом, уровень  бессознательного, выражающий переход  его в сознательное и наоборот выражает осознание человеком ранее  неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая в настоящем мысль может перейти  в сферу бессознательного.

Самоустраненность от жизни ведет к ограниченному её пониманию, и никогда не способствует развитию общества и личности. У Ницше герой Заратустра ушел от людей в горы и жил там долго в одиночестве. Затем, продумав все, он решил вернуться к людям и обратить их к тому, что он осознал за годы одиночества. Люди не поняли его речей и посмеялись над ним. Так Заратустра понял, что нужно сначала завести учеников и через их посредство распространять свое учение. Заратустра хорошо разобрался в жизни, прежде чем уйти в горы. В горах он все обдумал и, вернувшись, обнаружил, что только опыт и размышления дают возможность правильно действовать. Без опыта сразу же наступают ошибки и неверные действия. Нельзя полагаться лишь на свое бессознательное и свою интуицию. Нужно считаться с другими людьми, а это возможно лишь через опыт и диалог.

Таким образом, уход во внутренний мир  не означает разрыва с внешним  миром. Напротив, в границах развивающегося сознания эта связь постоянна  и устойчива. Человек осознает свой внутренний мир и отличает его  от мира внешнего. Раз открыв его, человек никогда его не теряет. В то же время этот мир является величиной изменчивой и зависит от усилий личности. В течение жизни человек может расширять и углублять свой мир. Работа в этом направлении означает, что человек сам создает свое сознание. Получается так, что сознание - это не дар, а результат труда по самопознанию, а даром является способность к этому. И, значит, широта и глубина сознания зависят от человека и тех благоприятных общественных условий, которые для этого создаются.

Самопознание наталкивает человека как бы на три слоя сознания:

· Сознание, находящееся вне его, с которым он еще не знаком;

· Сознание, которое он уже имеет;

· И сознание в нем самом, которым  он еще не овладел.

Отсюда расширение последнего сознания идет за счет приобщения к тому, что  есть в нем самом и вне его. Это как бы жизнь индивида в сфере духа. Относительно каждого человека можно говорить о том, насколько он овладел сознанием. Наверное, можно так говорить и о каждом поколении.

В этой связи закономерен вопрос о языке. Принято считать, что  мысль появляется раньше ее языкового  оформления. Многие мыслители, исходя из своего опыта, заметили, что их мысль  после своего рождения как бы ищет свое языковое оформление. Отсюда распространенность мнения о том, что при своем  зарождении мысль существует вне  языка. Это действительно так, если отождествить понятие «язык» с тем, что возникает в результате человеческого  общения и составляет часть его  культуры. Но если допустить, что есть разные языки: языки животных, языки  машин, а словесный язык - это лишь один из языков, тогда вполне можно  согласиться с тем, что мысль  возникает лишь посредством языка  и не существует вне его. Сначала мысль возникает на языке мозга, в виде нейродинамического кода - языке бессознательного, и лишь позднее переводится на словесный язык, язык сознания. С точки зрения Д.И. Дубровского, связующим звеном является мозг. Однако существует и другая связь - через космическое.

Информация о работе Сознание и бессознательное в естественных науках