Социальная природа мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово - устное и письменное. Благодаря языку мысли людей не теряются, а передаются в виде системы знаний из поколения в поколение. Однако существуют и дополнительные средства передачи результатов мышления: световые и звуковые сигналы, электрические импульсы, жесты и пр. Современная наука и техника широко используют условные знаки в качестве универсального и экономного средства передачи информации.

Содержание

1 Социальная природа мышления.........................................................................3
2 Мыслительные операции....................................................................................5
3 Основные формы мышления. ............................................................................7
4 Понимание............................................................................................................9
5 Решение мыслительных задач…………………………………………………9
6 Качества ума как свойства личности................................................................11
7 Что такое воображение......................................................................................13
8 Мыслительный процесс.....................................................................................19
9 Заключение…………………………………………………………………….22
10 Список использованной литературы………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная природа мышления.docx

— 53.17 Кб (Скачать файл)

1. Интуитивный тип. Характеризуется  преобладанием эмоций над логикой  и доминированием правого полушария  головного мозга над левым.

2. Мыслительный тип. Ему  свойственны рациональность и  преобладание левого полушария  мозга над правым, примат логики  над интуицией и чувством.

Критерием истинности для  интуитивного типа выступают ощущение правильности и практика, а критерием  правильности для мыслительного  типа являются эксперимент и логическая безупречность вывода.

Познание у мыслительного  типа существенно отличается от познания интуитивного типа. Мыслительный тип  обычно интересуется знанием как  таковым, ищет и устанавливает логическую связь между явлениями, в то время  как интуитивный тип ориентирован на прагматику, на практически полезное использование знаний вне зависимости  от их истинности и логической непротиворечивости. Истинно то, что полезно,— вот  его жизненное кредо.

Мыслительный  процесс.

Автоматизированные схемы  действия можно считать навыками мышления. Важно отметить, что роль мыслительных навыков велика именно в тех областях, где имеется  очень обобщенная система знаний, например, при решении математических задач.

Таким образом, мыслительный процесс — это процесс, которому предшествует осознание исходной ситуации (условия задачи), который является сознательным и целенаправленным, оперирует  понятиями и образами, и который  завершается каким-либо результатом (переосмысление ситуации, нахождение решения, формирование суждения и т. п.). Выделяют 4 стадии решения проблемы:

• подготовка;

• созревание решения;

• вдохновение;

• проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить  проблему).

2. Анализ проблемы (выделение  «что дано», «что требуется  найти», какие недостающие или  избыточные данные и т. д.).

3. Поиск решения:

3.1. Поиск решения на  основе одного известного алгоритма  (репродуктивное мышление).

3.2. Поиск решения на  основе выбора оптимального варианта  из множества известных алгоритмов.

3.3. Решение на основе  комбинации отдельных звеньев  из различных алгоритмов.

3.4. Поиск принципиально  нового решения (творческое мышление).

3.4.1. На основе углубленных  логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т. п.).

3.4.2. На основе использования  аналогий.

3.4.3. На основе использования  эвристических приемов.

3.4.4. На основе использования  эмпирического метода

проб и ошибок. В случае неудачи:

3.5. Отчаяние, переключение  на другую деятельность «период  инкубационного отдыха» — «созревание  идей», озарение, вдохновение, иисайт, мгновенное осознание решения некоторой проблемы (интуитивное мышление). Факторы, способствующие «озарению»:

а) высокая увлеченность проблемой;

б) вера в успех, в возможность  решения проблемы;

в) высокая информированность  в проблеме, накопленный опыт;

г) высокая ассоциативная  деятельность мозга (во сне, при высокой  температуре, лихорадке, при эмоционально положительной стимуляции).

4. Логическое обоснование  найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного  решения.

7. Коррекция (в случае  необходимости возврат к этапу  2).

Мыслительная деятельность реализуется как на уровне сознания, так и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней. В  результате успешного (целенаправленного) действия получается результат, соответствующий  предварительно поставленной цели, в  результат, который ве был предусмотрен в сознательной цели, он является по отношению к ней побочным (побочный продукт действия). Проблема осознанного и неосознанного конкретизировалась в проблему взаимоотношения прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Побочный продукт действия также отражается субъектом, это отражение может участвовать в последующей регуляции действий, но оно не представлено в вербализованной форме, в форме сознания. Побочный продукт «складывается под влиянием тех конкретных свойств вещей и явлений, которые включены в действие, но не существенны с точки зрения цели».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 Из выше  расмотренного  можно сделать вывод,  что на  формирование

мышления  и  поведение  современного  человека  большую   роль   оказывает множество социальных факторов.

Социальные факторы оказывают  положительное так и негативное  влияние.

Положительно и отрицательно каждый социальный фактор  рассматривать  нельзя, так как подросток по индивидуальному адаптируется к определенной среде.

Социальная среда включает в себя:

а) семья

б) школа

в) друзья

г) информация телевидения  и радио и т.д.

Поскольку  мышление  подростка  строится  на  его   индивидуальности.

Индивидуальность оказывается  в  роли  "фильтра"  воспринимаемой  информации поступающей из окружающей среды.

Осознание получаемой информации,  под  воздействием  индивидуальности подростка, является высшим  познавательным  процессом.  Подросток в период формирования мышления и  личности  создает  свое  мировоззрение.  Социальная среда также оказывает влияние на мотивы и цели жизни.

 

Список использованной литературы.

1. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1978, стр. 237-240.

2. Заззо  Р.  Психическое развитие  ребенка и влияние среды //  Вопросы

   психологии 1967 №2. Стр. 8-10.

3. Плаже Ш. Роль действий в формировании  мышления  //  Вопросы психологии.  1965 №6 стр. 6.

4. Общая психология –  М., 1986 (мышление 322-330).

5. Обухов Л.Ф. Концепция  Шана Плаже: за и против  – М.,  1981.  (Интеллект: стр. 108-110).

6. Принципы материалистической  диалектики как теории познания.  / Под. ред. В.А. Лекторского. М., 1984.

7. Чувственное и рациональное. / Под. ред. Д.В. Пивоварова. Свердловск, 1982.

 


Информация о работе Социальная природа мышления