Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:19, реферат
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет широко развернувшийся в XVII веке общественный прогресс реальных знаний, необходимых для нужд материального производства, торговли, мореплавания. Составной частью Просвещения была передовая буржуазная философия XVIII века - начала XIX века, теоретически обосновавшая необходимость буржуазно-демократических социальных преобразований. Конкретной разновидностью философии Просвещения явилась "деистская форма материализма", представители которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили из метафизической онтологии конечного мира, абсолютного дуализма причины и следствия, материи и движения, эволюции и целесообразности.
ВВЕДЕНИЕ.
Эпоху Просвещения в Западной Европе предваряет
широко развернувшийся в XVII веке общественный
прогресс реальных знаний, необходимых
для нужд материального производства,
торговли, мореплавания.
Составной частью Просвещения была передовая
буржуазная философия XVIII века - начала
XIX века, теоретически обосновавшая необходимость
буржуазно-демократических социальных
преобразований. Конкретной разновидностью
философии Просвещения явилась "деистская
форма материализма", представители
которой (Вольтер, Вольф, Д.Г.Аничков) исходили
из метафизической онтологии конечного
мира, абсолютного дуализма причины и
следствия, материи и движения, эволюции
и целесообразности. В гносеологии деисты,
как правило, разделяли идеалистическую
теорию врожденных идей, рационалистическую
концепцию совпадения логического и реального
следования, идеи субстанциональности
души и некоторые положения агностицизма.
Деисты рассматривали бога в качестве
разумной первопричины мира, а "естественную
религию" в качестве социального регулятора
исторического процесса. Критика феодализма
привела деистов к отрицанию теологического
объяснения исторического процесса и
утверждению рационалистической теории
общественного договора (Руссо, Джефферсон,
В.В. Попугаев).
Другая историческая форма философии
Просвещения - материализм XVIII века - формировалась
путем философской критики теоретических
основ деизма на базе материалистического
естествознания. В решении основного вопроса
философии материалисты эпохи Просвещения
(Мелье, Дидро, Гольбах, Форетер, Радищев)
отвергли субъективный идеализм Беркли
и предприняли естественнонаучное обоснование
концепции материи как объективной реальности.
Они считали жизнь и сознание функцией
определенной организации материи, сформировавшейся
в результате длительного исторического
развития. В теории познания материалисты
отвергли агностицизм, картезианскую
концепцию врожденных идей, включая идею
бога, и последовательно развивали основные
положения материалистического сенсуализма,
утверждавшего, что источники человеческого
знания - это ощущения и восприятия.
В соответствии с разделением философских
взглядов сформировалось два "поколения"
французских просветителей. Идейными
вождями "старшего поколения" были
Вольтер и Монтескье. Веря в исторический
прогресс, они обычно не связывали его
с политическим развитием масс, возлагая
надежды на "просвещенного монарха"
(Вольтер) или пропагандируя конституционную
монархию по английскому образцу и теорию
"разделения властей" (Монтескье).
Деятели второго этапа французских просветителей
- Дидро, Гельвеций, Гольбах и др. - были
в своем большинстве материалисты.
1.Биография
Жан-Жак Руссо - французский мыслитель, яркая фигура французского сентиментализма, просветитель, писатель, музыковед, композитор - родился 28 июня 1712 г. в швейцарской Женеве, хотя по происхождению был французом. Мать Жан-Жака скончалась после родов. Отец его был ремесленником-часовщиком В 1723-1724 гг. мальчик был воспитанником протестантского пансиона Ламберсье поблизости с французской границей. Какое-то время являлся учеником нотариуса, чуть позднее - гравера. Не приемля манеры обращения с собой, в марте 1728 г., будучи 16-летним подростком, уехал из родного города.
В этот период в его жизни появилась госпожа де Варан, молодая обеспеченная вдова-аристократка, стараниями которой Руссо был отправлен в Туринский монастырь, где стал католиком и из-за этого утратил женевское гражданство. В 1730 г. Руссо продолжил странствие по стране, но в 1732 г. возвратился к покровительнице, на этот раз в роли любовника. Их отношения, длившиеся до 1739 г., стали для него пропуском в другой мир, который ранее был ему не доступен.
В 1740 г. стараниями покровительницы он стал гувернером известного судьи из Лиона, и это знакомство сослужило добрую службу при отъезде в столицу. В 1743-1744 гг. Руссо работал секретарем при французском посольстве в Венеции, но возвратился в Париж, где в 1745 г. состоялось его знакомство с Терезой Левассер, которая стала его спутницей жизни, матерью их пятерых детей. Все они росли в воспитательном доме, т.к. Руссо-отец считал, что не может сам их воспитывать. К этому же периоду его биографии относится и знакомство с Д. Дидро.
В 1749 г. Ж.-Ж. Руссо случайно попалось газетное объявление: Дижонская академия объявила о конкурсе на лучшую работу по теме «Содействовало ли возрождение наук и художеств очищению нравов». Именно Руссо стал обладателем премии, и это событие ознаменовало начало самого плодотворного десятилетия в его деятельности. В том же году Руссо был привлечен к совместной работе над «Энциклопедией». Всего он написал для нее 390 статей, в большинстве своем музыковедческих.
В 1750 г. увидел свет трактат под названием «Рассуждение о науках и искусствах». Озвученные в нем идеи противопоставления цивилизованного общества естественному состоянию получили развитие в трактате «Рассуждения о начале и основании неравенства между людьми» (1755). В 50-ых гг. Руссо все больше и больше отдалялся от любезно принимавших его столичных литературных салонов. В 1754 г., съездив в Женеву, он снова обратился в кальвинистскую веру, вернул себе права гражданина.
Возвратившись во Францию, на протяжении 1756-1762 гг. Руссо вел уединенный образ жизни, поселившись в пригороде Парижа. Написанный в 1762 г. роман «Эмиль» и политический трактат «Об общественном договоре» вынудили их автора покинуть Францию во избежание ареста. Его произведения были сожжены не только в Париже, но и в Женеве. Убежище он нашел в принадлежавшем прусскому королю княжестве Невшательском.
В 1770 г. он возвратился во Францию,
поселился в столице и
Французский писатель и философ. Представитель сентиментализма. С позиции деизма
осуждал официальную церковь и религиозную нетерпимость. Выдвинул лозунг "Назад к
природе!". Руссо оказал огромное влияние на современную духовную историю Европы
с точки зрения государственного права, воспитания и критики культуры. Основные
произведения: "Юлия, или Новая Элоиза" (1761), "Эмиль, или О воспитании" (1762), "Об общественном договоре" (1762), "Исповедь" (1781-1788).
В романе "Юлия, или Новая Элоиза" впервые на грани 60-х и 70-х годов XVII века
раздалось искреннее слово о непреодолимом могуществе свободной любви, не знающей
сословной розни и лицемерия Успех книги был беспримерным
Элоизой звали невесту средневекового философа Пьера Абеляра Элоиза стала идеалом
женской верности, человеческой естественности Именно естественное человеческое
чувство и является тем основанием, на котором должна, согласно Руссо, строиться
человеческая личность Наиболее подходящей системой воспитания является система,
которая опирается на человеческие чувства А местом, наиболее подходящим для
воспитания ребенка и молодого человека, Руссо считал природу.
В педагогическом романе "Эмиль, или О воспитании" (1762) Руссо показал
порочность феодально-
демократическую систему, способную формировать и выращивать трудолюбивых и
добродетельных граждан, хорошо знающих цену передовым общественным интересам
Трактат вызвал положительные отклики у Гете, Гердера и Канта А у деятеля
Французской революции М Робеспьера эта книга была в буквальном смысле настольной.
Литературные успехи, однако, не приносили Руссо ни достаточных средств, ни
душевного покоя. Его яростно травили и преследовали французские, швейцарские,
нидерландские клерикалы и королевские чиновники. После выхода в свет романа
"Эмиль, или О воспитании" и политического трактата "Об общественном договоре"
парижский парламент стал метать громы и молнии против автора "зловредных"
произведений. Королевский суд приговорил "Эмиля", а затем и "Общественный
договор" к сожжению и издал постановление об аресте Руссо.
Через год супруги переселились в соседнее местечко Монкен. Руссо снова приступил
к работе над второй половиной "Исповеди". С 1765 года он стал думать о
возвращении в Париж. "Исповедь", над которой Руссо работал в течение пяти лет,
осталась неоконченной.
В "Исповеди" Руссо с поразительной откровенностью повествует о своей жизни, он
не умалчивает о самых неприглядных ее сторонах Самым неожиданным для читателя
было признание в том, что, женившись на Терезе, Руссо заставил ее подбросить
сначала первого их ребенка, а затем и второго
Заключение
Система взглядов Руссо, его критическое отношение к цивилизации, городской культуре, возвеличивание естественности и природы, приоритет сердца над разумом во многом повлияли на литературу и философскую мысль разных стран. Он был одним из первых, кто указал на обратную сторону цивилизации. Его радикальные взгляды по отношению к социальному развитию стали питательной средой для Великой Французской революции, послужили ее идеологической основой. Творческое наследие Руссо представлено большим количеством прозаических сочинений, поэм, комедий, стихов. Ему же принадлежит авторство первой национальной комической оперы - «Сельский колдун».
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Противопоставив себя коллективной, объединенной
общностью основных установок и основных
интересов работе группы просветителей
XVIII в., воплощений живой, протестующей,
разрушающей и созидающей мысли XVIII столетия.
Он сыграл огромную прогрессивную роль
в общем идейном движении своего века.
В этом смысле его можно назвать "зеркалом"
французской революции. Он был выразителем
тех мыслей и чувств, которые нашли свое
законченное выражение в якобинстве с
его плебейскими способами расправы со
старым порядком, с его культом спартанской
добродетели, с его "чувствительной"
фразеологией.
Революция признала Руссо одним из своих
предтеч. Бюсты его, наравне с бюстами
героев древности, украшали революционные
клубы и залы официальных собраний законодательных
органов. Прах его был перенесен в Пантеон,
отдельные эпизоды его жизни изображались
на революционной сцене. Чувствительная
фразеология Руссо придала оттенок "сентиментализма"
речам революционных ораторов и, в частности,
Робеспьера и Сен-Жюста, которые считали
себя и действительно являлись его идейными
учениками. Многие социально-политические
концепции Руссо составляли основные
пункты якобинской политической программы.
В "Гимне Жан-Жаку Руссо" Мари-Жозефа
Шенье, написанном в честь перенесения
праха великого писателя в Пантеон, весьма
полно отражено восприятие и понимание
творчества Руссо якобинской революцией.
Руссо, "друг Эмиля и свободы", прославляется
революцией потому, что он "с земли,
давно порабощенной... снял оковы злобных
сил, и вольности перворожденной права
от пут освободил". Франция чтит его
память за то, что он "нес рабам дары
свободы... гнал тиранов, королей", за
то, что он - "всех мудрых назиданье,
друг человечества прямой". В честь
этого "друга человечества" революционные
власти и якобинские клубы устраивали
общественные празднества, самый замысел
которых был заимствован у Руссо.
Своими трудами он на несколько десятилетий
предвосхитил те передовые демократические
преобразования, которые произошли в Европе
в конце XVIII - начале XIX вв. и продолжают
развиваться до сих пор.
Огромен вклад этого величайшего мыслителя
французского Просвещения в разработку
и исследование идей социального равенства,
народного суверенитета и хотя в своих
работах он не находит разрешений многих
противоречий, уже то, что он поднимает
эти вопросы подчеркивает глубину мысли
философа.
Самыми жгучими
проблемами XVIII века были социально-политические.
Человек интересовал мыслителей как существо
общественное и нравственное, сознающее
свою свободу, способное бороться за нее
и достойную жизнь. Если прежде позволить
себе философствовать могли преимущественно
представители привилегированных социальных
групп, то теперь все громче стали звучать
голоса малообеспеченных и обездоленных
людей, отвергающих сложившийся общественный
порядок. Одним из них был Жан Жак Руссо.
Преобладающая тема его произведений:
происхождение социального неравенства
и преодоление его.
Жан Жак родился в Женеве, в семье часовщика.
Музыкальные способности, жажда познания
и стремление к славе привели его в 1741
году в Париж. Не имея систематического
образования и влиятельных знакомств,
он не сразу добился признания. Он принес
в Парижскую академию новую систему записи
нот, но его предложение было отвергнуто
(позже он написал комическую оперу "Деревенский
колдун"). Сотрудничая в знаменитой
"Энциклопедии", обогатился знаниями
и одновременно — в отличие от других
просветителей — усомнился в том, что
научно-технический прогресс несет людям
лишь благо. Цивилизация, по его мнению,
усугубляет неравенство между людьми.
И наука, и техника хороши лишь в том случае,
если опираются на высокую нравственность,
благородные чувства и преклонение перед
природой. За такую позицию Руссо резко
критиковали "прогрессивисты". (Только
в конце XX века стало ясно, насколько она
верна.) При жизни его и восхваляли, и осуждали,
подвергали гонениям. Некоторое время
он скрывался в Швейцарии, а умер в уединении
и бедности. Его крупные философские сочинения:
"Рассуждения о науках и искусствах",
"Рассуждения о происхождении и основаниях
неравенства между людьми", "Об общественном
договоре, или Принципы политического
права". Из философско-художественных
произведений: "Юлия, или Новая Элоиза",
"Исповедь".
Для Руссо путь цивилизации — последовательное
порабощение человека. С появлением частной
собственности и стремления иметь как
можно больше материальных благ "стал
неизбежен труд, и обширные леса превратились
в веселые нивы, которые нужно было поливать
человеческим потом и на которых вскоре
взошли и расцвели вместе с посевами рабство
и нищета. Великий переворот этот произвело
изобретение двух искусств: обработки
металлов и земледелия. В глазах поэта
— золото и серебро, в глазах философа
— железо и хлеб цивилизовали людей и
погубили род человеческий".
С необычайной проницательностью, словно
сторонний наблюдатель, он обратил внимание
на два коренных порока цивилизации: создание
все новых, необязательных для нормальной
жизни потребностей и формирование искусственной
личности, которая старается "казаться",
а не "быть". В противоположность
Гоббсу (и в соответствии с исторической
правдой) Руссо полагал, что состояние
раздора и войны в обществе усиливалось
по мере возрастания имущественного неравенства,
конкуренции и жажды обогатиться за счет
других. Государственная власть, согласно
общественному договору, должна была стать
гарантом безопасности и справедливости.
Но она создала новую форму зависимости
между власть имущими и подчиненными.
Если данная государственная система
обманывает ожидания народа и не выполняет
своих обязательств, то народ имеет право
ее свергнуть.
Мысли Руссо вдохновляли революционеров
разных стран, прежде всего Франции. Его
"Общественный договор" стал настольной
книгой Робеспьера. В те годы мало кто
обратил внимание на серьезное предупреждение
философа: "Народы! Знайте раз и навсегда,
что природа хотела оберечь вас от наук,
подобно тому, как мать вырывает из рук
своего ребенка опасное оружие. Все скрываемые
ею тайны от вас являются злом".