Социальная философия Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 00:05, контрольная работа

Краткое описание

В середине V в. до н.э. в греческой философии произошли изменения. Этому способствовали бурные политические события: победа греков над персами, укрепление городов-полисов, возвышение Афин, подъем национального самосознания греков, развитие демократии. Возникла потребность в политической, юридической и словесной грамотности. Расширились контакты между городами, государствами, что способствовало не только экономическому, но и культурному обмену. Все вышесказанное способствовало переходу философии от натурфилософии к антропологии. Космоцентризм уступал место антропоцентризму. В центр философских размышлений был поставлен новый объект - человек!

Содержание

1. Введение……………………………………………………3
2. Кто такие софисты ? ................................................................................4
3. Этические доводы Платона против софистов…………….....6
4. Различие эристики и диалектики……………………………7
5. Платон против риторики софистов…………………………9
6. Слово, и его смысл…………………………………………..11
7. Заключение……………………………………………..…..13
8. Литература………………………………………………..…14

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 27.20 Кб (Скачать файл)

       Стремясь  подвести прочные научные основания  под деятельность оратора, Платон  поставил вопрос о необходимости  изучать психологию восприятия  и в связи с этим осознавать  многообразие человеческих характеров: «Поскольку сила речи заключается  в воздействии на душу, тому, кто  собирается стать оратором, необходимо  знать, сколько видов имеет  душа: их столько-то и столько-то, и они такие-то и такие-то, поэтому  слушатели бывают такими-то и  такими-то. Когда это должным образом  разобрано, тогда устанавливается,  что есть столько-то видов речей  и каждый из них такой-то. Таких-то  слушателей по такой-то причине  нелегко убедить в таком-то  такими-то речами, а такие-то потому-то  и потому-то с трудом поддаются  убеждению» («Федр», 271CD).

       Таким  образом, субъективизму риторики  софистов, ораторская практика которых  к тому же во многом носила  интуитивно-эмпирический характер, Платон противопоставляет подход, в котором риторические рекомендации  основываются на законах логики и психологии.

6. Слово и его  смысл.

      

       В диалоге  «Кратил» Платон поставил важнейшую  проблему соответствия имени  и вещи, слова и предмета. Возражая  софистам, которые утверждали конвенциональную  природу слова, которое, по  их мнению, является результатом  договоренности людей, Платон  настаивал на том, что слово  выражает суть предмета, и тем  самым исключал всякую возможность  манипуляции истиной.

       Платон  беспощаден в своей оценке  теоретических высказываний и  ораторской практики софистов. В  диалоге «Софист» он пародирует  стиль софистов, их злоупотребление  антитезами и параллелизмами, которые  в выступлениях софистов являлись  лишь средством достижения внешнего  эффекта. Именно поэтому софистику  Платон определяет как искусство,  «творящее призраки», основанное  на мнении, а не на знании. В  своем пафосе отрицания софистики  Платон приходит к отрицанию  риторики и искусства красноречия  в целом: в трактате «Государство»  он изгоняет риторов, поэтов  из идеального государства, ставя  вопрос о запрете на публичное  слово. Будучи убежденным сторонником  аристократии, Платон отрицал демократическую  форму государственного устройства, которую он отождествлял с  властью толпы (черни) и демагогов,  ораторствующих на трибуне и  заботящихся лишь о собственном  преуспеянии.

       Однако  сказанное означает, что Платон  одним из первых заговорил  о риторике в контексте политических  идей. Этические аспекты ораторского  искусства неотделимы для Платона  от таких сущностных для него  категорий, как «прекрасное», «мудрость»  и «благо», от теории совершенного  государства. Платон настаивал  на том, что оратору в большей  степени необходима четкая нравственная  и философская позиция, нежели  знание риторических правил.

       Следует  отметить также, что борьба  Платона против риторики включала  в себя еще один важный момент  – стремление разделить сферы  влияния философии и красноречия  (риторики). Синкретизм гуманитарного  знания должен был уступить  самоопределению различных его  отраслей; философия и риторика  должны были, по мнению Платона,  пойти – соприкасаясь и взаимодействуя  – разными путями.

       «Философская  проза платоновских диалогов  … не удовлетворялась допущением  полной условности речи, а искала  для словесного искусства объективный  критерий правильности и предлагала  в качестве такого две стоящие  вне самого художественного произведения  нормы: норму этическую и норму  верности изображаемому объекту.  «Материальный» субстрат словесного  произведения – звук, стихотворный  размер, гармония, ритм – получал  в философской прозе свое истолкование, как носитель нравственного и  смыслового содержания» [57, с.64].

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

   

   

7. Заключение.

    

       Таким  образом, Платон произвел разоблачение  софистики, как лженауки. Определяя  поиск истины главной задачей  ораторского искусства, он аргумментировал,  логически доказал, несостоятельность  методов софистов для этой  задачи. Отметим также вклад Платона  в развитие художественной прозы.  Прежде всего этот вклад определяется  разработкой формы диалога, которая  у Платона отражает процесс  напряженного поиска истины. В  рамках диалога Платон постоянно  использовал речи, многообразные  по своему стилистическому воплощению  и ораторским приемам; бытовые  драматические сцены, мифологические  рассказы.

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

    

 

8. Литература.

      

       1. Васильева  Т.В. Беседа о Логосе в платоновском  «Теэтете» // Платон и его эпоха:  К 2400-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1979.

       2. Кессиди  Ф.Х. Сократ. – М., 1976.

       3. Лосев  А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. – М.: Искусство, 1969.

       4. Миллер  Т.А. Основные этапы изучения  «Поэтики» Аристотеля // Аристотель  и античная литературная теория. – М., 1978. 

       5. Муратова  К. Диалектический метод ведения  спора (опыт семантико-лингвистического  анализа диалога Платона «Горгий») // Риторика. – 1995. – №2. – С.146–159.

       6. Рождественский  Ю.В. Теория риторики. – М., 1997.

       7 Тихонов  А.В. Бытийная негативность софиста  в учении Платона http://www.nsu.ru/classics/bibliotheca/Tikh_Rozanov.pdf

1 Тихонов А.В. Бытийная негативность софиста в учении Платона


Информация о работе Социальная философия Платона