Сознание как философская проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:35, реферат

Краткое описание

Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать физические процессы от психических, материальное от идеального, выработали представление о «духе» и «душе». Интерес к этой фундаментальной философской проблеме усиливается с годами. Это объясняется тем, что сознание очень тесно связано с самим человеком. Феномены сферы сознания, такие, как эмоции, восприятия, воля, мышление, целеполагание и т. п. включены в человеческое бытие, а так же во всё многообразие его сущностных определений, таких, как экзистенция, деятельность, творчество и др.

Содержание

Введение 3
Основные свойства и структура сознания 4
Понятие сознания 4
Структура сознания 4
Функции сознания 10
Сознание как философская проблема 12
Проблемы сознания в интерпретации известных мыслителей 12
Отношение сознания к материи 13
Философские теории сознания 17
Заключение 21
Библиографический список 22

Вложенные файлы: 1 файл

сознание как философская проблема.docx

— 56.10 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

Основные свойства и структура  сознания 4

Понятие сознания 4

Структура сознания 4

Функции сознания 10

Сознание как философская проблема 12

Проблемы сознания в интерпретации известных мыслителей 12

Отношение сознания к материи  13

Философские теории сознания 17

Заключение 21

Библиографический список 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема сознания возникла тогда, когда люди начали отличать физические процессы от психических, материальное от идеального, выработали представление о «духе» и «душе». Интерес к этой фундаментальной философской проблеме усиливается с годами. Это объясняется тем, что сознание очень тесно связано с самим человеком. Феномены сферы сознания, такие, как эмоции, восприятия, воля, мышление, целеполагание и т. п. включены в человеческое бытие, а так же  во всё многообразие его сущностных определений, таких, как экзистенция, деятельность, творчество и др. Способность человека соединять образ своей деятельности с образами различных социальных взаимодействий - необходимое условие реализации социальных связей и, соответственно, общественной жизни.

Сознание - это своего рода объект, который не поддается обычным способам объяснения и исследования. Оно действует в качестве «источника» жизни человека, но не в той жизни, которая заключается в границах его тела, а как раз в той, которая выводит его за эти границы, а именно в мир человеческих взаимоотношений, культурных форм и разнообразных средств человеческой деятельности.

Понятие «сознание» изучается различными дисциплинами и входит в состав важнейших  учений, причем как политических, так  и религиозных. Так как философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления, и, в конце концов, это определенный тип мировоззрения – определение сознания в данной дисциплине в основном заключается в проблеме человеческого бытия, в явлении, обеспечивающим связность человеческой истории и культуры,  в способе отображения проблемности общественного процесса.

Так какую же роль играет сознание в жизни человека и в развитии всего человеческого общества?

Основные свойства и структура  сознания

Понятие сознания

 Понятие сознания является трудным для определения, потому что оно охватывает множество разнообразных сфер нашей жизни, используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание включает воображение, восприятие, мысли, самосознание и т.д. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими.

В широком смысле слова под сознанием понимают психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — социальном или биологическом, рациональном или чувственном, тем самым подчеркивая его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком значении термин «сознание» звучит как - не просто психическое состояние, а высшая, человеческая форма психического отражения действительности.

Структура сознания

Сознание это целостная система, которая состоит из различных элементов, находящихся в закономерных отношениях между собой. В его структуре наиболее отчетливо выделяются такие моменты, как осознание вещей, а также переживание, т.е. определенное отношение к содержанию того, что отражается. Развитие сознания означает его обогащение новыми знаниями об окружающей действительности и о самом человеке. Осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда философское, научное, обыденное, религиозное и эстетическое осознание мира, а также рациональный и чувственный уровни сознания. Мышление, понятия, представления, восприятия и ощущения образуют ядро сознания. Однако сознание не является суммой составляющих его элементов, сознание - это  их интегральное, сложно-структурированное целое.

Структура сознания состоит из двух уровней:

— чувственный уровень (ощущения, восприятия, представления);

— мышление (понятия, суждения, умозаключения).

Понятие ощущения означает отражение  отдельных свойств предмета объективного мира, в момент их взаимодействия с органами чувств человека (слух, зрение, вкус, осязание, обоняние).

Восприятие представляет собой  структурный образ предмета, который  состоит из целого комплекса ощущений. В понимании понятия «восприятие» значительная роль его заключается  в двигательных процессах, которые  подстраивают работу перцептивной системы  с характеристиками объекта. Прекращение  непосредственного воздействия  предмета на органы чувств человека прекращается, еще не означает бесследного исчезновения его образа. Образ хранится в памяти.Память является структурным компонентом  сознания, связанным с механизмами  запечатления, сохранения, воспроизведения  и переработки информации. Память, в свою очередь, может быть разных видов: эмоциональная, образная, моторная, словесно-логическая, кратковременная  и долговременная.

За счет сохранения памятью образа предмета появляется представление, т.е. образ  предмета, когда-то воздействовавшего  на органы чувств человека, а потом  восстановившегося в мозгу при  отсутствии данного предмета, а также  образ, который был создан с помощью  усилий продуктивного воображения.

Диалектический путь познания ведет  от чувственного познания к логическому  мышлению. Понятие мышления означает целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей. Это активный процесс, который направлен на постановку проблем и на последующее их решение. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее.

Понятие– это первая форма мышления, которая отражает собой общие, но существенные свойства группы предметов и явлений. В понятиях  знания человека о предметах и действительности представляются в обобщённом виде.

Суждение- это определённое знание о предмете, утверждение или отрицание его определенных свойств, отношений и связей. Формирование суждений происходит как формирование мысли в предложении.

Умозаключение- это форма суждения. В процессе умозаключения человек, сопоставляет и анализирует различные суждения, а в последствии выводит из них новое суждение.

Говоря о сознании как о целостной  системе, нельзя не затронуть такие  понятия как потребность, воля, самосознание.

Движущая сила поведения и сознания людей – это потребность, т.е. состояние неустойчивости организма как системы, его нужды в чем-то. Такое состояние способствует появлению влечения, поисковой активности и волевого усилия. Когда потребность находит нужный предмет, то влечение «превращается» в желание. Воля является фактом сознания и его практическим обнаружением. Воля - это не только умение желать что-то, но это психический процесс, который определяется действиями, направленными на то, чтобы удовлетворить человеческие потребности. Качественные сдвиги в характере потребности можно назвать основными вехами в эволюции психики от ее самых простых форм до высшего уровня сознания. Для регулирования поведения у животных, не существует никаких оснований, кроме биологической полезности. Что касается человека, то у него возникают социально обусловленные потребности и требования к жизни, совершенно другие побудительные силы — чувство прекрасного, моральное наслаждение, жажда познания истины,  стремление совершить подвиг во благо человечества и народа и т.п. Причина какого-то определенного поступка лежит в потребности человека. Цель – это потребность, отраженная в сознании, но при это она не конечная, а лишь производная причина всех человеческих поступков. В возникновении желаний и стремлений главную роль играет внешний мир, обусловливающий поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно, т.е. через сложную связь предыдущих поступков, чувств, мыслей причем не только своих, но и других людей.

 Человеческие чувства так же являются фактом сознания, отражением мира и выражением отношения человека к удовлетворению или, наоборот, неудовлетворению его интересов, потребностей, соответствия или несоответствия чего-либо его понятиям и представлениям. В сознании ничто не совершается без эмоциональной окраски, которая имеет огромный жизненный смысл, потому что именно эмоциональный стимул способствует организации наших мыслей и действия для достижения поставленной цели.

 Человек существует не только сам в себе, но и для себя. Это проявляется в осознании себя. Человек отдает себе отчет о том, чем он занимается, о чем думает и что чувствует. В процессе своего индивидуального развития, человек сначала осознает предметы и свои практические действия, а уже потом, на более высоком уровне развития, он начинает осознавать свои мысли о действиях и предметах, т.е. приходит понимание личности человека. Самосознание заключается в выделении человеком самого себя и от всего, того, что его окружает. Самосознание является осознанием действий человека, его мыслей и чувств, интересов, мотивов поведения, а так же своего положения в обществе. Главную роль в формировании самосознания играют ощущения человеком собственного тела, движений и действий. Лишь во взаимодействии с другими людьми через общение и свою практическую деятельность человек может стать самим собой. Общественное формирование самосознания заключается не только в непосредственном взаимоотношении людей между собой, но и в формировании общественных требований, предъявляемых к отдельному индивиду, а так же в осознании самих правил взаимоотношений в обществе. Человек осознает себя не только с помощью общения с другими людьми, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

 При самосознании, человек никогда не остается вполне таким же, каким он был раньше. Самосознание появилось не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека,оно возникло в ответ на зов условий в жизни социума, требовавшие от каждого человека умения осуществлять и оценивать собственные поступки, слова и мысли с позиции определенных общественных норм. Благодаря строгим урокам жизни, человек научился осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Человек берет на себя полную ответственность за свой поступки, регулируя их и предусматривая будущие последствия и результаты от них.

Понятие самосознания достаточно тесно  связано с понятием рефлексии. Рефлексия — это размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своего внутреннего духовного мира. Не рефлексируя, личность не способна осознать, что происходит в ее душе, в ее внутренней духовной жизни. Рефлексия погружает нас в глубину нашей «самости». Так как каждый индивид понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его социальной наполненности через определенные механизмы коммуникации, т.е. рефлексия не способна зарождаться в недрах обособленного человека, без приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

 Уровни рефлексии – весьма разнообразны: от элементарного самосознания до долгих глубоких раздумий над смыслом своей жизни, своего бытия и его нравственным содержанием. Обдумывая собственные духовные процессы, мы нередко критически оцениваем отрицательные стороны своего духовного мира. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Таким образом, можно выделить структуру  сознания и его самые важные психологические  характеристики. Первая характеристика этого понятия заключается уже в самом его названии - «сознание», т.е. совокупность знаний об окружающей нас действительности, поэтому в структуру сознания входят такие познавательные процессы, которые способствуют обогащению и обновлению человеческих знаний. Расстройство или нарушение любого психического познавательного процесса, неизбежно становится расстройством сознания.

Второй характеристикой сознания является то, что в этом понятии закреплено четкое различение объекта и субъекта, т.е. того, что присуще человеческому «я» и   «не-я». Человек единственный среди живых существ, который способен заниматься самопознанием, т.е. обратить психическую деятельность на изучение самого себя: человек самостоятельно оценивает свои поступки и самого себя в целом. Граница между «я» и «не-я» отчетливо формируется в пути, который проходит человек в своем детстве и осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания заключается в целеполагающей деятельности человека. Индивид ставит перед собой определенные цели, перед тем как приступить к какой-либо деятельности. При этом взвешиваются все мотивы поставленной цели, учитывается последовательность выполнения действий, принимаются волевые решения и т.д.

Четвертая характеристика сознания означает наличие в межличностных отношениях определенных эмоциональных оценок.

Функции сознания

Что касается функций сознания, то к ним относятся:

  1. Познавательная функция. Она заключается в том, что сознание помогает проникновения человека в сущность предметов, явлений и процессов объективного мира, а так же извлечение определенной информации о них. Познание осуществляется в формах чувственного и рационального отражения, на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления. Особенностью человеческого отражения — является его осознанность. Это означает, что познание непрерывно связано с осознанием того, что из себя представляет данная вещь, какое значение она несет для познающего человека, в каких отношениях она находится с ним и с другими предметами. Осознание присуще только человеку.
  2. Функция прогноза, предвидения, целеполагания. Данная функция заключается в том, что человеку свойственно опережать ход событий, и при этом, строя модели своего будущего, человек планирует методы и действия для достижения поставленной цели.
  3. Функция доказательства истинности знания.
  4. Ценностная функция.
  5. Коммуникативная функция, заключающаяся в том, что сознание способствует преобразованию мысли в слово. На этом основано то, что деятельность человека, как социального существа предполагает его общения с другими личностями, а так же взаимообмена знаниями, идеями, мыслями.
  6. Регулятивная. Эта функция заключается в том, что сознание упорядочивает и регулирует деятельность человека и деятельность всего общества.

Информация о работе Сознание как философская проблема