Спецификация соотношения теоретического и эмпирического в технических науках
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:17, реферат
Краткое описание
Научные знания представляют собой сложную развивающуюся систему, в которой с течением времени возникают все новые уровни организации. Они оказывают обратное воздействие на ранее сложившиеся уровни знания и трансформируют их. В этом процессе постоянно возникают новые приемы и способы теоретического исследования, меняется стратегия научного поиска.
ФГБОУ ВПО «НОВОСИБИРСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ОТДЕЛ ПО ПОДГОТОВКЕ
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Кафедра гуманитарных наук
РЕФЕРАТ
по истории и философии
науки
СПЕЦИФИКА СООТНОШЕНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО В ТЕХНИЧЕСКИХ
НАУКАХ
Выполнил:
аспирант 1-го года обучения:
А. Н. Крашенинников
Проверила:
канд. филос. наук, доц.
М. А. Назарова
Новосибирск 2014
Содержание
Введение
Научные знания представляют
собой сложную развивающуюся систему,
в которой с течением времени возникают
все новые уровни организации. Они оказывают
обратное воздействие на ранее сложившиеся
уровни знания и трансформируют их. В этом
процессе постоянно возникают новые приемы
и способы теоретического исследования,
меняется стратегия научного поиска.
В своих развитых формах наука
предстает как дисциплинарно-организованное
знание, в котором отдельные отрасли –
научные дисциплины (математика; естественно–научные
дисциплины - физика, химия, биология и
др.; технические и социальные науки) выступают
в качестве относительно автономных подсистем,
взаимодействующих между собой.
Специфика предмета каждой
науки может привести и к тому, что определенные
типы знаний, доминирующие в одной науке,
могут играть подчиненную роль в другой.
Они могут также представать в ней в трансформированном
виде. Наконец, следует учитывать, что
при возникновении развитых форм теоретического
знания более ранние формы не исчезают,
хотя и могут резко сузить сферу своего
применения.
Система научного знания каждой
дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить
различные формы знания: эмпирические
факты, законы, принципы, гипотезы, теории
различного типа и степени общности и
т.д. Все эти формы могут быть отнесены
к двум основным уровням организации знания:
эмпирическому и теоретическому [1].
Цель реферата – изучить соотношение теоретического
и эмпирического в технических науках.
Были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть аспекты теоретических знаний
в технических науках.
Рассмотреть специфику эмпирических исследований в технических науках.
Выявить и рассмотреть соотношение теоретического и эмпирического в технических науках.
Предмет реферата: теоретические и
эмпирические методы исследований в технических
науках.
Объектом является соотношение теоретического
и эмпирического в технических науках.
1 Понятия
эмпирического и теоретического.
Основные признаки
По проблеме теоретического
и эмпирического имеется обширная методологическая
литература. Достаточно четкая фиксация
этих уровней была осуществлена уже в
позитивизме 30-х годов, когда анализ языка
науки выявил различие в смыслах эмпирических
и теоретических терминов. Такое различие
касается и средств исследования. Рассмотрим
более детально эти различия.
Эмпирическое исследование
базируется на непосредственном практическом
взаимодействии исследователя с изучаемым
объектом. Оно предполагает осуществление
наблюдений и экспериментальную деятельность.
Поэтому средства эмпирического исследования
обязательно включают в себя приборы,
приборные установки и другие средства
реального наблюдения и эксперимента
[2].
В теоретическом же исследовании
отсутствует непосредственное практическое
взаимодействие с объектами. На этом уровне
объект может изучаться только опосредованно,
в мысленном эксперименте, но не в реальном.
Кроме средств, которые связаны
с организацией экспериментов и наблюдений,
в эмпирическом исследовании применяются
и понятийные средства. Они функционируют
как особый язык, который часто называют
эмпирическим языком науки.
2 Особенности технических
наук
Выявление особенностей технических
наук в основном осуществляется на основе
их сравнения с другими науками. К настоящему
времени авторами, чаще всего, выделяются
следующие науки [2]:
- естественные;
- гуманитарные;
- математические;
- технические.
Все эти науки рассматриваются
как равноправные.
Наиболее близкая связь наблюдается
между техническими и естественными науками.
Каждая техническая наука представляет
собой отдельную и автономную дисциплину,
которая обладает рядом особенностей.
Технические науки являются
частью «целой науки» и не должны далеко
отходить от технической практики. Техническая
наука хоть и обслуживает предметы технических
достижений, является в большей мере наукой,
т.е. направлена на получение объективного,
поддающегося социальной передачи знания.
В самом деле, сегодня никто
не удивится тому факту, что целевые исследования,
которые проводятся в промышленных лабораториях
инженерами-исследователями, получившими
высшее техническое образование, приводят
к важным научным достижениям или, что
кандидаты наук, профессора и преподаватели,
работающие в высших учебных заведениях
или академиях, приходят к важным теоретическим
открытиям. Поэтому технические науки
рассматриваются как самостоятельные
научные дисциплины, наряду с общественными,
естественными и математическими науками.
Но с другой стороны они существенно отличаются
от вышеописанных по своей специфике взаимосвязи
с техникой.
Технические и естественные
науки обладают одной и той же предметной
областью инструментально измеримых явлений.
Хоть они и могут рассматривать одни и
те же объекты, но проводят исследование
этих объектов совершенно разными методами
и методиками.
Технические действия играют
главную роль в экспериментальном оборудовании
естественных наук, а большинство физических
экспериментов является искусственно
созданными ситуациями. Объекты технических
наук можно представить в виде соединения
"естественного" и "искусственного".
Искусственность объектов технических
наук состоит в том, что они являются продуктами
адресной осознанной деятельности человека.
Их естественность заключается обычно
в том, что все искусственные объекты,
в конечном счете, создаются из натурального
(естественного) материала.
Артефакты – это естественнонаучные
эксперименты, а технические процессы
фактически видоизмененные природные
процессы. Осуществление эксперимента
– это, прежде всего, деятельность по производству
технических, а также технологических
эффектов и может быть отчасти определена
как инженерная. Это можно рассмотреть
на примере конструирования машин, в качестве
попытки создания искусственных процессов
и состояний, именно с целью получения
новых научных знаний о природе или подтверждения
научных законов, а не исследования закономерностей
принципа действия и создания самих технических
устройств.
Технические науки в первые
годы двадцатого века составили очень
сложную структуру знаний - от весьма систематических
наук до собрания правил в инженерных
руководствах.
К началу ХХ столетия технические
науки, произошедшие из практических,
приняли качество истинной науки, признаками
которой являются [3]:
- ориентир на эксперимент;
- построение математизированных
теорий;
- систематическая организация
научных знаний.
3 Соотношение
теоретического и эмпирического в технических
науках
3.1 Роль теории в
научном познании
Теория как форма научного знания
направлена на обнаружение закономерностей
того или иного фрагмента действительности.
В процессе построения научной
теории задействованы сеть базовых понятий,
совокупность методов, методологические
нормы и принципы, данные экспериментов,
обобщение фактов и заключение теоретиков
и экспертов. Построение научной теории
– это процесс, координируемый научными
целями и задачами.
Каждая теория относится к определенной
предметной области действительности
и отражает ее уровень. Теория должна представлять
ту или иную область действительности,
объяснять имеющиеся факты на основе найденной
закономерности, а также расширять сферу
познания. Развитая теория содержит в
себе сведения о причинных, генетических,
структурных и функциональных взаимодействиях
реальности. По форме теория предстает
как система непротиворечивых, логически
взаимосвязанных утверждений. Теории
опираются на специфический категориальный
аппарат, систему принципов и законов.
Развитая теория открыта для описания,
интерпретации и объяснения новых фактов,
а также готова включить в себя дополнительные
метатеоретические построения. Задача
ученого-теоретика – создать теорию или
сформулировать концепцию на основе материи
мысли, эмпирик же привязан к данным опыта
и может позволить себе лишь обобщение
и классификацию [3].
Развитая теория представляет
собой не просто совокупность связанных
между собой положений, но содержит в себе
механизм концептуального движения, внутреннего
развертывания содержания, включает в
себя программу построения знания. В этой
связи говорят о целостности теории.
3.2 Особенности
построения научной теории
Методологи обращают внимание
на три особенности построения развитой
научной теории [2].
Первая показывает на то, что
«развитые теории большей степени общности
в современных условиях создаются коллективом
исследователей с достаточно отчетливо
выраженным распределением труда между
ними», т.е. речь идет о коллективном субъекте
научного творчества. Это обусловлено
усложнением объекта исследования и увеличением
объема необходимой информации.
«Вторая особенность современной
теоретико-познавательной ситуации состоит
в том, что фундаментальные теории все
чаще создаются без достаточно развитого
слоя первичных теоретических схем и законов,
промежуточные звенья, необходимые для
построения теории, создаются по ходу
теоретического синтеза».
В качестве третьей особенности
выступает применение метода математической
гипотезы: построение теории начинают
с попыток прогнозирования ее математического
аппарата.
К особенностям становления
развитой научной теории, состоящим в
необходимости коллективного субъекта
научного творчества, в отсутствии развитого
слоя промежуточных звеньев первичных
схем и законов, а также в применении метода
математической гипотезы следует добавить
еще одну особенность, указывающую на
роль языка в процессе построения научной
теории как способа объективированного
выражения содержания науки.
Техническое знание в известной
степени определяется как характер деятельности
по созданию новых объектов, так и структурно-функциональные
характеристики самих объектов.
Рассмотрение особенностей
последних показывает их двойственную
природу, которая заключается в том, что
они представляют собой синтез «естественного»
и «искусственного». Искусственность
технических объектов выражается в том,
что они, будучи продуктами созидательной
человеческой деятельности, приспособлены
к целям деятельности, выполняют в ней
определенные функции, для осуществления
своих целей человек преобразовывает
тела природы, придает им форму и свойства,
соответствующие заданной функции. Границы
«искусственного» всегда определяются
«естественным», т.е. свойствами тел, поставленными
субъектом в те или иные взаимодействия.
Кроме того, сама сфера «естественного»,
вовлеченного в человеческую практику,
всегда исторически ограничена. Ограниченность
объекта «естественного», освоенного
субъектом и ставшего частью его среды,
накладывает отпечаток [2].
Исходя из двойственной природы
технического объекта, можно выявить следующие
его характеристики: всякий технический
объект может быть рассмотрен как естественное
явление, как частный случай проявления
закона природы, устанавливаемого естественными
законами; он обнаруживает специфические
характеристики, присущие как средству
целесообразной деятельности. Эти характеристики
функциональны по своей природе, они отражают
важнейшее действие объекта, область его
функционирования. Подобные свойства
могут быть названы техническими в отличие
от естественных свойств, характеризующих
технический объект, как форму естественного
существования.
Знание о технических свойствах
объекта не могут возникнуть в сфере одних
только естественных наук потому, что
они отражают функционирование объекта
в актах предметной деятельности, непосредственно
формируют его связь с содержанием и целью
практической деятельности. Исходя из
характеристик технического объекта,
можно сделать вывод, что технические
науки должны исследовать соотношение
между «естественным» и «искусственным»,
а также синтезировать данные, получаемые
в результате инженерно-практического
опыта и естественнонаучного исследования.
Так как через технические характеристики
обнаруживают себя отличительные особенности
функционирования технических объектов,
то без фиксации этих свойств и их описания
техническое знание немыслимо. В тоже
время техническое функционирование выступает
как проявление естественных характеристик
объекта, естественных природных сил.
В научно-техническом комплексе
дисциплин необходимо различать исследования,
которые включены в непосредственную
инженерно-техническую деятельность (практические
исследования) и теоретические исследования,
которые мы будем далее называть технической
теорией.
3.3 Специфика технической
теории
Понятие «техническая теория»
сравнительно недавно введено в философско-методологическую
литературу. Первые технические теории
формировались как приложение физических
теорий к конкретным областям инженерной
практики.
Специфика технической теории
состоит в том, что она ориентирована на
конструирование технических систем.
Научные знания и законы, полученные естественнонаучной
теорией, требуют еще длительной доработки
для применения их к решению практических
инженерных задач, в чем и состоит одна
из функций технической теории [4].
Теоретические знания в технических
науках должны быть обязательно доведены
до уровня практических инженерных рекомендаций.
Выполнению этой задачи служат в технической
теории правила соответствия, перехода
от одних модельных уровней к другим, а
проблема интерпретации и эмпирического
обоснования в технической науке формулируется
как задача реализации. Поэтому в технической
теории важную роль играет разработка
особых операций перенесения теоретических
результатов в область инженерной практики,
установление четкого соответствия между
сферой абстрактных объектов технической
теории и конструктивными элементами
реальных технических систем, что соответствует
фактически теоретическому и эмпирическому
уровням знания.