Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 15:26, реферат
Под эпохой средних веков принято понимать довольно длительный исторический период, в рамки которого входит зарождение и становление европейской средневековой цивилизации и продолжительный процесс ее трансформации - перехода к Новому времени. Эпоху Средневековья начинают обычно с условной даты - с падения Западной Римской империи в 476 г.. Однако, по мнению современных медиевистов, более справедливо проводить границу где-то в к.VI - нач.VII столетия, после вторжения в Италию лангобардов.
1. Введение.
2. Спор об универсалиях : номинализм, реализм, концептуализм.
3. Проблемы универсалий.
4. Проблемы доказательств бытия Божия.
5. Заключение.
qwertyuiopasdfghjklzxcvbnmqwer
РЕФЕРАТ По дисциплине: Философия На тему: Спор об универсалиях: номинализм, концептуализм, реализм. Проблема доказательств бытия Божия.
Выполнила: Шик Э.В.
|
1. Введение.
2. Спор об универсалиях : номинализм, реализм, концептуализм.
3. Проблемы универсалий.
4. Проблемы доказательств бытия Божия.
5. Заключение.
1. ВВЕДЕНИЕ
Под эпохой средних веков
принято понимать довольно длительный
исторический период, в рамки которого
входит зарождение и становление
европейской средневековой
В период ранней схоластики
вновь вспыхнул спор, содержанием
которого был вопрос: существуют ли
реально универсалии или нет?
Эта проблема, будучи главной темой
философии ранней схоластики, не исчезает
в период расцвета схоластики, а
через позднюю схоластику переходит
и в философию Нового времени.
Проблема универсалий уходит корнями
в философию Платона и
В средневековье вопрос об универсалиях
приходит не прямо от великих философов
древности, а от их комментаторов, в частности
от ученика Плотина Порфи-рия Последний
в работе «Введения к категориям Аристотеля»
поставил вопросы о характере родов и
видов, о том, существуют они в природе
или только в разуме, в интеллекте, в мысли;
если существуют, то телесны они или бестелесны,
отделены ли от чувственно воспринимаемых
вещей или содержатся в них.
Порфирий не ответил на поставленные вопросы
Боэций в своих комментариях в связи с
вопросами, поставленными Порфирием, подошел
к новой проблеме: являются категории
Аристотеля видами реальных вещей или
лишь знаками языка? Под влиянием стоицизма
он склонялся к выводу, что они являются
знаками языка Философской основой спора
между реализмом и универсализмом был
вопрос об отношении общего и единичного,
индивидуального. Реализм (от лат. realis
— реальный, действительный)2 приписывал
существование лишь общему. Он проявился
в ряде концепций, в которых излагалось
отношение к реальности общих понятий
и единичных вещей. Крайние реалисты придерживались
платоновского учения об идеях; общее
— это идеи, которые существуют до единичных
вещей (апtе rеs) и вне их. Сторонники умеренного
реализма исходили из аристотелевского
учения об общих родах, согласно которому
общее реально существует в вещах (in rebus),
но ни в коем случае не вне их.
1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют
реальное существование и предшествуют
единичным вещам и предметам. Основные
представители реализма - Ансельм Кентерберийский
и Иоганн Скотт. Реализм - продолжение
традиций Платона и его теории идей.
2. номиналисты - отрицали онтологическое
значение универсалий и утверждали что
общие понятия существуют только в мышлении,
а не в действительности. Основные представители
- Дунс Скотт, Оккам. Как самостоятельное
течение номинализм основан Росцелленом
(он утверждал, что реально существуют
только единичные вещи, а общие понятия
лишь имена). Номинализм - продолжение
традиций Аристотеля
3. концептуализм - умеренная позиция в
споре об универсалиях. Отвергался крайний
реализм и утверждалось, что в единичных
предметах существует нечто общее, выражаемое
понятием. Основные представители концептуализма
- Фома Аквинский, Петр Абеляр.
2. СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ: НОМИНАЛИЗМ, РЕАЛИЗМ, КОНЦЕПТУАЛИЗМ.
Схоластическое философское мышление сосредоточивалось в сущности на двух проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма, с другой — на доказательстве существования бога.
В период ранней схоластики
вновь вспыхнул спор, содержанием
которого был вопрос: существуют ли
реально универсалии или нет?
Эта проблема, будучи главной темой
философии ранней схоластики, не исчезает
в период расцвета схоластики, а
через позднюю схоластику переходит
и в философию Нового времени.
Проблема универсалий уходит корнями
в философию Платона и
В средневековье вопрос об универсалиях приходит не прямо от великих философов древности, а от их комментаторов, в частности от ученика Плотина Порфи-рия Последний в работе «Введения к категориям Аристотеля» поставил вопросы о характере родов и видов, о том, существуют они в природе или только в разуме, в интеллекте, в мысли; если существуют, то телесны они или бестелесны, отделены ли от чувственно воспринимаемых вещей или содержатся в них.
Порфирий не ответил на
поставленные вопросы Боэций в своих
комментариях в связи с вопросами,
поставленными Порфирием, подошел
к новой проблеме: являются категории
Аристотеля видами реальных вещей или
лишь знаками языка? Под влиянием
стоицизма он склонялся к выводу,
что они являются знаками языка
Философской основой спора
Номиналисты (от лат. nomen — имя), напротив, не допускали реального существования универсалий, общее существует лишь после вещей (роst rеs). Приверженцы крайнего крыла номинализма считали общее лишь пустым, ничего не содержащим «выдохом голоса», звуковой стороной слова. Более умеренные также отрицали реальность общего в вещах, но признавали его как мысли, понятия, имена, играющие важную роль в познании (концептуализм).
В споре средневекового номинализма и реализма намечаются элементы, тенденции борьбы материализма и идеализма. Однако в этот период не было «чистого» материализма и «чистого» идеализма. Номинализм был идеализмом, но содержал материалистические тенденции, ибо исходил из реальности чувственного мира. Он подрывал схоластику изнутри, разрушал «единство» науки и веры, готовил почву для отделения философии от теологии, а также для нового естествознания.
Ортодоксальному католицизму,
с одной стороны, теоретически был
ближе реализм, но, с другой стороны,
он практически представлял
Теологический рационализм, обусловленный реализмом, также был источником рационалистической критики схоластики.
Период после Эриугены вплоть до выхода на историческую арену следующего из отцов схоластики — Ансельма Кентерберийского (1033—1109) — был в философском отношении малоплодотворным. Лишь в некоторых городах и центрах сохранились труды античных авторов и трактаты первых «отцов церкви».
Жизнь Ансельма характеризуется двумя фазами. Во Франции он вел тихую жизнь ученого и учителя, в Англии, как архиепископ, воевал с английским королем за права церкви. В средние века его называли «вторым Августином». Взял он от Августина многое, прежде всего принципы отношения веры и разума, а также понятие бога. Среди его произведений — «Моно-логиум» и «Прослогион», трактаты о главных вопросах теологии, о реальности и характере бога. Ансельм пишет от первого лица, в духе схоластики.
Так же как Эриугена, он тесно связывал философскую истину-разум и истину откровения — веру. Мышление должно быть подчинено вере, которая является его предпосылкой и должна ему предшествовать. Без веры нет подлинного познания. Ансельм в словах «верю, чтобы понимать» (сredo, ut intelligam) четко определяет позицию схоласта. Вера должна быть исходной точкой и целью рационального мышления, но вера должна быть исключена из операций мышления, она не может служить аргументом. Святое писание указывает, что является истиной, но не объясняет, почему оно является истиной. Разум свободен и самостоятелен — но в границах догматов. Девизом Ансельма было «вера ищет разум», что характерно для всего периода древней схоластики. Ансельм, таким образом, впервые сформулировал задачи теологии и философии. Многие историки средневековой философии называют его первым схоластом.
В понимании мира он близок
к Платону: реальны только понятия
(единичные и общие). «Истина» содержится
не только в мышлении; она самостоятельна,
реально существует. Суждения истинны,
так как они входят в «истину»
вообще, поэтому, например, и справедливые
действия совершаются на основе их
причастия к понятию