Специфика философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 11:58, контрольная работа

Краткое описание

Первое отличие философии (от мифологии и религии) — признание принципиальной проблематичности мира. Античные мудрецы поясняли, что философия начинается с удивления. Прежде всего перед тем обстоятельством, что мир, каким мы его знаем в обыденном опыте, и мир, как он есть на самом деле, различны. Картинка в электронном микроскопе разительно отличается от взгляда невооруженным глазом; космос невозможно описать привычными образами земных масштабов; поступки людей диктуются самыми разными мотивами, многие из которых неведомы им самим; и так далее, и тому подобное до бесконечности.

Содержание

1 Отличие философского знания от мифологического и религиозного....................1
2 Отличие философии от частых естественных и социально-гуманитарных наук...................................................................................................................................4
3 Объект и предмет философии.....................................................................................7
4 Определение философии............................................................................................10
5 Список литературы.....................................................................................................16

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.docx

— 49.26 Кб (Скачать файл)

5

 

  1. сознательное и стихийное  и т.п., где люди выражают свои  интересы,

ставят и реализуют  определенные цели и т.д. 2. Социальное  познание ориентировано прежде  всего на процессы, т.е. на развитие  общественных явлений. Главный  интерес тут - динамика, а не  статика, ибо общество практически  лишено стационарных, неизменных  состояний. Поэтому главный принцип  его исследования на всех уровнях  - историзм, который был гораздо  раньше сформулирован в гуманитарных  науках, чем в естествознании, хотя  и здесь - особенно в XXI в. - он  играет исключительно важную  роль.     

3. В социальном познании исключительное  внимание уделяется единичному, индивидуальному (даже уникальному), но на основе конкретно-обшего  закономерного.      

4. Социальное познание - всегда ценностно-смысловое  освоение и воспроизведение человеческого  бытия, которое всегда есть  осмысленное бытие.       

5. Социальное познание неразрывно  и постоянно связано с предметными  ценностями (оценка явлений с  точки зрения добра и зла,  справедливого и несправедливого  и т.п.) и "субъективными" (установки,  взгляды, нормы, цели и т.п.). Они указывают на человечески  значимую и культурную роль  определенных явлений действительности. Таковы, в частности, политические, мировоззренческие, нравственные убеждения человека, его привязанности, принципы и мотивы поведения и т.д. Все указанные и им подобные моменты входят в процесс социального исследования и неизбежно сказываются на содержании получаемых в этом процессе знаний.  
6. Важное значение в социальном познании имеет процедура понимания как приобщение к смыслам человеческой деятельности и как смыслообразование.     

7. Социальное познание имеет текстовую  природу, т.е. между объектом  и субъектом социального познания  стоят письменные источники (хроники,  документы и т.п.) и археологические  источники. Иными словами, тут  происходит отражение отражения:  социальная реальность предстает  в текстах, в знаково-символическом  выражении.      

8. Весьма сложным и очень опосредованным  является характер взаимосвязи  объекта и субъекта социального  познания. Здесь связь с социальной  реальностью обычно происходит  через источники - исторические (тексты, хроники, документы и т.д.) и  археологические (материальные остатки  прошлого). Если естественные науки  непосредственно нацелены на  вещи, их свойства и отношения,  то гуманитарные - на тексты, которые  выражены в определенной знаковой  форме и которым присуще значение, смысл, ценность. Текстовая природа  социального познания - характерная  его черта.     

9. Особенностью социального познания  является его преимущественная  ориентация на "качественную окраску  событий". Явления исследуются  главным образом со стороны  качества, а не количества. Поэтому  удельный вес количественных  методов в социальном познании 

 

6

намного меньше, чем в науках  естественно-математического цикла.  Однако и здесь все шире  развертываются процессы математизации,  компьютеризации, формализации знания  и т.п.     

10. В социальном познании "нельзя  пользоваться ни микроскопом,  ни химическими реактивами", ни  тем более сложнейшим научным  оборудованием - все это должна  заменить "сила абстракции". Поэтому  здесь исключительно велика роль  мышления, его форм, принципов и  методов. Если в естествознании  формой постижения объекта является  монолог (ибо "природа молчит"), то в гуманитарном познании - это  диалог (личностей, текстов, культур  и т.п.). Диалогическая природа  социального познания наиболее  полно выражается в процедурах  понимания. Если классификация  наук - их расчленение "по вертикали", то периодизация - их развертывание  "по горизонтали", т.е. по  оси времени в форме определенных, следующих друг за другом, исторических  периодов (ступеней, фаз, этапов).     

Анализируя  специфику социально-гуманитарного знания, Риккерт указывал следующие его основные особенности: его предмет — культура (а не природа) — совокупность фактически общепризнанных ценностей в их содержании и систематической связи; непосредственные объекты его исследования — индивидуализированные явления культуры с их отнесением к ценностям; его конечный результат — не открытие законов, а описание индивидуального события на основе письменных источников, текстов, материальных остатков прошлого; сложный, очень опосредованный способ взаимодействия с объектом знания через указанные источники; для наук о культуре характерен идеографический метод, сущность которого состоит в описании особенностей существенных исторических фактов, а не их генерализация (построение общих понятий), что присуще естествознанию — номотетический метод (это главное различие двух типов знания); объекты социального знания неповторимы, не поддаются воспроизведению, нередко уникальны; гуманитарное знание целиком зависит от ценностей, наукой о которых и является философия; абстракции и общие понятия в гуманитарном познании не отвергаются, но они здесь — вспомогательные средства при описании индивидуальных явлений, а не самоцель, как в естествознании; в социальном познании должен быть постоянный учет всех субъективных моментов; если в естественных науках их единство обусловлено классической механикой, то в гуманитарном — понятием «культура».

 

3 Объект и предмет  философии

   Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект - это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия

 

7

(и язык, и знание, наука,  предметы научного познания)

      Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и  предметы философского знания могут  быть:  
1) материальными - вещи, явления,  
2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь  же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

    Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта.

    Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.

    Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален.

    Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.

 

 Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:  
1) мира - философская антология и космология,  
2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм,  
3) общества - социальная философия.

   

Выделяют два уровня  
- внутренний - микрокосмос,  
- внешний - макрокосмос.

Один уровень без второго  не дает цельное представление о  личности. Но в связи с тем, что философия выступает в роли методологии познания, то она свой предмет представляет в форме: 1) универсальных понятий, где все подчинено единству всего сущего (Гуссерль),  
1) познание принципов природы и отношения человека к ней с помощью определенных связей (Шлегель),  
2) как спор человека с природой, захватывающий его целиком и где есть ностальгия к тому, чтобы быть повсюду дома (Хайдеггер),  
3) Философию можно рассматривать как любовь к мудрости, где главное учение о принципах или наиболее обобщенном знании о мире как целом или как учение о сущности бытия, т.е. понять смысл пребывания человека на земле (Бердяев),  
4) В 20 гг. философия все больше выражает личную и политическую свободу личности, где человек рассматривает себя как частица объективной воли, которую он познает как свою собственную, т.е. через объективную волю он идет к самопознанию (Гегель),  
5) Философия как теософия, или цельное знание (Соловьев).

8

   Любая философия все равно характеризует духовное основание мировоззрения личности.

    Шопенгауэр призывал философов к компромиссу. Предметом философии нужно считать не мир в целом, а проблему сущности мира. Остальные вопросы должны составлять круг интересов других наук и в частности естествознания.

Но если мы будем рассматривать  предметом философии сущность мира, а с ней взаимосвязана проблема бытия, то в таком случае мы получим  единство, целостность и гармонию мира в качестве исходной предмета философии, где первооснова смыкается  в единстве и многообразии целого.

    Но самым древним предметом философии является:  
1) проблема человека, куда входят вопросы его природы и сущности, души тела, добра и зла, чести и бесчестия, жизни и смерти и предназначения существования,  
2) выявление социальной сущности человека, т.е. непосредственная зависимость его общественных структур привела к тому, что предметом философии стали проблемы общества.

    Обществен-ые отн-я как исторически сложившиеся формы совмест-ой деятел-ности людей.

     Но если мы говорим о социальной сущности человека, значит мы должны выделить и сущность общества, его значение в жизни и деятельности человека. И это обусловило выход на проблему самосознания человека и человечества, а в связи с этим и философия истории.

    Но в качестве предмета философии выступает и природа, понимаемая в качестве проявления сущего (вселенная, материя, дух и т.д.) именно это использовали философские школы натуралистического и натурфилософского направления, объединяемые общим направлением философия природы.

Среди всех предметов философии  есть определяющие, к которым относятся  проблемы человека, смысла и цели истории  и человеческого существования, религиозно-нравственные вопросы.

К определяемым относятся проблемы мира, знания, языка.  
К сопутствующим - проблемы натурфилософии.

     Все они в совокупности и обеспечивают ту философскую матрицу, которая недоступна ни одной из других областей знания. Не правы те, кто считает, что основным вопросом философии является отношение мышления к бытию. Эта проблема значима в аспекте разграничения двух философских направлений: материализма и идеализма.

    Различия между этими двумя направлениями стираются при более углубленном понимании того и другого.

Основных вопросов философии  столько, сколько в ней проблем.

    Камю: Решить стоит ли жить или нет, значит решить основной вопрос философии.

     Предмет философии в известной степени это тоже конкретно-историческое явление. Он изменяется с изменением исторических, культурных и социальных условий. Это обеспечивает изменение философской мысли, способов философствования, представлений о мире, человеке и обществе, набор проблем, составляющих предмет философии.

9

4 Определение  философии

 

Философия  включается в себя  концепции о жизни и мире, в котором живет человек. По выражению известного английского философа Бертрана Рассела, философия является продуктом двух факторов: традиции и научных исследований. 
     Слово “философия” употребляется в различном  смысле, широком и узком. Можно сказать также, что философияявляется чем-то промежуточным между теологией и наукой. Подобно теологии, она рассуждает о предметах, точное знание относительно которых недостижимо. Подобно науке, она обращается к разуму, а не к авторитету, и пытается дать ответ на сложнейшие вопросы бытия. Наука и теология соотносятся между собой так, как более или менее точное знание и догматика. Вместе с тем, между теологией и наукой есть область знания, подвергаемая критике и со стороны той и другой, это и есть философия. 
    Взаимосвязь философии и частных наук состоит в том, что философия дает предельно общее знание. Физика же или математика – это частное знание науки. Философия – знание о всеобщем мире, частная наука - знание об одной из сторон этого мира. Философия - знание об объективной реальности, не зависящей от нас. 
    По мысли Х. Ортега-и-Гассета, современного европейского мыслителя, философия формирует мысль об объективной реальности и учит человека строить свою деятельность в зависимости от нее. "В отличие от физики и наук, ей подобных, философия ищет такой реальности, которая не зависела бы от наших действий, а способствовала тому, чтобы наши действия зависели от нее".  
    Человек живет в мире и так или иначе его воспринимает. Он может руководствоваться обыденным сознанием, или житейским, меняя свое мнение в зависимости от очередных авторитетов, а может иметь свое собственное мнение и свою позицию. Выработать свою позицию, независимую от обстоятельств и авторитетов, трудно. И таких людей — с соственной позитивной установкой—называют самостоятельными, им, как правило, симпатизируют. Многие писатели и ученые, вспоминая о прожитых годах формирования, говорили о важности такого процесса становления личности. 
  Людей, обладающих особой внутренней цельностью, умнием противостоять невзгодам и жизненным неурядицам, нередко называют философами. Есть ли такие философы рядом с нами? Кого мы могли бы назвать в своей обычной жизни философами? Видимо, тех, к кому сами нередко обращаемся за житейским советом. Сознаем мы это или нет, но обращаемся не к каждому, а к разумному человеку. 
    Как писал Б.Рассел, философия - это одновременно и следствие, и причина. Она есть следствие социальных обстоятельств, политики и политических

10

институтов; времени, к которому принадлежит. И она есть причина  убеждений, определяющая, в свою очередь, политику и социально-политические институты последующих веков. 
    Невозможно рассматривать философов вне времени. Начиная с древнейших времен, философия была не просто делом школ или споров между отдельными группами ученых, а неотъемлемой частью жизни общества. 
    Философия есть совокупность концепций о жизни и мире. Главный (основной) вопрос философии - вопрос об отношении знания к бытию, духа к природе.  Философия есть размышление о том, что в мире преобладает: духовное или материальное. Каково соотношение между ними? Познаваем ли мир?  Если мир познаваем, то - насколько? Насколько наше знание может быть адекватным реальности?  Эти и многие другие вопросы и являются философскими вопросами. 
    Философия включает в себя и религиозные, и этические, и эстетические концепции, и естественнонаучные гипотезы. Философия в широком смысле этого слова есть мудрость вообще. Философия в узком смысле  слова есть теория философствования.      
    Что предполагает философская разумность? Ясно, что это не возрастное состояние мудрого старца. Ведь и старый человек может быть глупцом, а юный - мудрецом. Так что же такое мудрость? 
    Попробуем спросить об этом у одного старого философа - Аристотеля (4 в. до н. э.).Аристотель - древнегреческий мыслитель, известен тем, что основал Ликей (школу философов) и что был учителем великого полководца Александра Македонского. Что же он нам ответит на наш вопрос? “Во-первых, ...мудрый, насколько это возможно, знает все, хотя он и не имеет знания о каждом предмете в отдельности. Во-вторых, мы считаем мудрым того, кто способен познать трудное и нелегко постижимое для человека... В-третьих, мы считаем, что более мудр во всякой науке тот, кто более точен и более способен научить выявлению причин...”.

Информация о работе Специфика философского знания