Социологическое наследие Э.Дюркгейма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 15:25, реферат

Краткое описание

"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой"*.

Содержание

Введение
1. Глава I: Социология Э. Дюркгейма
1.1 Социально-политическая позиция Дюркгейма
1.2 . Предмет социологии и ее место в ряду других общественных наук
1.3 . «Социологизм» как теория общества
1.4 Правила социологического метода
1.5 Общественная солидарность и разделение труда
1.6 «Ненормальные» формы разделения труда. Личность и общество
1.7 . Применение принципов «социологизма» к исследованию причин самоубийства
1.8 Философско-социологическая концепция морали
1.9 Философско-социологическая концепция религии
2. Место Дюркгейма в истории социологии
2.1
3. Заключение
4. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Социолоогическое наследние Э. Дюркгеума.doc

— 262.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Министерство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный  университет культуры и искусств

Факультет Культуры семьи и детства

Кафедра Менеджмента семейного  туризма

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: «Социологическое наследие Э.Дюркгейма»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент группы 310з-6

Веселова И.А.

Проверил:

Бирженюк Григорий Михайлович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2011 г.

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

  1. Глава I: Социология Э. Дюркгейма
    1. Социально-политическая позиция Дюркгейма
    2. . Предмет социологии и ее место в ряду других общественных наук
    3. . «Социологизм» как теория общества
    4. Правила социологического метода
    5. Общественная солидарность и разделение труда
    6. «Ненормальные» формы разделения труда. Личность и общество
    7. . Применение принципов «социологизма» к исследованию причин самоубийства
    8. Философско-социологическая концепция морали
    9. Философско-социологическая концепция религии
  2. Место Дюркгейма в истории социологии
  3. Заключение
  4. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

"Дюркгей  Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой"*. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.

  Основными работами  Э.Дюркгейма являются  его книги "О  разделении общественного  труда", "Правила  социологического  метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни". Но познакомиться с ними читателю в советское время в нашей стране было не так просто.

  В 1991 г. в серии  "Социологическое  наследие" издательства "Наука"  был опубликован  однотомник Дюркгейма,  в которой вошли новые переводы книг "О разделении общественного труда" и "Метод социологии"*. Тираж быстро разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность, с другой - большой читательский интерес к социологической классике и потребности развивающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г. в журнале "Социологические исследования" была опубликована известная работа Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.

  А ведь именно  в России были  осуществлены первые  переводы его книг, причем еще при его жизни, когда классик еще не стал классиком. Помимо указанных, в дореволюционной России были опубликованы следующие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. - Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в социологии. СПб., 1914, и др.

  Трудно найти сегодня  такую отрасль  социологии, начиная  от общей социологической  теории и кончая  прикладными исследованиями, в которой бы  влияние исследований  Дюркгейма так  или иначе не  ощущалось. Трудно, наконец, назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.

  Вклад Дюркгейма  в становление  и развитие социологического  знания общепризнан.  И тем не менее  идеи Дюркгейма  продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.

  Рассмотрим подробнее  социологию Дюркгейма. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально-политическая позиция  Дюркгейма

 

Последняя четверть XIX в. во Франции  ознаменовалась тем, что общественно-экономическая  система не могла обеспечить своего собственного стабильного существования и находилась под постоянной угрозой революционных выступлений трудящихся масс Клерикально-монархические круги вели борьбу с буржуазными республиканцами, стремясь к реставрации реакционного общественного порядка.

 

Духовной опорой реакции была спиритуалистическая  философия. Вместе с тем к концу XIX в. в различных областях духовно  культуры заметно усилилось влияние  контовского позитивизма Идея социологии как самостоятельной науки, которая  должна была стать основой реорганизации общества, постепенно находила поддержку буржуазных республиканцев, выдвинувших программ социально-политических преобразований.

 

Между 1870 и 1914 гг. социологическая  мысль во Франции развивалась  в нескольких направлениях. Одно из них возглавлял последователи Ле Пле, проводившие монографические исследования экономического и семейного положения различных групп на селения. В идеологическом отношении леплеисты были весьма консервативны, опору пошатнувшемуся общественному порядку они старались найти в религии.

 

Так называемые социальные статистики, в большинстве случаев государственные  чиновники, проводили эмпирические исследования по заказу государственных  учреждений.

 

Социологи различных направлений  позитивистской ориентации группировались вокруг «Международного журнала социологии* организованного Рене Вормсом. Среди них видное место занимал Г. Тард, М. Ковалевский, Я. Новиков, Е. Де Роберти и другие активные члены Парижского социологического общества и Международного института социологии.

 

С теологических позиций выступали  католические социологи, защитники  томизма (Абер, Деплуаж, Легран и др.).

 

Однако ни одно из этих направлений  не могло служить теоретической  основой социально-политических устремлений  буржуазных республиканцев. Теоретическим обоснованием политики и идеологии социального реформаторства, необходимой предпосылкой которого был «классовый мир» и «всеобщее согласие», стала теоретико-методологическая концепция, получившая название «социологизм».

 

Наиболее полное выражение  эта концепция нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858—1917).

 

Получив философское образование  в Высшей Нормальной школе в Париже, Дюркгейм вначале преподавал в провинциальных лицеях, одновременно изучая социологическую  литературу и сотрудничая в качестве рецензента в философских журналах. Побывав в Германии для ознакомления с состоянием философии, социальных наук и этики, он получил в 1887 г. приглашение прочитать курс социальных наук в университете Бордо, а в 1896 г. возглавил в этом университете первую во Франции кафедру педагогики и социальной науки.

 

Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и  др. В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.

 

Идейно-теоретическими источниками  научной и педагогической деятельности Дюркгейма служили концепции  Просвещения, в частности концепции Монтескье, Кондорсе, Руссо, а также Сен-Симона и Конта. Большое влияние на него также оказали этика Канта, психология народов Вундта, некоторые идеи немецкой исторической школы права.

 

Первые три крупных произведения Дюркгейм опубликовал в 90-х годах. В докторской диссертации «О разделении общественного труда» (1893) была изложена его социально-политическая плат-Форма, впоследствии конкретизированная и уточненная как им самим, так и его «школой». Другая работа — «Правила социологического метода» (1895) — была посвящена обоснованию теоретико-методологических концепций социологизма. «Правила...» подготовили почву для конституирования социологии как самостоятельной дисциплины. В социологическом исследовании «Самоубийство» (1897) Дюркгейм предпринял попытку объединения теоретического под-кода к объяснению этого явления с анализом эмпирических данных, послуживших основой для теоретической гипотезы.

 

В 1902 г. Дюркгейм был приглашен в  Сорбонну на должность профессора кафедры  науки о воспитании, которой начал руководить с 1906 г. В 1913 г. кафедра была переименована в кафедру науки о воспитании и социологии.

 

После переезда в Париж Дюркгейм в течение 15 лет занимался преподаванием, разработкой социологических проблем  морали, воспитания и образования. Итогом этой работы были следующие публикации: «Воспитание и социология» (1922), «Моральное воспитание» (1925), «Эволюция педагогики во Франции» (1938), «Уроки социологии» (1960) [17; 19; 21; 22].

 

Многолетняя работа по проблемам религии  увенчалась трудом, посвященным австралийскому тотемизму, — «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

 

«Социологическая школа» Дюркгейма  завоевала прочные позиции во французском обществоведении, однако работа социолога была прервана первой мировой войной. Дюркгейм откликнулся  на военные события участием в общественной деятельности по «моральному вдохновению» народа. Отрицая империалистический характер войны в отношении всех ее участников, в том числе и Франции, он вместе с тем разоблачал империалистические цели Германии, ее стремление к всемирной гегемонии. В памфлетах «Германия превыше всего» (1915) и «Кто хотел войны?» (191 Дюркгейм возлагал на Германию вину за военные бедствия.

 

Остро чувствуя кризис буржуазного  общества, пытаясь бороться с ним  при помощи социологического обоснования планов общественного переустройства и исправления, Дюркгейм хотел создать новую идеологию буржуазии, идеологию, которая имела бы научный характер. В соответствии с позитивистской концепцией научная социология должна была стать новым символом верь идеологией, даже религией современного Дюркгейму общества Предлагаемые им меры и способы решения социально-политических проблем, основанные на идее классовой солидарности, были направлены на мирное урегулирование противоречия между трудом и капиталом. Он пытался теоретически обосновать популярный в то время буржуазный лозунг общественной солидарности положил в основу всего своего учения идеи позитивистской концепции науки.

 

Борясь за секуляризацию школьного  и университетского образования, за освобождение общественной и интеллектуально; жизни от церковного влияния, Дюркгейм неизменно выступал против повсеместного засилья клерикалов и внес немалый вклад в обоснование политики отделения церкви от государства и школы от церкви, увенчавшейся принятием соответствующего закона в 1905 г.

 

Отвергая революцию, Дюркгейм призывал к организации профессиональных корпораций, предназначенных, с его  точки зрения, улучшать общественную мораль, и к реформе образования.

 

Профессиональные корпорации, охватывающие целые отрасли труда, объединяющие капиталистов и рабочих в единый общественный орган и разрешающие все проблемы как данной профессии, так и взаимоотношений с другими профессиональными объединениями, должны были, по мысли Дюркгейма, помогать правительству в деле урегулирования общественных проблем и регламентации всех видов человеческой деятельности.

 

Дюркгейм, не понимал всей сложности  нарастающего социалистического движения, коренных различий между многочисленными  группировками его участников. Поэтому  отношение Дюркгейма к социализму было, во-первых, недифференцированным, во-вторых, отмеченным симпатией к некоторым социалистическим идеям, в особенности идеям Сен-Симона, в-третьих, характеризовалось непониманием сущности научного социализма К. Маркса.

 

Дюркгейм поддерживал близкие дружеские отношения с Жоресом, вождем французских социалистов. В ряде пунктов несомненно совпадение их взглядов, их взаимное влияние. Многим представителям школы Дюркгейма был близок реформистский социализм жоресовского типа. Марсель Мосс, Франсуа Симиан, Люсьен Леви-Брюль, Альберт Юбер, Люсьен Герц были членами социалистической партии. Некоторые из них участвовали в основании «Юманите», в те времена органа социалистической партии, и сотрудничали в нем. Многие из дюркгеймовцев преподавали в Социалистической школе, целью которой была пропаганда среди рабочих социализма. Неудивительно поэтому, что некоторые общественные круги в Третьей республике воспринимали социологию почти как синоним социализма.

 

В 90-х годах среди различных  отрядов французского рабочего движения начало расти влияние марксизма. Появляются переводы произведений Энгельса, Каутского, Лабриолы. Ответом Дюркгейма на увлечение многих студентов социализмом были в 1895— 1896 гг. его лекции о социализме. Начав с Сен-Симона, он намеревался рассмотреть учения Прудона, Лассаля и Маркса, однако не смог до конца этот план осуществить.

 

Дюркгейм признавал социализм  движением, имеющим большое общественное значение. Социалисты, особенно Сен-Симон  и Маркс, осознавали, писал он, что  современное общество коренным образом отличается от традиционного типа социального порядка, и сформулировали программу социальной реорганизации, чтобы преодолеть кризис, вызванный переходом от старого к новому. Социализм — это идеал, выросший из чувства справедливости и сочувствия нищете грудящегося класса. Это «прежде всего план реконструкции общества, программа коллективной жизни, которой еще не существует и которая представляется человеку достойной его» [20, р. 4]. Социализм — это «крик боли и иногда гнева, издаваемый людьми, которые сильнее всего чувствуют нашу коллективную болезнь» [20, р. 6].

Информация о работе Социологическое наследие Э.Дюркгейма