Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 22:02, реферат
Для того чтобы сравнить ценности эгоизма альтруизма и гедонизма необходимо раскрыть сущность этих понятий, рассмотреть историю их появления и определить науку в наибольшей степени изучающую их.
Филосо́фия это наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Э́тика - философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
ВВЕДЕНИЕ. 3.
АЛЬТРУИЗМ, ГЕДОНИЗМ, ЭГОИЗМ.
Понятие альтруизм изучаемое философией и психологией. 6.
Понятие гедонизм его сущность, появление и применение. 10.
Сущность понятия эгоизм. 15.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 19.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАРЕЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РАНХиГС
Отделение высшего профессионального образования
Философия
Реферат
Сравнительный анализ ценностей альтруизма, гедонизма и эгоизма.
Выполнил студент 1 курса (1год обуч.)
напрвления 080100.62 «Экономика»
обучающийся по заочной форме, на базе среднего
профессионального образования
Тарасова Екатерина Владимировна
«____»____________________20__
Научный руководитель:
Швец Лариса Павловна , доцент кафедры
Гуманитарных дисциплин Карельского филиала
РАНХиГС
Дата
сдачи_________________________
Оценка________________________
Подпись руководителя_________________
Петрозаводск
2013 год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
АЛЬТРУИЗМ, ГЕДОНИЗМ, ЭГОИЗМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
ВВЕДЕНИЕ.
Для того чтобы сравнить ценности эгоизма альтруизма и гедонизма необходимо раскрыть сущность этих понятий, рассмотреть историю их появления и определить науку в наибольшей степени изучающую их.
Филосо́фия это наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.
Э́тика - философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д.Термин этика иногда употребляется также для обозначения системы моральных и нравственных норм определённой социальной группы.
Изучение всеобщих законов развития мира и общества , изучение процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и отношений определяют задачи философии на протяжении ее истории.
В обществе нравственные отношения опираются на ценности. Ценности - это объекты, явления и их свойства, а также абстрактные идеи, которые воплощают в себе обобщенные идеалы и выступают благодаря этому как эталон. Это то, что человек больше всего ценит в жизни, окружающем его мире, людях, материальной и духовной культуре, это то, чем она особенно дорожит и что придает важнейшее значение. Ценности, обеспечивающие жизнь человека — это здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе ее выбора. Нравственные ценности человека это совокупность правил и норм поведения в обществе.
Ценности могут быть личностными и коллективными, или корпоративными. Под коллективными или корпоративными, ценностями понимаем общественное значение и достоинство человеческой личности. Нравственные характеристики действий должностных лиц - руководителей и рядовых работников, моральные нормы, принципы, идеалы, которыми руководствуются в организации.
Личностные ценности разделяют на несколько групп:
материальные (т.е. все то, что поддерживает физическую и умственную активность людей) - здоровье, безопасность труда, материальное благосостояние, профессиональное мастерство и др..)
социальные ценности (социальную уважение, социальные достижения, социальную активность и т.д.).Восприняты лицом социальные ценности, выступающие целью жизни и основными средствами их достижения и поэтому приобретают функции важных регуляторов ее социального поведения, выступают как ценностные ориентации. Они влияют на мотивацию личности, формируют ее концепцию истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и др..;
духовные, или моральные. Именно они определяют установки на взаимодействие и общение между людьми.
Вместе с созданием ценностей одновременно формировались требования к поведению человека, которые регулировали как распределение этих ценностей, так и взаимоотношения между людьми. В первую очередь это были правила, регулирующие человеческое поведение, позднее в науке они получили название норм. Разные нормы имели разную степень влияния и значение в поведении людей, и те из них, которые приобретали наибольшее значение, становились общепринятыми. Моральных нормы это стандарты обычаев или поведения, принятые в конкретном обществе они стали образцом поведения и обязательными для выполнения. Они не имеют юридической силы, но большинство людей руководствуются ими. Люди руководствуюясь общепринятыми моральными нормами, формируют нравственную культуру. Нравственная культура личности, это:
• знание общих моральных принципов, умение их "переплавлять" в убеждения;
• культуру этического мышления, т.е. способность морального суждения;
• культуру чувств - способность к сопереживанию, умение прийти на помощь;
• культуру поведения, т.е. превращение знаний о моральных принципах в повседневную норму поступков;
• этикет - внешнее проявление нравственной культуры, манеры поведения.
Для каждого человека существует своя линия поведения, моральные принципы, такие как, эгоизм, альтруизм или гедонизм. Выбирая принцип, человек выбирает моральную ориентацию в целом. Моральной культуре, каждый человек сможет научиться самостоятельно. Нравственную позицию можно произвести, читая литературу, изучая действия других людей, анализируя свои действия, размышляя над смыслом жизни.
Задачи данной работы:
Целью является определение науки изучающей понятия альтруизм, гедонизм и эгоизм.Рассмотреть историю их появления. Дать общую характеристику данным понятиям, выделить основные ценности. На примерах раскрыть их применение в быту. А в заключении данной работы сравнить эти ценности.
Альтруи́зм — понятие, которым осмысливается активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.1
Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт2. Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких либо затрат.3 Русский философ Владимир Соловьев в работе Оправдание добра обосновывает альтруизм через жалость и считает его естественным проявлением человеческой природы (всеединства), тогда как его противоположность (эгоизм, отчуждение) является пороком. Общее правило альтруизма согласно В. С. Соловьёву может быть соотнесено с категорическим императивом И. Канта: поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобою.4 Б. Ф. Скиннер провел анализ такого явления, как альтруизм, и пришел к следующему выводу: «Мы уважаем людей за их хорошие поступки только тогда, когда мы не можем объяснить эти поступки. Мы объясняем поведение этих людей их внутренними диспозициями только тогда, когда нам не хватает внешних объяснений. Когда же внешние причины очевидны, мы исходим из них, а не из особенностей личности».5 Вера в то, что люди должны оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, безотносительно к возможной выгоде в будущем, является нормой социальной ответственности. Именно эта норма побуждает людей, например, подать руку, человеку который упал. Эксперименты показывают, что даже тогда, когда оказывающие помощь остаются неизвестными и не ожидают никакой благодарности, они зачастую помогают нуждающимся лицам. Те, кто любит, всегда стремятся прийти на помощь возлюбленному. Однако интуитивное, неосознанное желание помочь вовсе не обязательно должно относиться к тому человеческому существу, с кем вас связывают узы любви или дружбы. Совсем наоборот, альтруистическое стремление оказать помощь совершенно постороннему человеку издавна считается доказательством особенно изысканного благородства. Подобные бескорыстные порывы альтруизма проявляются в нашем обществе чрезвычайно часто и даже, как утверждают знатоки, как бы сами несут в себе моральное вознаграждение за причинённые нам хлопоты. Испытывая эмпатию, мы обращаем своё внимание не столько на наш собственный дистресс, сколько на страдания других. Ярчайший пример эмпатии — безоговорочное, моментальное оказание помощи людям, к которым мы испытываем привязанность. В среде учёных, изучающих взаимосвязь эгоизма и эмпатии были разные точки зрения, проводились многочисленные эксперименты: очень уж хотелось достоверно определить, способен ли вообще человек на абсолютное бескорыстие. Результаты экспериментов свидетельствовали, что да, способен, но учёные-скептики утверждали, что ни один эксперимент не может исключить всех возможных эгоистических мотивов оказания помощи. Тем не менее, дальнейшие эксперименты и сама жизнь подтвердили, что есть люди, которые заботятся о благе других, иногда даже в ущерб своему собственному благу. Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта. Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть, исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный-нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью. Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.
Действия в соблюдение обязательств и ожиданий иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту. Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность — филантропией. Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.
Рациональный альтруизм — это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей6. Можно выделить несколько направлений рационализации альтруизма:
Альтруизм как мудрость (пруденция) (через моральное право (чувство «вправе») и добрые дела может быть оправдан разумный эгоизм (Кристоф Лумер).
Альтруизм как взаимный (реципрокный) обмен. Рациональность взаимного обмена очевидна: действие, основанное на нормах взаимности (справедливость, честность), ориентированы не точный учет произведённых усилий и их компенсацию. Скорее, речь идет о предотвращении использования альтруистов эгоистами, таким образом, чтобы процесс обмена мог быть продолжен. Взаимность является средством для предотвращения эксплуатации.
Альтруизм как обобщённый обмен. Обобщенные системы обмена характеризуются тем, что они основаны на усилиях, прилагаемых в одностороннем порядке без прямой компенсации. Любой может оказаться получателем выгоды (от альтруистического действия) или тем, кто это действие совершает. Рациональность обобщенного обмена состоит в том, что каждый, кто нуждается в помощи, может получить её, но не прямо от кого-то, но косвенно; важную роль здесь играют отношения доверия между людьми.
Рациональный баланс собственных и чужих интересов (например, теория рациональных/социальных решений Говарда Марголиса).
Парето-альтруизм. Согласно итальянскому экономисту и социологу Паретo, Вильфредо, его известному распределению, «80 % последствий порождают 20 % причин», альтруистические действия возможны и не требуют привнесения никаких жертв в выгодах.
Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины, более вероятны, уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы. Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон, просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.
Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Ссылаясь на исследования социальных психологов, описанные в книге Ли Росса и Ричарда Нисбетта : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз.»
Как тип этического учения гедонизм берет начало в школе киренаиков и складывается как разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.
Гедонизм - этические учения и нравственные воззрения, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания.7 Хотя Аристипп, вслед за софистами, не делал различий между наслаждениями (по их источнику), он принимал во внимание наслаждение, достижимое в данный момент, и игнорировал возможные, но недостижимые в настоящем наслаждения. Аристипп считал, что ценности зависят от человеческих установлений и не являются таковыми сами по себе. Поэтому следует знать, что принято, чтобы избегать дурных поступков, влекущих за собой наказание. Однако наслаждение как конечное благо всегда привлекательнее, чем соблюдение установлений. Богатство ценно, но не само по себе, а как возможность наслаждения. Друзей также любят ради выгоды. Сократ (насколько можно судить по Ксенофонту и раннему Платону) отстаивал умеренный гедонизм. Однако указывая на необходимость овладения телесными желаниями, он ратовал и за понимание того, что жизнь человека не оценивается сообразно тому, испытал он удовольствие или нет, а удовольствием следует называть сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий — дурных и хороших, а также истинных и ложных. Платон в зрелых произведениях надеялся показать, что хотя хорошая жизнь хороша не потому, что полна удовольствий, все же возможно доказать, что наиприятнейшая жизнь является одновременно наилучшей жизнью; в поздний период творчества он считал, что критерий приятности не может быть использован как критерий для определения какой-либо жизни как наилучшей, и стремился показать, что удовольствие является не благом, но лишь тем, благодаря чему благо обретается. Аристотель также считал, что удовольствие как таковое не есть благо и не достойно избрания само по себе.
Информация о работе Сравнительный анализ ценностей альтруизма, гедонизма и эгоизма